Алфавит американского андеграунда: Роберт Бранаман

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники


Роберт Бранаман (1933–) 


Учитывая беспрецедентно густонаселённый характер буквы «Б», посвящаем этот выпуск ещё одному её представителю, прежде чем двинуться дальше вглубь алфавита. 

Роберт Бранаман (1933–) — художник, режиссёр, продюсер, галерист. Представитель культовой общности Wichita Vortex; «сумасшедший гений»; «Боб Барбитол», никогда не относившийся к себе слишком серьёзно; весёлый битник Западного побережья, с юности инфицированный Аланом Уотсом, Судзуки, Хаксли и прочими «вратами восприятия»; «один из самых изысканных визионеров Америки» (Гинзберг); почётный член художественной Frisco family; ветеран нарко-оргий, переживший почти всех своих друзей; наконец, счастливый абстинент, завязавший с вредными привычками, свойственными богеме вообще, а американской, 60-х годов, — в особенности. 

Миф о Wichita Vortex гласит, что все уроженцы Уичито (город в Канзасе) — как художники, так и простые жители — суть инопланетяне, совершившие на своей родной планете преступления различной степени тяжести и в качестве наказания сосланные на Землю в это самое Уичито как в тюрьму. Поэтому все они обречены периодически совершать отсюда побеги, и по этой же причине им всем рано или поздно приходится вернуться. Инопланетянин по рождению, Бранаман увлёкся кинопроизводством в 1958 году, начав снимать на цветную пленку 8 мм — самую дешёвую из всех. Совершив через год побег в Сан-Франциско, он сойдётся с другим канзасцем, тоже выросшим в Уичито, — Брюсом Коннером, ставшим звездой всего движения. Снятый Бранаманом фильм с красноречивым названием «Уичито» (1960) ныне считается утерянным. В другой ранней картине Бранамана, «The Filmore Bus» (1961), зритель наблюдает родные края Бранамана, включая его отчий дом, из окна автобуса. В следующем году Бранаман обзаводится домом в Биг-Суре (неподалёку от СФ) и курсирует с тех пор между ним и Сан-Франциско, то ли добившись амнистии от своих инопланетных кураторов, то ли опровергнув знаменитый миф. 


Как и многие в этой среде, Бранаман был в первую очередь художник (писал картины, оформлял обложки любимых поэтов, делал афиши, генерировал идеи, этот список бесконечен), но в качестве режиссёра он работал не столько как художник, сколько как мастер перформанса, принципиально и заведомо непредсказуемого. Целью его «фильмов-перформансов» было, если я правильно понимаю, передать течение времени как пульсацию, что достигалось через многократное наложение кадров, быстрый и нередко ломаный монтаж, импровизацию и доверие энергии хаоса. 


Впрочем, в отличие от фильмов, живопись Бранамана в интернете вполне доступна для ознакомления. Как легко убедиться, обычно это густонаселённые детализированные поверхности, эклектически комбинирующие психоделические мотивы, разнородные духовные символы, эмблемы поп-культуры и — last but not least — внушительную порцию гетеросексуального эротизма. Ещё одна значительная часть наследия Бранамана — его гравюры и книги, которые он выпускает в качестве коллекционных экземпляров ограниченным тиражом.


Уже около сорока лет Бранаман не употребляет ни наркотики, ни алкоголь. Он предан медитации, практикам вроде цигуна и во всём стремится видеть единую природу Будды, чего и вам желает. Амплуа Бранамана в контексте американского андеграунда — это харизматичная фигура настоящего битника-бодхисаттвы, свято помнящего слова Чаплина, что день, прожитый без смеха, прожит зря; жизнерадостный крупногабаритный сангвиник, чей по-индуистски психоделический, чувственно тантрический дух веет где хочет, но в руках его не унести, да и глазами, как оказывается, не так-то просто увидеть.


Читайте также
Алфавит американского андеграунда: Роберт Нельсон
Роберт Нельсон (1930–2012) Художник, фильммейкер, преподаватель, строитель домов, энтузиаст коллективных арт-проектов. Муж и соавтор...
Алфавит американского андеграунда: Мари Менкен
Мари Менкен (1909–1970) Художница. Жена и соавтор Уилларда Мааса. Кинематографистка, снимавшая маленькие фильмы для друзей. Хозяйка (вме...
Алфавит американского андеграунда: Уиллард Маас
Уиллард Маас (1906–1971) Фрэнсис Уиллард Маас родился в Линдси, штат Калифорния, в богатой семье немецкого происхождения. Окончил...
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург, писатель, композитор, театральный пос...
Алфавит американского андеграунда: Тони Конрад
Тони Конрад (1940–2016) Математик по диплому, программист по профессии, музыкант по призванию, супрематист по складу ума и кинематографист по иронии...
Алфавит американского андеграунда: Ларри Джордан
Ларри Джордан (1934–) В мире, особенно в США, проживает так много Ларри Джорданов, что среди них найдётся даже несколько режиссёров...
Также рекомендуем
Предуведомление: о чём, как, почему, зачем и для кого этот блог. Искусство — это практика. Уильям Блейк...
Стэн Вандербик (1927–1984) Стэн Вандербик — не столько режиссёр, сколько иллюзионист и колли...
Гарри Смит (1923–1991) Антрополог, музыковед, фольклорист, потомственный эзотерик, худ...
Рон Райс (1935–1964) Полная противоположность кинематографистам из благополучных семей, для к...
Предуведомление: о чём, как, почему, зачем и для кого этот блог. Искусство — это практика. Уильям Блейк...
Стэн Вандербик (1927–1984) Стэн Вандербик — не столько режиссёр, сколько иллюзионист и колли...
Гарри Смит (1923–1991) Антрополог, музыковед, фольклорист, потомственный эзотерик, худ...
Рон Райс (1935–1964) Полная противоположность кинематографистам из благополучных семей, для к...

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00