Алфавит американского андеграунда. Вступление

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Предуведомление: о чём, как, почему, зачем и для кого этот блог. 
Искусство — это практика. Уильям Блейк

1. О ЧЁМ


Коротко: Об американском авангардном кино середины XX века, приблизительно с 1940 по 1970 год. Точнее, о его главных создателях.

Подробно: Иногда в истории случаются периоды, когда не пойми откуда появляются люди, создающие нечто оригинальное и разнообразное, ни на что не похожее. Некое новое искусство. Американский андеграунд, то есть независимое и радикальное авторское кино, создаваемое в США в середине XX века, — именно такое явление. Его создателям, свидетелям, апостолам и будет посвящен этот блог. 

1.1 Почему именно «андеграунд» в названии?

Коротко: Этот термин позволяет точнее охарактеризовать и датировать интересующий нас период.

Подробно: Напомню, что применительно к радикальному независимому кинематографу термин underground был пущен в оборот в конце 50-х; это сделали Мэнни Фарбер и Стэн Вандербик (о котором скоро будет отдельный рассказ). В отличие от термина avant-garde, имеющего другие исторические датировки; в отличие от термина experimental, с которым многие не согласны; в отличие, наконец, от подзабытых терминов сounterculture films или film poems, подходящих далеко не всякой авангардной картине, термин underground не просто характеризует новаторское кино, но указывает на подвижнический и в то же время самодеятельный характер явления, к середине — концу 60-х годов ставшего признанной частью арт- и кино-рынка и как следствие растерявшего свой подпольный (то есть собственно андеграундный) статус. Поначалу дерзкое, рискованное, наивное, необузданное и неприкаянное, постепенно это движение обзавелось критической массой внутренних институций, получило поддержку крупных фондов (Гуггенхайма, Форда и т. д.) и примерно к 1970 году — по-прежнему оставаясь на передовой киноискусства — превратилось, по выражению одного саркастичного наблюдателя, в мини-юбку. 

2. КАК


Коротко: В виде статей-портретов в алфавитном порядке.

Подробно: Блог будет состоять из статей-портретов наиболее ярких героев андеграунда, распределённых в порядке русского алфавита (блог русскоязычный, поэтому и алфавит мы выбрали русский, проигнорировав нюансы транслитераций). 

3. ПОЧЕМУ 


Коротко: Потому что это очень интересно. Каждый из героев андеграунда обогатил кино не просто интересными фильмами, но привнёс, как заметил ещё в шестидесятые Кен Джейкобс, «свою собственную эстетику», свою собственную версию кинематографа.

Подробно: Пленяющая особенность андеграунда – фундаментальных различий между авторами здесь гораздо больше, чем между режиссёрами коммерческого кино (состоящего из множества привычных конвенций). Авангард предлагает максимальный диапазон крайностей: между полюсами субъективизма (например, сомнамбулические психодрамы Майи Дерен) и объективизма (так называемое структурное кино), между четырнадцатью секундами «Чуда» Роберта Брира и двадцатью пятью часами FUCK Энди Уорхола, между чувственным эмпиризмом (городские зарисовки Голдмана) и трансцендентными космическими процессами (Джордан Белсон). Авангардное кино может стать неким экзистенциальным продолжением автора (Брекидж), персональной формой активизма (Мекас), физически травмоопасным экстримом (Конрад), видом живописи (де Авино), психоделии (Бранаман), магии (Энгер), алхимии (Ларри Джордан). Единственное, чем это кино не бывает, — неоригинальным и посредственным. 

4. ЗАЧЕМ 


Коротко: Это всё ещё довольно малоизвестная для нас территория, нуждающаяся в элементарном описании и осмыслении. 

Подробно: Несмотря на многолетние, ещё с советских времён, исследования Кирилла Разлогова и недавнюю монографию Андрея Хренова, а также многочисленные отдельные статьи российских кинокритиков, о многих авторах этого алфавита на русском языке не написано примерно ничего, а об остальных — незаслуженно мало. Даже самые яркие шедевры американского андеграунда, даже самые «козырные» его имена скорее отсутствуют, чем присутствуют в понятийном обиходе подавляющего большинства современных российских синефилов, включая даже продвинутую их часть. Слабая известность предмета даёт основания надеяться на актуальность авантюры.

5. ДЛЯ КОГО


Коротко: Для всех, кому интересно американское авангардное кино. 

Подробно: Если кто-нибудь в процессе чтения этого блога заинтересуется его героями или пересмотрит свои взгляды на возможности кинематографа, тайную цель «Алфавита» можно будет считать достигнутой.


Читайте также
«Меланхолия» Триера и творчество прерафаэлитов 
Фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера был показан в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и моментально обратил на себя внимание...
Картина в картине: «Звёздные войны» и мир Сальвадора Дали
Екатерина Кузнецова рассказывает, какие картины цитировал в саге Джордж Лукас.
Картина в картине: Мрачные миры Мунка в фильме «Труп невесты»
«Труп невесты» режиссёр Тим Бёртон выпустил в 2005 году, и работа сразу имела оглушительный успех, лента была номинирована на «Оскар» как «Лучш...
Картина в картине: «Красота по-американски» и Эдвард Хоппер
Премьера фильма «Красота по-американски» состоялась более 20 лет назад, но картина ни на йоту не устарела. Пять статуэток премии «Оск...
Картина в картине: «Лабиринт Фавна» и картины Франcиско Гойи
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Картина в картине: «Начало» Кристофера Нолана и Мауриц Корнелис Эшер
Екатерина Кузнецова рассказывает, как Кристофер Нолан в своей ленте оживил картины ...
Также рекомендуем
«Улица Сезам», «Теория Большого взрыва», «Прослушка», Netflix
Мария Ремига напоминает о том, что усилия бывают не напрасны.
Картины основного конкурса (за исключением китайской драмы «Облако в её комнате») международного фестивал...
«Улица Сезам», «Теория Большого взрыва», «Прослушка», Netflix
Мария Ремига напоминает о том, что усилия бывают не напрасны.
Картины основного конкурса (за исключением китайской драмы «Облако в её комнате») международного фестивал...

Последние новости

Хаяо Миядзаки попал в список 100 влиятельнейших людей года по версии TIME
Вслед за почётной «Пальмовой ветвью» для студии Ghibli.
Шоураннер «Людей Икс '97» объяснил концовку пятой серии
Сценарист хотел добиться максимального шока.
00:00