Владивосток — дело тонкое. «На районе» — рецензия

На «Кинотавре» показали фильм «На районе» с Данилой Козловским. Режиссёрский дебют Ольги Зуевой устроен непросто, но интересно. О фильме по просьбе Кино ТВ пишет Егор Москвитин.

Два друга из Владивостока, Вова (Илья Маланин) и Киса (Данила Козловский), очень хотят стать богаче. Киса настроен решительнее и поэтому берётся за любые поручения авторитета Шамиля (рэпер Нигатив), включая избиение женщин. Вова чуточку чистоплотнее: драться за деньги он предпочитает на подпольных боях, а за девушками ухаживает угрюмо, но красиво. Поэтому к нему разом проявляют интерес и начинающая актриса София (начинающая актриса Ангелина Стречина), и чья-то богатая наследница Лида (сама Ольга Зуева).


«На районе» — фильм, который по итогам этого «Кинотавра», вне всяких сомнений, будут энергично пинать: за неуклюжий сценарий, за растрату очевидных талантов, за вторичность сюжета, за Данилу Козловского, в конце концов. И в то же время «На районе» — фильм, который вызовет миллион приятных ассоциаций разной степени неточности: от «Форсажа» до «Города бога» и от «Последнего уикенда» Павла Санаева до «Умницы Уилла Хантинга» Гаса Ван Сента.

Однако в этом году он больше всего созвучен санденсовскому хиту Blindspotting, потому что и там, и там герои время от времени отвлекаются от криминала, чтобы прочитать рэп от лица всего поколения. В американском фильме это происходит немного театрально и сопровождается тыканием в камеру пистолетом, зато накал страстей и социальный подтекст таковы, что чутким рэперам стоит ждать песенных номинаций по итогам года. В русском фильме четвёртую стену никто не ломает. Не глядя на зрителя, герои устраивают между собой что-то вроде рэп-батла, в котором каждый отстаивает свои ценности и представления об успехе и дружбе. И эта ощетинившаяся, но совершенно мальчишеская лирика придаёт в целом неудачному фильму «На районе» харизму какой-нибудь «Восьмой мили».


То, насколько хрестоматийным пацанским кино оказался режиссёрский дебют Ольги Зуевой, кому-то из зрителей наверняка не понравится — и ему в голову без конца будут лезть фильмы, справлявшиеся с теми же задачами и убедительнее, и эффектнее. Но при этом стоит признать, что «На районе» занимает нишу, пустующую в нашем кино со времён «Нулевого километра». Это ниша то ли экстремального романа воспитания, то ли молодёжной криминальной драмы, которая не станет претендовать ни на документальное исследование преступного мира, ни на социальные комментарии, ни на артхаусные регалии — хотя фильм, прежде чем побывать на «Кинотавре», уже бывал на иностранных фестивалях, включая даже смотр в Объединенных Арабских Эмиратах. Это по-хорошему простое кино, которое пытается быть зрительским — как, кстати, и половина дебютов текущего «Кинотавра». И это хороший знак: уж что-что, а доступность нашим фильмам не помешает.

В «Лице со шрамом» Брайана де Пальмы и Оливера Стоуна есть небольшая и не особо заметная сцена, в которой Тони Монтана фантазирует, что бы было, переберись он в Майами на десять лет раньше. «На районе» — история ровно о том же: о выборе городов и точек, о болезненной необходимости сорваться с места, о противоречиях между тем, что на первом плане, и тем что ещё только маячит на горизонте, о борьбе желаний и страхов. Поэтому отождествить себя с гопниками из Владивостока сможет любой зритель младше тридцати — а может, и чуточку старше. Это неровная, но энергичная и пылкая драма для молодых и от молодых. Родившаяся во Владивостоке Зуева, полжизни проработавшая моделью за рубежом, явно знает, о чём говорит, поэтому её криминальной драме веришь — хоть она и не Кэтрин Бигелоу.


И Ольга Зуева, и оператор Федор Лясс провели много времени в Америке, поэтому текстура их Владивостока чем-то напоминает и Нью-Йорк, и Сан-Франциско, и Лос-Анджелес. Актёр Илья Маланин из ГИТИСа играет волевого неудачника с завидным стоицизмом: примерно так и представляешь себе самых юных героев мужских эпосов покойного Тома Вулфа. Оказавшийся на втором плане Данила Козловский с переменным успехом (большинство критиков, впрочем, скажет, что и вовсе безуспешно) изображает то Меркуцио, то Тибальда, но основная сюжетная линия, к счастью, так и не превращается в пересказ «Ромео и Джульетты». Из музыканта Нигатива получился карикатурный гангстер Шамиль, а трём актрисам достались яркие, но скорее функциональные, чем самодостаточные роли.

Все герои фильма — бойцы, так что и сам он напоминает драчуна: с собственными приёмами, без базовой техники, но с колоссальной волей к победе. Проблемы с техникой кроются в сценарии и работе с актёрами. К фирменным приёмам стоит отнести работу оператора, умение насыщать кадр деталями, музыкальный ритм и своеобразные, но цепляющие диалоги. Ну а с волей к победе всё ясно: благодаря «Кинотавру» открылся ещё как минимум один человек, который очень хочет делать крутое кино. И уже умеет вырезать себя, сокращать и рубить собственный текст и смотреть на производство фильма как на систему, а не как на импульс. Следующая работа Зуевой — сериал о фотомоделях для одного из больших телеканалов. Как минимум это будет дерзко и сексуально.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Автор — Егор Москвитин
Поделиться
Читайте также
Рецензии Портрет реакционера в юности. На «Кинотавре» показали «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой
Состоялась премьера «Истории одного назначения» — нового фильма Авдотьи Смирновой, снятого на основе реального случая, произошедшего с молодым Львом Толстым. ...
Статьи Мой секс. Мой город. Моя свобода. 20 лет сериалу «Секс в большом городе»
6 июня 1998 года на телеканале HBO вышла первая серия очередного женского сериала, который, как казалось, будет отличаться от остальных разве ч...
Статьи Ошибки зрелости: Джонни Деппу — 55
«Мертвецу» и Джеку Воробью сегодня исполняется 55 лет. Наталья Серебрякова с болью в сердце анализирует ошибки, допущенные Джонни Деппом в...
Статьи Алексей Серебряков — интервью
Интервью Кино ТВ с народным артистом России Алексеем Серебряковым, исполнившим главную роль в первом за 24 года фильме Сергея Ливнева «Ван Гоги».
Рецензии «Реинкарнация»: в прокате главный хоррор сезона
7 июня в прокат вышел дебютный хоррор Ари Астера «Реинкарнация» (Hereditary), который потакает всем жанровым канонам и в то же время ...
Статьи И жила она долго и счастливо: Эми Шумер и новая романтическая комедия
7 июня в прокат выходит комедия «Красотка на всю голову», которую весьма условно можно назвать романтической, хотя формально она проходит именно по этому ведо...
Рецензии Шаг вперёд и три назад: надо ли идти в кино на «Фокстрот» Самюэля Маоза
Не прошло и года (на самом деле почти прошло), как обладатель гран-при последнего Венецианского кинофестиваля, фильм «Фокстрот» Самюэля Маоза выходит в россий...
Статьи Ив Сен Лоран жив (тоже)
1 июня исполняется 10 лет со смерти Ива Сен-Лорана. За это время про великого невротика и кутюрье успели снять два игровых («Yve...
Статьи 71-й Каннский кинофестиваль: Лауреаты
Объявлены обладатели основных наград 71-го Каннского кинофестиваля. Кино ТВ публикует список победителей. Золотая пальмовая ветвь — «Магазинные...
Рецензии Ад для адвоката: «Третье убийство» Хирокадзу Корээды
В прокате – замысловатый детектив японского режиссера Хирокадзу Корээды, который больше похож на экзистенциальную драму. О фильме для Кино ТВ рассказывает Нат...
Рецензии Полуостров собак. «Догмэн» Маттео Гарроне — рецензия
В фильме «Догмэн», показанном в конкурсной программе канн, Маттео Гарроне вновь рассказывает страшную сказку — но на этот раз в Итали...
Рецензии Огонь! Рецензия на «Пылающего» Ли Чан-дона
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эмпатии про детей, собак, прокаженных и ...
Также рекомендуем
Каннская анимация: Анна Франк, японские «красавица» и «чудовище»
Рассказываем об анимационных проектах в программе
Самый главный босс: 5 лет без Джеймса Гандольфини
19 июня 2013 года скончался Джеймс Гандольфини — Тони Сопрано из великого сериала Дэвида Чейза. Зинаида П...
Малгожата Шумовска: «Если ты женщина, то быть феминисткой абсолютно естественно»
1 июня состоялся цифровой релиз новой картины Малгожаты Шумовской «Приди ко мне». Это история о группе де...
Путь Карлитоса: в прокате «Ангел» Луиса Ортеги (продюсер — Педро Альмодовар)
На российских, хоть и недостаточно широких экранах — аргентинский хит Каннского кинофестиваля «Анге...
Фестивали
Каннская анимация: Анна Франк, японские «красавица» и «чудовище»
Рассказываем об анимационных проектах в программе
Статьи
Самый главный босс: 5 лет без Джеймса Гандольфини
19 июня 2013 года скончался Джеймс Гандольфини — Тони Сопрано из вел...
Интервью
Малгожата Шумовска: «Если ты женщина, то быть феминисткой абсолютно естественно»
1 июня состоялся цифровой релиз новой картины Малгожаты Шумовской «Приди ко&nb...
Рецензии
Путь Карлитоса: в прокате «Ангел» Луиса Ортеги (продюсер — Педро Альмодовар)
На российских, хоть и недостаточно широких экранах — аргентинс...