Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ролях. Это грустная и ностальгическая сказка о потерянном времени, демонстрирующая, что режиссёр всё ещё в форме и готов работать в прежнем темпе, если ему не мешать. Анастасия Сенченко рассказывает о картине подробнее.

У Вуди Аллена время течёт по-своему. Герои «Дождливого дня в Нью-Йорке» — подростки, но их мысли занимают кино и герои пятидесятилетней давности. А ещё они не пользуются мессенджерами, не слушают музыку на смартфонах и приходят на интервью с блокнотами. Режиссёру уже не требуется, как в «Полночи в Париже», какое-то фантастическое происшествие для переноса персонажей в прошлое. В своём 49-м фильме он просто устранил время как несущественный элемент.

Итак, Гэтсби (sic!) Уэллс (Тимоти Шаламе) — ньюйоркец из обеспеченной семьи. Он любит азартные игры, джаз и не планирует строить карьеру. Стараниями матери золотой мальчик устроен уже во второй «достойный» колледж где-то в северной части штата. Все потому, что его чуть не исключили из первого. Происхождение смешного претенциозного имени герой объясняет тем, что его мать «бросалась на культуру как на амбразуру». У Гэтсби есть подружка Эшли (Эль Фаннинг) из семьи банкира, выросшая где-то в провинции Аризоны. Эшли предстоит взять интервью на Манхеттене у знаменитого режиссёра Роланда Поларда (Лив Шрайбер) для студенческой газеты. Гэтсби видит в этой поездке отличный шанс показать возлюбленной родной город. Он планирует для них идеальный уикенд на выигранные в покер деньги, но мы-то знаем, что обычно происходит с такими уикендами.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке», реж. В. Аллен, 2019 г.

Вуди Аллен живёт вне актуального контекста и экранизирует американскую классику, любимые книжки детства. Говорящие имена наводят на ложный след. Гэтсби скорее герой Сэлинджера, чем Фицджеральда. Он, как Холден Колфилд, бродит в непогоду по родному Нью-Йорку, боится встречи с родителями и не знает, чем занять своё время, когда остаётся один. Оператор последних фильмов Аллена Витторио Стораро и в дождь снимает город в тёплых ностальгических тонах. Это оптика влюблённого. Камера фиксирует только то, что дорого и сопровождало главного (окей, одного из двух главных) певца Нью-Йорка всю жизнь: жёлтые такси, Центральный парк, лобби-бары старых отелей с роялями, музеи, зоопарк, улицы. Не оживлённый современный мегаполис, а почти необитаемый вечный город, где за каждым поворотом поджидает знакомый или сосед. Подросток Уэллс — это альтер-эго восьмидесятитрёхлетнего режиссёра. В какое время их ни помести — там не будет для них места, да и чёрт с ним.

К современности, тем не менее, режиссёр относится с особым презрением. Он язвит над хипстерами, что осваивали один модный район за другим, пока все они не стали настолько дорогими, что детям-модникам пришлось вернуться к родителям. Смартфоны в «Дождливом дне» всё-таки есть, но они всегда звонят не вовремя и всё портят. Все приметы нового времени режиссёр сравнивает с туристами, которых смывает в дождь. Герой Сэлинджера оказался в знакомых ньюйоркских местах и обнаружил, что они ничуть не изменились, в отличие, увы, от него самого. Герой Аллена и сам остаётся прежним. Режиссёр прячет своего Гэтсби в гробницах и грозится превратить в мумию, но сегодня и там может неожиданно зазвонить телефон. «Дождливый день в Нью-Йорке» — тихий бунт против «всё меняется». Всё остаётся на своих местах, все остаются при своих кумирах.

Реальность не важна, важны привычки. В вечности останутся только любимые. Как говорил Колфилд в финале своего нью-йоркского приключения: «По правде говоря, я и сам не знаю, что думать. <...> Знаю только, что мне как-то не хватает тех, о ком я рассказывал».

Читайте также
С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
«Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
«К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу...
«Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
«Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры...
«Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
Также рекомендуем
Верхняя одежда угрюмых детективов, роковых женщин, гангстеров — Дина Ключарёва продолжает разбор кинематографическо...
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли...
Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узна...
Татьяна Алёшичева о фильме, который может оказаться последним в карьере американского классика.Кони-Айленд, пя...
Верхняя одежда угрюмых детективов, роковых женщин, гангстеров — Дина Ключарёва продолжает разбор кинематографическо...
Зинаида Пронченко подводит итоги Виеннале — чуть ли не самого синефильского среди больших кинофестивалей, и чуть ли...
Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узна...
Татьяна Алёшичева о фильме, который может оказаться последним в карьере американского классика.Кони-Айленд, пя...

Последние новости

Баки и Асура столкнутся в аниме-кроссовере для Netflix
Два культовых персонажа сразятся друг с другом.
Что смотреть в кино с 28 марта: от «Материнского инстинкта» до «Ненормального»
Новинка с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн в главных ролях, перевыпуск сатиры Романа...
Сюжет третьего сезона «Эйфории» сделает скачок во времени
События сериала перетекут из школьной жизни во взрослую.
Съёмки «Бэтмена 2» начнутся следующей весной
Об этом заявил инсайдер Джефф Снайдер.
«Ирландская мечта» с Линдси Лохан стал неожиданным хитом на Netflix
Романтическая комедия возглавила еженедельный чарт стриминга.
00:00