Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана

В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хоррор. Работает ли такое смешение жанров пыталась понять Наталья Серебрякова.

В якутской глубинке – осень. Солнце золотит верхушки сосен, проникая в просторный деревянный дом, который принадлежит семье Айсена (Борислав Степанов), двадцатилетнего парня. Айсен с матерью развешивают белье, когда во двор въезжает темный джип. Из города приехали гости: старший брат Айсена Тимир (Илья Яковлев) с женой Лизой (Марина Васильева) и маленьким сыном. Родители Айсена счастливы, Айсен же смотрит на брата с плохо скрываемой неприязнью. Вскоре выясняется тайная цель визита. Тимир по уши в долгах и просит отца продать семейный дом. Айсен подслушивает разговор и пытается помешать брату. Когда же наступает ночь, в этом тихом семейном гнезде начинают твориться странные и страшные вещи.

Режиссера Костаса Марсаана хорошо знают за пределами родной Якутии. И, может быть, даже для кого-то именно с его дебютного фильма «Мой убийца» (2016) началось путешествие в мир якутского кино. Картина получила гран-при на кинофестивале «Дух огня», а также приз за лучшую режиссерскую работу. В дебюте речь шла о запутанном расследовании убийства девушки, которое вёл молодой детектив. В «Иччи» тоже есть подобный мотив, но только, как зритель узнает позже, преступление произошло два века назад.

Как поклонник фильмов Роберта Эггерса, Марсаан не ищет простых путей. «Иччи» начинается медленно, в сюжете множество семейных сцен и конфликтов. Изучавший шаманские техники введения в транс, Марсаан постепенно раскрывает портреты своих героев. Айсен – добрый и порядочный. Тимир – лживый и, кажется, бьет жену. Лиза – блондинка в беде, которая курит тайком от свекрови и выгораживает до поры до времени Тимира. Но в дом залетит ворона, и, значит – быть беде.

Хичкоковская птица, чайник, из которого льется черная жижа, плуг, застрявший в земле, покосившиеся березки – в начале фильма режиссер расставляет лишь акценты, чтобы в финале повергнуть в черную пучину ужаса. По словам самого Марсаана, делая этот фильм, он хотел разгадать феномен якутского мифологического явления «иччи». Это вроде дух, а вроде и не дух. Сущность, но ее нельзя увидеть. И не добрый, и не злой. В местах, где обитает «иччи», нужно соблюдать определенные правила поведения. Но хуже всего, когда эти места «иччи» покидает. Вот в таком покинутом месте, как мы узнаем из монолога матери Айсена, и поселилась его семья. И тут уже традиционное тургеневское семейное гнездо превращается в «Гнездо» из фильма Шона Дуркина, только с демонами и кровищей.

Можно лишь посочувствовать режиссеру, который взял на себя такую амбициозную задачу – раскрыть сущность потустороннего явления. Это ведь не маньяк с бензопилой – воплотить на экране то, чего нельзя увидеть, под силу разве что Дэвиду Линчу. Поэтому в последние двадцать минут экранного времени зрители погружаются в экстатическую хтонь. Тут и отрубленные головы, и разрытые черепа, и души, которые не подлежат спасению. Из общего хаоса вырисовывается фольклорный образ сумасшедшей девушки, которую родственники держали запертой в амбаре. Но, честно говоря, и об этом можно лишь догадываться.

Скрестив мейнстримовую драму с артхаусным хоррором, Марсаан сразу убил двух зайцев. Фильм интересно будет смотреть и условным поклонникам «Аритмии» Бориса Хлебникова, и «Солнцестояния» Ари Астера. И когда утром в дом снова вольется солнечный свет, эхом в пустых комнатах отзовется шнуровское «никого не жалко, никого».

Читайте также
Рецензии Сериал «Пищеблок»: пионеры-вампиры и кровавый Октябрь впереди 
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пищеблок» про пионеров-вампиров. О ...
Рецензии Покидая Лас-Вегас: «Армия мертвецов» Снайдера — зомби, тигр, феминизм
Снайдер Снайдеру рознь. После 4-часовой протяжной, пафосной и эпичной «Лиги справедливости» режиссёр выпускает абсолютно «попкорновый» боевик. «Армия мертвецо...
Рецензии Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
Рецензии На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Рецензии Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
В прокате «Пила: Спираль» — новая часть культовой серии ужасов. Начиналось всё с Джеймса Вана: в 2003 году вместе со своим коллегой Ли Уоннеллом (позже срежис...
Рецензии «Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (или же наоборот) образчик творчест...
Рецензии Картина «Аммонит» с Сиршей Ронан и Кейт Уинслет: любовь, смерть и раковины моллюсков
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама Фрэнсиса Ли «Аммонит». Среди неп...
Рецензии Фильм «Sheena667»: вебкамщица-обманщица и легковерный simp
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию «обитателей Вышнего Волочка». Алихан ...
Рецензии Над пропастью не ржи: премьера фильма «Мой год в Нью-Йорке»
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литературном агентстве, познакомилась с Д...
Рецензии Тяжеловато: Алексей Филиппов разбирает картину «Отец» с Энтони Хопкинсом как шесть разных фильмов
В российский прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли пожилого человека, страдающего деменц...
Рецензии Корейский фильм «Ночь в раю»: гангстеры, фейерверк жестокости и суп
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, как «самый перспективный бандит Сеула» у...
Рецензии «Сила Грома» на Netflix: комедия о женщинах со сверхспособностями 
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособностями, творческом тандеме Бена Фэлко...
Также рекомендуем
«Звёздные войны» и мир Сальвадора Дали
«Звёздные войны» — эпохальная космическая сага Джорджа Лукаса, «воспитавшая» не одно поколение верных фанатов....
Фильмы Гая Ричи: от лучшего к худшему 
22 апреля в российский прокат выйдет новый фильм Гая Ричи — «Гнев человеческий» с Джейсон...
Райану Гослингу 40: топ-10 ролей актёра 
Сегодня актёр Райан Гослинг отмечает день рождения. Мы выбрали 10 персонажей в исполнении Гослинга, ко...
Секс, страх и синема: памяти Бернардо Бертолуччи
26 ноября в Риме в возрасте 77 лет умер Бернардо Бертолуччи — один из важнейших итальянски...
Статьи
«Звёздные войны» и мир Сальвадора Дали
«Звёздные войны» — эпохальная космическая сага Джорджа Лукаса, «воспитавшая» н...
Подборки
Фильмы Гая Ричи: от лучшего к худшему 
22 апреля в российский прокат выйдет новый фильм Гая Ричи ...
Подборки
Райану Гослингу 40: топ-10 ролей актёра 
Сегодня актёр Райан Гослинг отмечает день рождения. Мы выбрали 10 перс...
Статьи
Секс, страх и синема: памяти Бернардо Бертолуччи
26 ноября в Риме в возрасте 77 лет умер Бернардо Бертолуччи&nbs...