Военный спагетти-истерн «Красный призрак»: героем может стать каждый

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Максим Ершов впечатляется, как Андрей Богатырёв гармонично помещает жанр вестерна в российские реалии и не ударяется в порядком утомивший ура-патриотизм.

В начале войны Красная армия терпит одно болезненное поражение за другим. В первую зиму после провалившейся Вяземской операции из немецкого окружения выбирается чудом выжившая небольшая группа советских солдат. Среди них есть тяжело раненый боец и беременная девушка. Вскоре отряд натыкается на замёрзшего солдата в шинели красноармейца (Юра Борисов). Уже потом им предстоит разобраться, шпион он или нет.

Солдаты доходят до заброшенной деревни, где надеются немного передохнуть, но не тут-то было. Сюда приходит карательный отряд вермахта во главе с нацистом Брауном (Вольфганг Черни). Слава о нём и его парнях ходит самая дурная. Они разыскивают неуловимого снайпера Красного призрака (Алексей Шевченков), убившего уже не один десяток немцев. Может быть, и в этот раз советский супергерой придёт и спасёт братьев по оружию.



«Красный призрак» — проект сложной судьбы. Работа над ним велась ещё с 2013 года. В основу сценария (а трудились над ним аж 8 человек, включая режиссёра Богатырёва) положена фронтовая проза Константина Симонова, документальные материалы и интервью с ветеранами войны, сражавшимися в Калужской области. Когда же фильм уже готов был выходить в прокат, подкралась пандемия. А к 9 мая 2021 года была сделана уже новая партия с военно-патриотического конвейера. И вот «Красный призрак» выходит летом, наверное, ко Дню России, но на самом деле не хотелось бы привязывать эту приключенческую ленту ни к какой дате.

За последние годы мы привыкли, что фильмы про Великую Отечественную войну должны быть очень громкими, дорогими и строго делить героев на белых (наших) и чёрных (не наших). Картина Богатырёва выбивается из этого ряда даже по формальным признакам. Советская армия здесь совсем не выглядит непобедимой, наоборот, немцы наступают на нашу землю, а защищающие родину солдаты отступают и лишь изредка стараются больно укусить врага. До победы ещё очень далеко, она даже не маячит на горизонте. В то же время фашисты получились объёмными: да, есть и машины для убийств, и хладнокровные палачи, но и совсем ещё мальчишки, которые не понимают, как попали в этот страшный котёл и как бы выбраться отсюда, да поскорее. В таком же образе, но с нашей стороны предстаёт Юра Борисов с широко открытыми глазами.



Для создателей «Красного призрака» война — очень удобный сеттинг для жанрового кино, но с нотками драмы. Есть и душевные беседы, и роды в экстремальных условиях, и смерти. Но в первую очередь это лихой и ироничный фильм о войне. Для нашей страны в XXI веке это совершенно новый подход к разговору о Великой Отечественной: трудно сразу вспомнить картину о событиях тех лет, в которой бы находилось место и забавным эпизодам. Наверное, последний подобный случай — «Кукушка» Александра Рогожкина, но там и война идёт где-то за кадром.

Богатырёв фактически следует заветам Квентина Тарантино, который любит переворачивать с ног на голову каноны жанра. Представьте себе «Бесславных ублюдков» в антураже «Омерзительной восьмёрки» и с меньшим бюджетом — так можно было бы кратко описать фильм Богатырёва. Композитор Сергей Соловьёв намеренно цитирует Эннио Морриконе, который написал музыку как к «Омерзительной восьмёрке», так и к лучшим фильмам Серджо Леоне. Композиции Соловьёва — оригинальные, но отсылающие по первым же аккордам к классическим мелодиям итальянского маэстро. Вот только бюджет у «Красного призрака» поскромнее, поэтому многочисленные перестрелки иногда приходится прерывать разговорами в окопах или в условиях осаждённой деревни. По такому же принципу действовал и Бен Уитли в «Перестрелке»: пальба и ироничные замечания о нелёгкой доле.

Но не стоит думать, что создатели картины исключительно веселятся. Достойное жанровое кино как раз отличает умение через бодрое зрелище донести до зрителей важные мысли. Например, о том, что у войны не может быть одного или нескольких героев, а если кого-то из них убьют, ему на смену придёт обязательно другой. И даже не важно, был ли вообще когда-нибудь Красный призрак. Пусть он вообще будет неизвестным солдатом, просто теперь о его подвиге услышат, в том числе фашисты. Как и в классических вестернах, грань между реально существовавшим персонажем и окружающим его мифом едва различима. Известно только, что в конце ему положено победить оппонентов и уйти в закат. Или в ослепительно белую снежную даль. 


Читайте также
Картина «Культовые тусовщики»: секреты музыкального продюсера
В прокате «Культовые тусовщики» — картина об Алане Макги, продюсере, открывшем миру Oasis, да и в целом важном герое...
Фильм про ту самую злодейку «Круэлла»: стиль — это я
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за то, что она планировала пустить...
«Мейнстрим» Джии Копполы: видеоблогинг и танцы на битом стекле современности
В российский прокат вышла картина «Мейнстрим» Джии Копполы. История про изнанку видеоблогинга и популярность в интернете. По мнени...
Фильм «Джамбо»: любовь, секс и аттракционы
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фильм про внезапно вспыхнувшую страсть между девушкой и аттракционом. Алихан И...
Молчи — за живого сойдёшь: почему фильм «Тихое место 2» не миновало проклятие сиквелов 
В прокат выходит «Тихое место 2», продолжение нашумевшего хоррора Джона Красински о вторжении инопланетян со сверхчувствительным с...
Тролль в шкафу: премьера фильма «Туве» Зайды Бергрот про создательницу муми-троллей Туве Янссон
В российском прокате картина «Туве» — байопик о писательнице и художнице Туве Янссон, подарившей миру муми-троллей. Ксения Ильи...
Также рекомендуем
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера исторической ленты «Гладиатор» Ридли Скотт...
2 сентября 2000 года состоялась мировая премьера фильма Филипа Кауфмана «Перо маркиза де Сада». Великолепный а...
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...
1 мая 2000 года в Лос-Анджелесе (Калифорния) состоялась американская премьера исторической ленты «Гладиатор» Ридли Скотт...
2 сентября 2000 года состоялась мировая премьера фильма Филипа Кауфмана «Перо маркиза де Сада». Великолепный а...

Последние новости

Зендея высказалась о переносе третьего сезона «Эйфории»
Для актрисы непостижимо то, что происходит с сериалом.
Студия Ghibli получит «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля
Впервые премию присвоят целой студии, а не отдельному человеку.
Нева Хауэлл сыграет приёмную мать «Супермена»
В перезапуске киновселенной DC от Джеймса Ганна.
Джозефа Куинна не волнует усталость от современных кинокомиксов
Актёр исполнит роль Человека-факела в новой «Фантастической четвёрке».
Прямое включение из ада в дублированном трейлере «Полночи с дьяволом»
Фильм ужасов доберётся до российских кинотеатров 6 июня.
Эндрю Гарфилд может сыграть в фильме про Иисуса от Мартина Скорсезе
Ранее двое уже работали над исторической драмой «Молчание».
Весенние краски в аниме: уникальные сериалы о цветущем апреле
Расцвет сакуры и зрительского настроения в рамках японской анимации.
00:00