Фильм «Я создан для тебя»: он киборг, но это нормально

В российском прокате «Я создан для тебя» — картина про романтические отношения двоих, один из которых — киборг. Анастасия Сенченко рассказывает про ромком, способный в одночасье обернуться сайфай-драмой (стоит только захотеть), присматривается к взаимоотношениям главных героев и пытается обнаружить душу в этой «зловещей долине».

Разумные и неотличимые от человека андроиды давно заполонили экран. Но, как показывает новый фильм Марии Шрадер, программа есть не только у роботов, и мудрёным кодом сейчас уже никого не удивишь. Поэтому «Я создан для тебя» — простая история о том, почему отношения — это сложно.

Сотрудница Пергамского музея Альма (Марен Эггерт) мечтает доказать, что и в шумерской клинописи есть поэзия, и выискивает метафоры среди прагматичных древних посланий. Но в обмен на дальнейшее финансирование исследований декан предлагает Альме выступить экспертом в области, далёкой от её профессиональных интересов, — протестировать новейших партнёров-андроидов, которые создаются по индивидуальному заказу. Так, героине предстоит прожить три недели с созданным специально для неё идеальным Томом (Дэн Стивенс) и вынести вердикт прорывному изобретению. Судить предлагается об этической стороне вопроса: какими правами и свободами в дальнейшем одарить киборгов.

На Берлинском кинофестивале «Я создан для тебя» выглядел простачком, слишком зрительским на фоне пробудившейся страсти прочих участников к экспериментам. История Марии Шрадер вызывает ассоциации с камерными драмами вроде «Между рядами» или «Тони Эрдманна» (звезда и того и другого Сандра Хюллер здесь блистает на втором плане), но отталкивает на первый взгляд излишней жанровой предсказуемостью. Ровно так же, как Том сходу отталкивает Альму комплиментами про глаза как глубокие озера и ванной с лепестками роз.

Фото: Christine Fenzl
Фото: Christine Fenzl

Но чем дальше продвигается их знакомство, тем сложнее становятся его алгоритмы. Сама история тоже преображается и переходит от неистощимой для комических коллизий темы «робот в большом городе» к серьёзной драме о том, кто же из этих двоих более предсказуем и запрограммирован своим прошлым опытом. Впрочем, не настолько серьёзной, чтобы перестать быть зрительской. Том постепенно становится для Альмы всё более точным зеркалом, в котором её чувства и поступки преломляются не лучшим образом. Всё, что героиня считала непостижимой человеческой сущностью, в пересказе машины вдруг зазвучало «банально, эгоистично и жалко» — несложно понять, почему в это зеркало ей не захотелось всматриваться. Как любая другая высокотехнологичная игрушка, Том оттеняет все человеческие несовершенства и учит смирению.

На протяжении почти двух часов Шрадер будет экзаменовать своих героев на человечность и демонстрировать, что в новом мире, который всё что угодно способен перекодировать в единицы и нули, сохранить её не так-то просто. Том не без помощи Альмы обретает историю, удивляет свою избранницу всё новыми способностями и чуткостью. А люди, напротив, часто ведут себя как бездушные машины и удаляют лишнее из памяти. Но история тем не менее остаётся сугубо про людей, а точнее, про Альму, ради которой и из-за которой она и началась. Любимая актриса берлинской школы и Ангелы Шанелек Марен Эггерт не зря получила за эту роль актёрский приз Берлинале — здесь она точно на своём месте и вновь представляет любимую тему: в чём разница между жизнью и спектаклем, разыгранным перед самой собой.

Удивительным образом оценка этой истории зависит от того, разговариваете ли вы со своим котом, и вот почему. В фильме есть эпизод, в котором Том пытается узнать у случайной женщины в кафе, почему парочке за соседним столиком так весело смотреть видео с нелепыми падениями: «А если кто-то умрёт? Это ведь не смешно?» Нелепые падения смешны, только пока зритель уверен, что героям на экране не больно. То же происходит и с фильмом: «Я создан для тебя» остаётся комедией, пока Альма, а за ней и зритель не начинают проецировать на Тома свои чувства. Стоит заподозрить, что андроид способен страдать, как симпатии в этой локальной битве людей с мыслящими машинами тут же оказываются на стороне последних, а ромком оборачивается сайфай-драмой.

Фото: Christine Fenzl

Обаятельная инструкторша в исполнении Сандры Хюллер советует Альме для начала сочинить для них с Томом историю знакомства, но знакомством, как понимаете, дело не ограничивается. Чем дальше в лес, тем больше эти отношения будут нуждаться в подпитке из фантазии и чистой веры. И здесь Шрадер поднимает очень провокационный вопрос — а разве все прочие отношения не требуют того же? Альма готова поверить в то, что в метафорах древних людей есть душа, отчего же тогда так сложно допустить, что она может быть в изобретениях современников? Одиночество непреодолимо — вот к какому выводу приходит героиня по итогам эксперимента, но, по-моему, это звучит немногим оригинальнее, чем «глаза — глубокие озера».

Автор — Анастасия Сенченко
Поделиться
Читайте также
Подборки Обзор (к)инопрессы #61: «Зелёный Рыцарь» на коне, режиссёр, который был котом, добрая искренность и проблемы Netflix 
Виктор Непша — о самом главном, что происходило в киноиндустрии на этой неделе
Подборки Лучшие сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой 
В подборке: новое шоу Райана Мёрфи, польский детектив и хоррор про медиков
Спецпроект #комикс-код: почему (кино)комиксам можно всё
Открываем цикл материалов про экранизации комиксов
Спецпроект История одного саундтрека: «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса
Артём Макарский разбирает музыку к фильму про неординарную историю любви
Рецензии «Круиз по джунглям»: пиратская копия известного аттракциона
Егор Моквитин рассказывает, чего ждать от нового приключенческого фильма Disney
Статьи Иронию в современных сериалах вытесняет искренность — и это признак эпохи
Журналист The New York Times противопоставляет британский «Офис» «Теду Лассо»
Спецпроект «Закон о печати и других средствах массовой информации»: фильмы про борьбу журналистов
Мария Ремига про фильмы Джорджа Клуни, Стивена Спилберга и Маргарете фон Тротты
Рецензии Ретро-хоррор «Цензор»: фестивальное кино, в котором есть неон, эстетика VHS и расчленёнка
Максим Ершов раскрывает, чем подкупает дебютный хоррор валлийки Прано Бэйли-Бонд
Статьи Пол Шредер: последний рассерженный Нового Голливуда
Антон Фомочкин анализирует творческий путь режиссёра, которому исполняется 75 лет
Рецензии «Время»:  М. Найт Шьямалан доказывает сам себе, что старость — не радость
Влад Шуравин разбирается, чем новая работа режиссёра может удивить — и может ли?
Также рекомендуем
#10 Трудности перевода. Подкаст КИНОТВ
После скандала с «Благоволительницами» разбираемся в проблемах переводного кино. Уч...
«Я не делаю заявлений, просто делюсь переживаниями»: интервью с Вивиан Цюй
Вивиан Цюй в мире кино прежде всего известна как продюсер. Это она выпустила картины «Вязания», «Ночной поезд» и «Ч...
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельну...
#4 Кто наживается на супергеройском кино? Подкаст КИНОТВ
Пока команда Кино ТВ следит за событиями Венецианского кинофестиваля, в петербургской студии Татьяна Шорохова...
Синонимы Мандула
#10 Трудности перевода. Подкаст КИНОТВ
После скандала с «Благоволительницами» разбира...
Интервью
«Я не делаю заявлений, просто делюсь переживаниями»: интервью с Вивиан Цюй
Вивиан Цюй в мире кино прежде всего известна как продюсер. Это она выпустила к...
Рецензии
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, р...
Синонимы Мандула
#4 Кто наживается на супергеройском кино? Подкаст КИНОТВ
Пока команда Кино ТВ следит за событиями Венецианского кинофестиваля, в ...