История одного саундтрека: «Водяные лилии» Селин Сьямма

Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

21 октября в прокат выходит «Маленькая мама» Селин Сьямма — камерный, снятый на карантине фильм о том, как девочка, переживая смерть бабушки, встречает свою маму, но из прошлого, в возрасте самой девочки. Как и в предыдущих фильмах Сьямма, в новой картине звучит музыка французского музыканта Para One. Артём Макарский в постоянной рубрике о лучших саундтреках рассказывает, с чего началось их сотрудничество и как музыка к её дебюту, «Водяным лилиям», помогла сделать историю ещё тоньше и интереснее.

«Я поняла, что всё ещё хочу видеть в своих фильмах юных актёров, хочу писать про юных персонажей, поскольку их взгляд на мир мне кажется самым глубоким. Для детей важно всё, что с ними происходит», — говорит Селин Сьямма в свежем интервью журналу Empire. Она рассказывает о своём интересе к детству и юношеству в связке с новым фильмом «Маленькая мама» — но эта тема обозначилась уже в её дебюте, «Водяных лилиях».

Фильм «Водяные лилии», названный в оригинале «Рождение осьминогов», рассказывает о трёх девушках, Мари, Флориан и Энн: на фоне жизни команды синхронисток развивается история их дружбы, ревности и первой любви. Уже в этом фильме, написанном ею в качестве дипломной работы в школе La Fémis, раскрываются важные темы её кинематографа, что детство и юность — это сложное время, время трудного становления. Именно в этот момент ты можешь понять, что гендерная принадлежность и сексуальность плавучи, флюидны (об этом, кроме «Лилий», рассказывает «Сорванец»), — или же выбрать путь меньшего сопротивления и встроиться в мир, который иначе тебя не примет (а об этом — «Девичество»). Тем удивительнее, что картина «Лилии» могла вообще и не состояться.

Тизер фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

Снять фильм Сьямма уговорил Ксавье Бовуа, наставник её курса в La Fémis — она собиралась стать сценаристкой, но он убедил её, что эту историю она сможет снять и сама. И действительно, впоследствии режиссёрка скажет всё в том же интервью Empire, что этот опыт был для неё освобождающим, — она поняла, что это действительно её призвание. По иронии, она была не единственной, кто до работы над «Лилиями» не думал, что останется в кино именно в той профессии, в которой они попробуют свои силы с дебютом. Жан-Баптист де Лобье, более известный как Para One, не собирался работать кинокомпозитором — хотя он уже долгое время выступал в индустрии как электронный и хип-хоп продюсер, в киношколе учился как раз снимать фильмы на факультете продюсирования. Однако Сьямма, его подруга по La Fémis, уговорила его помочь ей с музыкой к фильму — за что он ей, как впоследствии признаётся, очень благодарен.

Её выбор, скорее всего, был продиктован тем, что они вообще подружились благодаря музыке: как вспоминает Лобье, они скидывали друг другу треки и он однажды забил под завязку её iPod электронной музыкой. Действительно, когда у молодой режиссёрки возник вопрос, кого позвать для работы над саундтреком к фильму, кандидатура хорошего друга и музыканта не казалось таким уж неожиданным выбором. Эта дружба стала очень плодотворной: в том или ином виде музыка Para One звучит во всех фильмах Сьямма. В «Сорванце» можно услышать его дурашливую композицию «Always», к «Девичеству» он написал саундтрек, в котором энергичные синтезаторы озвучивали происходящее на окраинах Парижа, а в «Портрете девушки в огне» звучит его совместная работа с Артуром Симонини — песня, которую поют девушки у костра. В «Маленькой маме» он записал три вариации на тему «музыки будущего» — слегка ностальгический электропоп с воодушевляющей хоровой партией.

Саундтрек фильма «Водяные лилии». Слушать альбом в Apple Music

Хотя за музыку к «Девичеству» он был номинирован на «Сезар», именно саундтрек к «Лилиям» кажется его самой тонкой и интересной работой для Сьямма — помимо этих двух фильмов, ему, в общем-то, банально было негде разгуляться. Это, конечно, связано с тем, что режиссёрка вообще предпочитает оставлять своих героев в тишине. Ещё в 2008 году при представлении «Лилий» в американском Линкольн-центре она расскажет о своём отношении к киномузыке: «Я решила не ставить в фильм слишком много музыки, потому что очень часто в кино её вообще слишком много. И я не хотела, чтобы она комментировала происходящее на экране. Музыка звучит очень точно и в определённых моментах». В интервью, вышедшем в этом году, Para One словно вторит ей: «Главное правило киномузыки — чем меньше, тем лучше».

Действительно, в «Лилиях» музыка звучит даже не в самые значимые для сюжета моменты — а в самые важные для главной героини, Мари. Её очарованность капитаншей команды синхронисток Флориан, перерастающая во влюблённость, подзвучивается музыкой лишь изредка. В фильме звучит всего восемь композиций из изданного саундтрека, хотя на альбоме их пятнадцать — кроме попросту не вошедших в фильм треков слушатель мог найти там и те, что Para One записывал к собственным короткометражкам. Интересно, что вышедшие отдельным альбомом композиции не были единственной музыкой Лобье, звучащей в фильме: хотя эти треки не были указаны в саундтреке, он для сцен домашних вечеринок довёл до ума несколько своих демо-записей буквально за сутки (один из этих треков он через пару лет переделает под свой стиль и выпустит под названием «Kiwi»). Техно и транс удивительным образом тоже отлично передают смятение Мари, его же можно услышать и в треке дуэта Jones & Stephenson «The First Rebirth», который звучит уже в ночном клубе. По словам режиссёрки, выбор электроники был вовсе не случаен — она говорила о том, что именно электронная музыка лучше всего работает с пространством фильма, а также она отлично влияет на эмоции зрителя.

Композиции Para One звучат скорее в моменты предвкушения, ожидания: не во время тренировки синхронисток, а в раздевалке перед заплывом, не во время соревнований, а по возвращении домой — как будто должно что-то произойти. Эта тонкая игра приводит нас к тому, что когда в финале фильма музыка заглушает собой все разговоры и другие шумы, концентрирует внимание зрителя на себе, она впечатляет куда сильнее. В момент выхода «Лилий» Сьямма говорила, что фильм довольно тихий, поэтому она придумала оставить в его трейлере только музыку, убрав диалоги, — эта идея кажется разгадкой финала: как добавляет в том же интервью режиссёрка, «слова выдали бы слишком многое».

Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

По словам Para One, у Сьямма всегда есть чёткое понимание того, какой она видит музыку к своим фильмам. Музыку к «Лилиям» он называет подводной (что, естественно, диктует тематика фильма), постепенно раскрывающейся и придающей фильму слегка ностальгический оттенок. Композитор говорит, что музыка к этой картине для него сродни органическому, собранному из случайных элементов архиву, — она словно найдена на пыльной полке, а не тщательно подобрана. Ностальгической, слегка отрешённой атмосферы Лобье смог добиться в первую очередь при помощи оборудования: сначала он использовал только винтажные синтезаторы, выпущенные в семидесятых и восьмидесятых, а затем записал получившееся на плёнку для более тёплого, приятного звука. В одном из интервью он описал свой творческий метод создания музыки так: она должна быть наполовину знакомой, наполовину странной — и действительно, хоть эта музыка и правда постоянно что-то напоминает, её отрешённость делает её более непривычной.

Музыка Para One в «Лилиях» — это музыка о первой любви, о смятениях, ожиданиях, разочарованиях. Не в последнюю очередь это может быть связано с тем, что музыку Лобье писал уже во время монтажа, — как признавалась сама режиссёрка, во многом звучание саундтрека влияло в итоге на конечный монтаж картины. Уже после выхода «Девичества» Para One гордо скажет: «Я — самый первый зритель её фильмов».

Именно в этом умении влиять на зрителя, делать это изящно и тонко, и есть главное отличие Сьямма от коллег, понимание того, что во всём нужен баланс, и позволяет ей интересно высказываться на довольно сложные темы. Сьямма говорит, что её главный подход к молодым и непрофессиональным актёрам заключается в том, что они для неё — соавторы, а не материал. Эта мысль о соавторстве касается и того, как она подходит к музыке: её хоть и довольно мало, но запоминается она на ура. Большое счастье любого режиссёра — иметь постоянного соавтора в композиторах; есть что-то глубоко трогательное в том, что у Сьямма он есть благодаря когда-то скинутой на iPod коллекции песен.

Читайте также
Спецпроект #комикс-код: если бы улицы могли говорить
Открываем окно во двор — Персеполиса и Никополя, Города грехов и Метрополиса.
Спецпроект Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)
Алексей Васильев собирает каст мечты в детектив о зверском убийстве.
Спецпроект История одного саундтрека: «Карнавал»
Артём Макарский рассказывает о музыке из фильма Татьяны Лиозновой.
Спецпроект «Мы вдохновляем женщин приблизиться к мужской верхушке»: Ребекка Фергюсон о фильме «Дюна»
Актриса делится, чем ей нравится её героиня леди Джессика
Также рекомендуем
На Netflix вышел мини-сериал «Голливуд», в котором послевоенные реалии американской киноиндустрии прогибаются под соврем...
Алексей Васильев подбирает достойный первоисточник для фильма Франсуа Озона.
После небольших каникул Татьяна Шорохова вернулась и снова обсуждает с гостями насущные темы из мира кино. Сегодня кинок...
Об убойном роуд-муви, в котором сёстры спешат спасти свою бабушку от ковида.
Рецензии
«Голливуд» Райана Мёрфи: сентиментальное упражнение в альтернативной истории
На Netflix вышел мини-сериал «Голливуд», в котором послевоенные реалии американской...
Спецпроект
Экранизируй это: «Женщины у берега Рейна» Генриха Бёлля (1985)
Алексей Васильев подбирает достойный первоисточник для фильма Франсуа Озона.
Синонимы Мандула
#50 Кинотеатры vs карантин. Подкаст КИНОТВ
После небольших каникул Татьяна Шорохова вернулась и снова обсуждает с гостями насу...
Рецензии
Смех во время чумы: в прокате «Эвакуация» Мэллори Эвертон и Стивена Мика
Об убойном роуд-муви, в котором сёстры спешат спасти свою бабушку от ковида.