В чужом теле: в прокате победивший в Каннах «Титан» Дюкурно

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Ксения Ильина рассказывает про победителя Каннского кинофестиваля. «Титан» Жюлии Дюкурно — фильм, который хочется хоть раз увидеть, а после либо забыть, либо пересматривать снова и снова. Выбор за вами.

Малышка Алекса едет с папой в авто. Девочка раздражена, и папа ей под стать. Тем, что он не обращает на её выходки никакого внимания, отец злит малышку ещё больше. Прелестное дитя колотит в его переднее кресло ногами — выверенными ударами, сильно и резко, топ-топ, ты сейчас получишь сполна. Папа выходит из себя и пытается образумить девочку, на свой страх и риск убирая руки с руля. В результате после аварии Алекса получает титановую пластину в череп — а вот для папы эта автокатастрофа проходит совершенно бесследно.

Через 20 лет Алекса (Агата Руссель) не стала добрее, и папа и мама раздражают её ничуть не меньше. Жестокий взгляд, странные татуировки, минимум одежды — Алекса работает стриптизёршей, танцует на автошоу. Фанаты досаждают душным вниманием, и одному из них за углом Алекса проткнёт острой заколкой мозг, вставив её конец прямо в ухо. Однако это поведение сексуальной бунтарки покажется детскими сказками по сравнению с тем, какой Алекса станет после того… как ей сделает ребёнка автомобиль. Игры с окружающими станут по-настоящему жестокими, и горе тем, кого Алекса встретит на своём пути. Одним из таких людей станет одинокий пожарный (Венсан Линдон), которому Алекса набьётся в сыновья, раз он так не вовремя потерял своего единственного ребёнка.

«Титан» француженки Жюлии Дюкурно не стыдится зрелищности, не стыдится растиражированных приёмов фильмов категории B, в основе которых всегда лежало желание обладать экранными потом и кровью. Чего вообще может стыдиться фильм, отправная точка которого — это совокупление жестокой женщины и машины? В этом его сила, в этом его ахиллесова пята, которую Дюкурно каждым последующим кадром превращает в мощный двигатель сюжета. Алекса — самая настоящая убийца, хладнокровная и беспощадная. Но, не щадя других, она не щадит в первую очередь себя.

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Дюкурно, уже начиная со своего бодрого дебюта «Сырое» про студентку-каннибалку, с телом и телесностью на короткой ноге. В «Титане» она снова с первых кадров берёт предельно близкую дистанцию с телом героини, заворожённо следя за его метаморфозами, и уверенно держит планку, не понижая градус до финала. Глаз камеры прагматичен: вот Алекса извивается в танце, ест хлопья, разбивает нос о раковину убогого туалета на заправке, пытается выскрести из своего тела нежеланное механическое чадо, кровоточа машинным маслом. В «Сыром» королева современного боди-хоррора и победительница последнего Каннского кинофестиваля Дюкурно настраивала громкость, примерялась к своим силам, исследовала границы собственных вкуса и безвкусицы. Поняв, что чем громче, тем зубодробительнее эффект и никто тебе не указ, постановщица ушла в отрыв. Последнее, что её заботит, — это общепринятые эстетические критерии. Символы в «Титане» жирные, кричащие, рубятся с плеча: если Огонь — то гореть будет всё подряд, если Агрессия, то первоочерёдно — направленная на самых близких, на собственные оболочку и нутро. Если Блудный Сын — то никак не меньше, чем Иисус. Это фильм-шок, фильм-пощёчина высоколобому фестивальному кино, сняв шелуху с поверхности которого парадоксальным образом обнаружишь кино о нежности, которой никогда не знала Алекса.

Кадр из фильма «Титан» / Kazak Productions

Телесных метаморфоз в картине несметное число — фильм вообще содержит поистине зашкаливающее количество сцен, которые физически больно смотреть. А вслед за телом героини претерпевает метаморформозы и её гендерная идентичность. В фильме «Клятвенная девственница» итальянки Лоры Биспури героиня Альбы Рорвахер неожиданно понимает, что она женщина, а не мужчина, хотя всю сознательную жизнь семья растила её как парня. Действие «Девственницы» происходит в далёкой деревне албанских гор — по старинной традиции, если в семье нет старшего сына, его роль начинает исполнять старшая дочь. Дюкурно своим фильмом обнуляет этот древний сюжет и идёт дальше. Сначала её Алекса становится Адрианом, заполняя пустоту в жизни чужого несчастного отца, который потерял сына. Но никакой подлинной гендерной роли у Алексы нет и быть не может. Гендер в этом фильме — это не что иное, как любовь, которой Алекса никогда не знала. Тогда и совершенно естественной становится возможность забеременеть от машины, а после обратиться в Иисуса — ведь в мире нечеловеческого границы маскулинного, феминного и перехода между ними больше не имеют ни малейшего смысла.

Читайте также
Рецензии Картина «Веном 2»: словить Карнаж
Кадр из фильма «Веном 2»/Sony Pictures В российском прока...
Рецензии Сериал «Игра в кальмара»: южнокорейский хит Netflix об играх на выживание
Кадр из сериала «Игра в кальмара» Согласно данным портала FlixPatrol, ежедневно собирающего статистику по продукции стриминг...
Рецензии «Случайность и догадка»: игры судеб в трёх этюдах
Кадр из фильма «Случайность и догадка» В российски...
Рецензии Сапоги и цепи правоты: в прокате «Иван Денисович» Глеба Панфилова
Россия-1 Новая картина 87-летнего советского и рос...
Рецензии «Холодный расчёт»: Пол Шредер снова играет в имитацию
Кадр из фильма «Холодный расчёт»/Focus Features 23 сентяб...
Рецензии Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Warner Bros. PicturesСергей Сергиенко рассказывает о «Дюне» Дени Вильнёва — долгожданном блокбастере со звёздным составом, от которого даже начинает рябить в ...
Также рекомендуем
Совсем скоро откроются кинотеатры, но придётся немного подождать. Тягучее ожидание большого экрана помож...
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует день рождения. Бледная кожа, рыжие в...
Студентка из Финляндии садится на российский поезд дальнего следования, а там — хмельной шахтёр. Чей-то стра...
Статьи
Российская киносистема: хроника 2022 года

Статьи
«Почти знамениты»: вместе мы сильнее
Совсем скоро откроются кинотеатры, но придётся немного подождать. Т...
Статьи
Рыжая бесстыжая: Джулианне Мур — 60!
Актриса, которой больше всех на свете идут веснушки, сегодня празднует...
Интервью
Юра Борисов и Сейди Хаарла о «Купе номер 6», одиночестве и сбывшихся мечтах
Студентка из Финляндии садится на российский поезд дальнего следования,...

Последние новости

Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».
Новости Братья Даффер обещают неожиданный спин-офф «Очень странных дел»
Режиссёры говорят, что удивятся даже в  Netflix.
Новости Фильм Пабло Ларраина «Граф» об Аугусто Пиночете выйдет на Netflix
Это чёрная комедия, в которой диктатор представлен вампиром.
Новости Дневники Алана Рикмана увидят свет в октябре
Актёр писал их более двадцати лет.
Новости Зои Кравиц начала съёмки своего режиссёрского дебюта Pussy Island
В триллере снимаются Ченнинг Татум, Саймон Рекс и сама Кравиц.
Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.
Новости Рэйн Уилсон предположил, что делал бы Дуайт Шрут после «Офиса»
Персонаж разрывался бы между зомби-апокалипсисом и развитием бизнеса.