Вечное возвращение: в прокате «Дождливый день в Нью-Йорке» Вуди Аллена

На российские экраны выходит залежавшийся на голливудских полках фильм Вуди Аллена с уже открестившимися от режиссёра Тимоти Шаламе и Эль Фаннинг в главных ролях. Это грустная и ностальгическая сказка о потерянном времени, демонстрирующая, что режиссёр всё ещё в форме и готов работать в прежнем темпе, если ему не мешать. Анастасия Сенченко рассказывает о картине подробнее.

У Вуди Аллена время течёт по-своему. Герои «Дождливого дня в Нью-Йорке» — подростки, но их мысли занимают кино и герои пятидесятилетней давности. А ещё они не пользуются мессенджерами, не слушают музыку на смартфонах и приходят на интервью с блокнотами. Режиссёру уже не требуется, как в «Полночи в Париже», какое-то фантастическое происшествие для переноса персонажей в прошлое. В своём 49-м фильме он просто устранил время как несущественный элемент.

Итак, Гэтсби (sic!) Уэллс (Тимоти Шаламе) — ньюйоркец из обеспеченной семьи. Он любит азартные игры, джаз и не планирует строить карьеру. Стараниями матери золотой мальчик устроен уже во второй «достойный» колледж где-то в северной части штата. Все потому, что его чуть не исключили из первого. Происхождение смешного претенциозного имени герой объясняет тем, что его мать «бросалась на культуру как на амбразуру». У Гэтсби есть подружка Эшли (Эль Фаннинг) из семьи банкира, выросшая где-то в провинции Аризоны. Эшли предстоит взять интервью на Манхеттене у знаменитого режиссёра Роланда Поларда (Лив Шрайбер) для студенческой газеты. Гэтсби видит в этой поездке отличный шанс показать возлюбленной родной город. Он планирует для них идеальный уикенд на выигранные в покер деньги, но мы-то знаем, что обычно происходит с такими уикендами.

Кадр из фильма «Дождливый день в Нью-Йорке», реж. В. Аллен, 2019 г.

Вуди Аллен живёт вне актуального контекста и экранизирует американскую классику, любимые книжки детства. Говорящие имена наводят на ложный след. Гэтсби скорее герой Сэлинджера, чем Фицджеральда. Он, как Холден Колфилд, бродит в непогоду по родному Нью-Йорку, боится встречи с родителями и не знает, чем занять своё время, когда остаётся один. Оператор последних фильмов Аллена Витторио Стораро и в дождь снимает город в тёплых ностальгических тонах. Это оптика влюблённого. Камера фиксирует только то, что дорого и сопровождало главного (окей, одного из двух главных) певца Нью-Йорка всю жизнь: жёлтые такси, Центральный парк, лобби-бары старых отелей с роялями, музеи, зоопарк, улицы. Не оживлённый современный мегаполис, а почти необитаемый вечный город, где за каждым поворотом поджидает знакомый или сосед. Подросток Уэллс — это альтер-эго восьмидесятитрёхлетнего режиссёра. В какое время их ни помести — там не будет для них места, да и чёрт с ним.

К современности, тем не менее, режиссёр относится с особым презрением. Он язвит над хипстерами, что осваивали один модный район за другим, пока все они не стали настолько дорогими, что детям-модникам пришлось вернуться к родителям. Смартфоны в «Дождливом дне» всё-таки есть, но они всегда звонят не вовремя и всё портят. Все приметы нового времени режиссёр сравнивает с туристами, которых смывает в дождь. Герой Сэлинджера оказался в знакомых ньюйоркских местах и обнаружил, что они ничуть не изменились, в отличие, увы, от него самого. Герой Аллена и сам остаётся прежним. Режиссёр прячет своего Гэтсби в гробницах и грозится превратить в мумию, но сегодня и там может неожиданно зазвонить телефон. «Дождливый день в Нью-Йорке» — тихий бунт против «всё меняется». Всё остаётся на своих местах, все остаются при своих кумирах.

Реальность не важна, важны привычки. В вечности останутся только любимые. Как говорил Колфилд в финале своего нью-йоркского приключения: «По правде говоря, я и сам не знаю, что думать. <...> Знаю только, что мне как-то не хватает тех, о ком я рассказывал».

Автор — Анастасия Сенченко
Поделиться
Читайте также
Рецензии С голубого ручейка: в прокате «Акварель» Виктора Косаковского
В непропорционально скромном относительно задумки авторов прокате — «Акварель» Виктора Косаковского. Один из самых эффектных документальных фил...
Рецензии «Джокер»: возвращение антигероя
Зинаида Пронченко о самой ажиотажной премьере 76-го Венецианского кинофестиваля и, похоже, главном фильме осени. В нелёгки...
Рецензии «К звёздам»: нелюбовь космических масштабов
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной роли, да ещё и в роли продюсера. Сразу ...
Рецензии «Томмазо»: ода безудержному творцу
Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально ра...
Рецензии «Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры ...
Рецензии «Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
Рецензии «Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
Рецензии «В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
Рецензии «Лус»: тёмная материя
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об эстетских ужасах и нестандартно...
Рецензии «Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?
Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрите...
Рецензии Поэзия измов: все в восторге от нового «Мартина Идена»
В Венеции представили экранизацию «Мартина Идена» Джека Лондона — любимого английского романа всех русских людей старше 35. Автор картины отвечает нам взаимно...
Рецензии «Коко-ди Коко-да»: страх и ненависть в лесу
В российский прокат вышел «Коко-ди Коко-да» — скандинавский фантазм, балансирующий где-то между хоррором и абсурдом. Алексей Васильев критикует картину в...
Также рекомендуем
Спас на Крови — архитектурный анализ «Дома, который построил Джек»
Дмитрий Назаров разбирает стройматериалы «Дома, который построил Джек» — памятника, который воздвиг себе Ларс фон Т...
Короткометражка Пола Томаса Андерсона для HAIM
Группа HAIM представила 14-минутный фильм Valentine о том, как она записывает новый альбом Something to Tell Y...
Привет, берет в кино: любимый аксессуар революционеров и femme fatale
Дина Ключарёва продолжает разбирать (кино)гардероб. В этот раз обсуждаем берет. При чём тут Ной и его ...
Смотреть аниме: кайто — выброс адреналина и безумные преследования
Сергей Сергинеко — о предыстории жанра аниме про воров и воровок
Статьи
Спас на Крови — архитектурный анализ «Дома, который построил Джек»
Дмитрий Назаров разбирает стройматериалы «Дома, который построил Джек» — памят...
Статьи
Короткометражка Пола Томаса Андерсона для HAIM
Группа HAIM представила 14-минутный фильм Valentine о том, как она записывает ...
Статьи
Привет, берет в кино: любимый аксессуар революционеров и femme fatale
Дина Ключарёва продолжает разбирать (кино)гардероб. В этот раз обсужда...
Спецпроект
Смотреть аниме: кайто — выброс адреналина и безумные преследования
Сергей Сергинеко — о предыстории жанра аниме про воров и воровок