«Улица страха» в трёх частях: очень «наивное» кино

Три пятницы подряд на Netflix выходила «Улица страха» Ли Джаньяк. О чём: проклятие повешенной в 1666 году ведьмы не даёт покоя жителям провинциального городка Шейдисайд. С завидной регулярностью на улицах появляются серийные убийцы. Кто: Максим Ершов угадывает фильмы, которыми вдохновлялась Джаньяк, и расстраивается из-за тенденции стримингов не искать новые сюжеты, а идти проторённым путём хитов предыдущих лет.

В 1994 году в Шейдисайде кассиршу книжного магазина Хизер (Майя Хоук) убил свихнувшийся одноклассник. Трудно объяснить, почему он взялся за нож и зарезал подругу в ночном торговом центре. В парня словно бы вселился злой дух. Через несколько дней старшеклассница Сэм (Оливия Уэлш) случайно потревожила могилу повешенной в 1666 году ведьмы Сары Фир. Теперь за ней гоняются самые известные маньяки (на любой вкус — с ножами или топорами) в истории города. Сэм пытается спасти бывшая девушка Дина (Киана Мадейра), её младший брат и знаток легенд Шейдисайда Джош (Бенжамин Флорес — мл.), а также красотка Кейт (Джулия Ревальд) и хихикающий укурок Саймон (Фред Хехингер). В перерывах между беготнёй от кровожадных убийц они пытаются найти возможность снять ведьмино проклятие. На это у них уйдут все три фильма.

Все три части «Улицы страха» сняла Ли Джаньяк. Ранее она отметилась хоррором «Медовый месяц» (2013) и эпизодами сериалов «Крик», «Изгой» и «Паника». В основе «Улицы страха» лежит одноимённая серия подростковых романов американского писателя Роберта Лоуренса Стайна. Возможно, в России он более известен совсем уж детскими книгами, выходившими в цикле «Ужастики». Практически каждая глава этих пугающих произведений заканчивалась так: он открывает шкаф, а там... На следующей странице читателя ожидало продолжение: ...висела старая мамина шуба. Если те книги были ориентированы на учеников начальных классов, «Улица страха» — литература подростковая, такой же получилась и её экранизация.

Фото: Netflix

Первый сезон «Очень странных дел» вышел на Netflix 5 лет назад. За это время большие экраны покорили две части «Оно» по роману Стивена Кинга. «Улица страха» пытается повторить успех предшественников, но вдохновляясь слэшерами разных эпох. Открывающая первый фильм сцена подозрительно напоминает смерть героини Дрю Бэрримор в «Крике» Уэса Крейвена. Действие второй части разворачивается в 1978 году, да ещё и в летнем лагере. Правильно, вспомним Джейсона Вурхиза в хоккейной маске и его проделки в фильме «Пятница, 13-е». Колдунья в лесу напоминает о «Ведьме из Блэр». Трудно не заметить, что ещё Джаньяк любит «Хэллоуин» Джона Карпентера и «Полтергейста» Тоуба Хупера. Но знать и ценить достойных образчиков жанра мало. И переработанный продукт не всегда получается съедобным. Переосмысление жанра требует нового взгляда на избитые клише, американская режиссёрка же в произвольном порядке жонглирует архетипическими персонажами олдскульных хорроров, надеясь случайно сложить свежую картинку. Фактически Джаньяк даёт краткую справку об истории американских фильмов ужасов. Правда, калейдоскоп фрагментов сильно уступает оригинальным работам.

Ли Джаньяк — супруга Росса Даффера, одного из создателей «Очень странных дел». Может быть, поэтому в первой части ненадолго появляется Майя Хоук, а во втором фильме большая роль у Сэди Синк (она же рыжеволосая Макс). Любители сериала будут довольны — Netflix передал им привет. Но если уже культовое детище братьев Даффер отличали как обаятельные герои, так и научно фантастическое ретро в духе раннего Стивена Спилберга, «Улица страха» толком и не знает, на что ей опереться. Дети, маньяки, загадки, ведьмы — слишком много возможностей.

Фото: Netflix
Фото: Netflix

Сценаристы «Улицы страха» чувствуют, что чего-то их коктейлю не хватает, поэтому стараются подсунуть зрителям побочные ветви. Рядом с трагическим Шейдисайдом находится безоблачный Саннивиль. Почему жителям одного города не переехать в другой? Или между ними есть какой-то социальный барьер? Остаётся только догадываться, но населённые пункты враждуют, а жителя, посмевшего пересечь границы враждебного города, моментально окрестят предателям его же соседи (в основном кочуют в сторону Саннивиля).

Главное достоинство трёхчастного творения Джаньяк — потрясающий, хоть и несколько эклектичный саундтрек. Это не случай «Очень странных дел», где Дафферы крутят хиты 1984 или 1985 года, идеально вписывая музыку в контекст событий сериала и создавая атмосферу времени. Режиссёрка «Улицы страха» просто вываливает любимые композиции, но вкус у неё хороший. Nirvana, Дэвид Боуи, Nine Inch Nails, Garbage, Iron Maiden, Radiohead, The Prodigy, Pixies, The Buzzcocks, Blue Oyster Cult, Oasis... Всех не перечислить. Только ради них и стоит смотреть все три части подросткового хоррора. В самой обычной кровавой сцене внезапно может зазвучать хит группы Kansas.

Фото: Netflix

Ностальгирующим по славным хоррорам 80-х — 90-х точно не стоит проходить мимо «Улицы страха». Лишний раз можно убедиться в превосходстве классики. Уж слишком наивной и одномерной выходит трилогия Джаньяк. Злу в виде маньяков и ведьм даже хочется пожелать удачи. Могли бы победить хоть раз.


Автор — КИНОТВ
Поделиться
Читайте также
Рецензии Опиаты для народа: в прокате «На игле» Дэнни Бойла 
Андрей Карташов вспоминает, чем фильм о шотландских наркоманах покорил зрителей
Рецензии «Космический джем: Новое поколение» — Looney Tunes снова в деле, а самоирония спасёт мир 
Ефим Гугнин рассказывает, как создатели фильма шутят над собой и своими персонажами
Рецензии Везучий голландец: как 80-летний Верховен снял чересчур мужской фильм о монахинях-лесбиянках, но ему всё сойдёт с рук
Отвечаем, чего ждать от киноистории про однополую любовь в женском монастыре
Рецензии Три русских фильма в Каннах: старший, средний и младший
Егор Москвитин — о «Купе номер шесть», «Разжимая кулаки» и «Деле»
Рецензии You know you love me: рассказываем, какой получилась новая «Сплетница» (и почему мы скучаем по оригиналу) 
Рассказываем, что из себя представляет «Сплетница» для поколения Z
Рецензии «Всё прошло хорошо» Франсуа Озона: она написала убийство, он перенёс его на экран
Егор Москвитин отчитывается о каннской премьере именитого француза
Рецензии «Аннетт» Леоса Каракса: «Ла-Ла Ленд» и «Брачная история», снятые яростным панком
Егор Москвитин — о фильме открытия 74-го Каннского фестиваля
Рецензии Время истекло: фильм «Война будущего» от режиссёра «Робоцыпа»
Тимур Алиев размышляет о сай-фай боевике с Крисом Праттом
Рецензии Пусть говорит: «Прайм-тайм» на Netflix
Тимур Алиев про социальные проблемы польской молодёжи на рубеже веков
Рецензии Что в багажнике, чувак: в прокате «Жвалы» Квентина Дюпьё
Ксения Ильина — о новом фильме неподражаемого французского абсурдиста
Также рекомендуем
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в сентябре
Соня Бессонова — про «Золушку» и другие фильмы, которые выходят онлайн.
«Вторжение»: Петров и вопросы из космоса
Александр Петров про инопланетян, сверхспособности и лучшего человека на земле.
«Розовое облако»: здесь так красиво, но я перестаю дышать
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о том, как из-за опасных розовых облаков,...
«Северный ветер» Литвиновой: «сказка о потерянном времени» и матриархате
В прокате долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Причудливая и невероятно красивая ска...
Подборки
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в сентябре
Соня Бессонова — про «Золушку» и другие фильмы, которые выходят онлайн.
Рецензии
«Вторжение»: Петров и вопросы из космоса
Александр Петров про инопланетян, сверхспособности и лучшего человека на...
Рецензии
«Розовое облако»: здесь так красиво, но я перестаю дышать
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о то...
Рецензии
«Северный ветер» Литвиновой: «сказка о потерянном времени» и матриархате
В прокате долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Причу...