You know you love me: рассказываем, какой получилась новая «Сплетница» (и почему мы скучаем по оригиналу) 

8 июля на HBO Max вышла первая серия обновлённой «Сплетницы» — то ли продолжения, то ли ремейка популярного сериала канала The CW. Артём Макарский рассказывает, стоит ли смотреть новую версию — и как, через года и множество современных этических дилемм, оригинал воспринимается сейчас.

Четырнадцатилетняя Зоя переезжает в Нью-Йорк, поскольку получила грант на обучение в школе Констанс Биллард — в этой же школе учится её сводная сестра Джулиен: у неё уже есть сложившаяся компания и большое влияние в школе. Примерно в это же время одна из учительниц вспоминает на перерыве, как во время её обучения в Констанс Биллард наводил шороху блог «Сплетница», — и спустя некоторое время блог возвращается, но уже в виде инстаграм-аккаунта.

Заветное название «Gossip Girl» зажигается ровно через двадцать минут после начала серии — под «Positions» Арианы Гранде зрителю предлагается переварить новость о том, кто же взял на себя роль «сплетницы» в этот раз. Создателей сериала, с одной стороны, можно понять: отгадка оригинальной истории не просто не порадовала многих зрителей, но и в некотором роде противоречила сюжету. О чём при конструировании интриги не задумался продюсер Джошуа Сафран, целиком написавший пилот, так это о том, что новая «сплетница» в случае чего может и в тюрьму сесть (судя по его оптимистичным прогнозам минимум на пять сезонов, такое ему в голову попросту не приходило).

Сафран, в шутку называющий себя «зумер в теле бумера», расставляет в пилоте сериала маркеры времени: здесь в ходе обычного разговора говорят о патриархате или вине богатых перед обществом, зачем-то вспоминают Куросаву и Ноэ, не забывают и о теме репрезентации. Впрочем, создателям, по всей видимости, кажется, что репрезентация — это когда в кадре хотя бы просто стоит герой — представитель меньшинства. Один из них, Ак, сюжетно никак себя не проявляет: ему попросту не достаётся реплик. Моне и Луна, подруги Джулиен, просто выглядят ходячими архетипами-злючками. Герои сериала кажутся более-менее живыми только под конец серии — и, судя по рецензиям в Америке, где критикам дали посмотреть первые четыре серии, ситуация не становится лучше.

Фото: HBO Max

Что точно стало лучше с того момента, как закончилась оригинальная «Сплетница» — количество и качество сериалов про подростков. Даже у самих HBO их несколько: примечательно, что один из них, лёгкий и основанный на реальном опыте «Поколение», закончился одновременно с запуском «Спетницы». Этой лёгкости «Сплетница’21» лишена — нет в ней и лихости и сумятицы прекрасного «Мы те, кто мы есть» Луки Гуаданьино. Можно по-разному относиться к «Эйфории» Сэма Левинсона и тому, что у каждого персонажа драма была вывернута на полную, но тут у героев драмы и саспенса не наблюдается вовсе. В угоду времени Сафран делает главной трагедией для героев потерю подписчиков и статуса, при этом забывая, что в оригинальной «Сплетнице» у персонажей на кону было не только это.

Оригинал, стоит напомнить, начинался с того, что сбежавшая ото всех Серена Ван дер Вудсен пыталась, вернувшись, влиться в старую компанию — а зритель весь первый сезон в нетерпении ожидал раскрытия её тайны. Пока что у героев новой «Сплетницы» никаких тайн нет — одна из них, впрочем, обнаруживается тут же, и зритель узнаёт о ней раньше героев. Безусловно, это был очень белый сериал, который далеко не всегда поражал качеством своего сценария — однако и сейчас, во время пересмотра, за перипетиями героев «Сплетницы» очень интересно наблюдать, особенно в первых двух сезонах. Оригинальная «Сплетница» говорила нам о том, что дети иногда не очень отличаются от родителей, и это важно. В 2021-м о родителях неизвестно практически ничего — большинство из них мелькает за завтраком, чтобы «отметиться» в сюжете.

В той «Сплетнице» открытым геем был лишь один персонаж, и он находился на заднем плане — в новой, хотя создатели обещают больше квир-историй, громче всего о себе говорит одна из учительниц, вспоминающая о бывших жёнах и почему-то добавляющая: «Я не лесбиянка», — по всей видимости, для комического эффекта. Всё это выглядит скорее обещаниями, чем попытками поговорить на тему репрезентации, из-за которой страдал оригинал. То же касается и нелепых усилий напомнить зрителю, что у героев есть привилегии, этот лейтмотив кажется воткнутым в сериал насильно. Безусловно, о привилегиях стоит говорить — однако простыми и банальными фразами не отделаться.

Фото: HBO Max

Не хватает новой «Сплетнице» юмора и абсурда оригинала. Проект никогда звёзд с неба не хватал, создатели понимали, что это в первую очередь дурацкий сериал о подростках-зазнайках. Абсурд же заключался в том, что в сериале в сцене про свадьбу могли бы играть — и появиться в кадре — Sonic Youth, а на открытии бара выступил бы Альберт Хаммонд — младший из The Strokes (незадолго до этого похожим неожиданным образом появлялись музыкальные герои в «Девочках Гилмор»). Представить себе похожее в новой «Сплетнице» попросту невозможно — это явно не тот сериал, где вдруг могут появиться герои предыдущих поколений.

К слову, о поколениях. Одна из основных фраз в защиту «Сплетницы» касается того, что сериал в первую очередь создан для новой молодой аудитории, поэтому нет ничего удивительного в том, что тем, кто близится к тридцати, проект не понравится. Это, безусловно, лукавство: достаточно посмотреть на основных сценаристов и режиссёров первых шести серий новой «Сплетницы», чтобы увидеть, что они в основном ещё старше, чем ругающие сериал критики. А упомянутое ранее «Поколение» или другой похожий на новую «Сплетницу» сериал, испанская «Элита», нравящиеся и миллениалам, с легкостью доказывают: дело, скорее всего, не в разнице поколений.

На самом деле «Сплетница», в отличие от оригинала, не чувствует тонко время — последствия мирового кризиса 2008 года легко обыгрывались в сериале: там шутили про брокеров и открывали бар в стиле времён Великой депрессии. В новой «Сплетнице» постоянно говорят о прошедшем карантине и занятиях по Zoom — но ни разу не упоминают о том, что сейчас мы, вообще-то, тоже находимся в кризисе, вызванном тем самым коронавирусом, который отправил героев на удалёнку. Всего этого создатели предпочитают попросту не замечать — думая, что беззубый рассказ о богатых школьниках обойдётся и без этого. Нет, оригинальная «Сплетница» была куда острее на язык — и не только в закадровых монологах Кристен Белл. Она озвучивает сплетницу и здесь — но теперь в её фирменном «XOXO» есть что-то глубоко обречённое и разочаровывающее. И, кажется, ничто не спасет этот поезд, изначально поехавший не туда.

Читайте также
Рецензии «Всё прошло хорошо» Франсуа Озона: она написала убийство, он перенёс его на экран
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая организует эвтаназию для своего отца. ...
Рецензии «Аннетт» Леоса Каракса: «Ла-Ла Ленд» и «Брачная история», снятые яростным панком
Егор Москвитин рассказывает про фильм открытия Каннского кинофестиваля, ленту «Аннетт» Леоса Каракса — мюзикл про то, как Адам Драйвер губит Марион Котийяр. П...
Рецензии Время истекло: фильм «Война будущего» от режиссёра «Робоцыпа»
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях с пришельцами. Лента стала жертвой пан...
Рецензии Пусть говорит: «Прайм-тайм» на Netflix
На Netflix вышел полнометражный дебют Якуба Пьятека «Прайм-тайм» о террористе на центральном телеканале Польши. Тимур Алиев рассказывает, как молодой ...
Рецензии «Он и лошадь, он и бык, он и баба, и мужик»: Татьяна Алёшичева рассказывает про сериал «Локи» 
Канал Disney+ показал ровно половину (три серии) «Локи» — третьего сериала новой телевселенной «Марвел». Татьяна Алёшичева разбирается, удалось ли ...
Рецензии Что в багажнике, чувак: в прокате «Жвалы» Квентина Дюпьё
В российском прокате новая картина адепта абсурда. «Жвалы» Квентина Дюпьё («Оленья кожа», «Шина») — картина о гигантской мухе и крепкой мужской дружбе. Ксения...
Также рекомендуем
Netflix в России. На сервис постепенно добавляются отечественные фильмы и сериалы. Если какой-то российский п...
Пока индустрия осторожно готовится к возвращению проката, в онлайне состоялась премьера американо-норвежской к...
Кадр из фильма «Виновный»/NetflixСоня Бессонова собрала подборку грядущих релизов, которые мы будем смотреть не выходя и...
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок явил зрителю «Психо». История создани...
Статьи
Умом наш Netflix не понять: российские фильмы в подборке сервиса
Netflix в России. На сервис постепенно добавляются отечественные фильмы ...
Рецензии
Фильм «Солнце в ночи»: ожившие полотна на фоне северных пейзажей
Пока индустрия осторожно готовится к возвращению проката, в онлайне состо...
Подборки
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в октябре
Кадр из фильма «Виновный»/NetflixСоня Бессонова собрала подборку грядущих релизов, ...
Статьи
«Психо»: триумф манипулятора
16 июня 1960 года состоялась очередная премьера мастера жанра. Альфред Хичкок ...

Последние новости

Новости Богачи оказываются на необитаемом острове в трейлере сатиры «Треугольник печали»
С этим фильмом Рубен Эстлунд завоевал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь».
Новости У триквела «Соника в кино» появилась дата выхода
Фильм составит конкуренцию «Аватару 3» в американском прокате.
Новости Звезда «Очень странных дел» Джо Кири сыграет в «Фарго»
Съёмки пятого сезона начнутся в 2023 году.
Новости ММКФ — 2022 объявил часть программы
Смотр пройдёт с 26 августа по 2 сентября.