Нетленка: фильм «Долгие проводы» Киры Муратовой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Читаем про удивительный фильм удивительной Киры Муратовой
КИНОТВ

Читаем про удивительный фильм удивительной Киры Муратовой.


От автора

В рубрике «Нетленка» мы будем рассказывать о шедеврах мирового кинематографа: о совершенно разных фильмах прошлых лет, разных стран, разных жанров. Это будут фильмы Авербаха, Хуциева, Асановой, Одзу, Кубрика, Люмета, Иоселиани, Бергмана, Фассбиндера, объединённые одним: все они — абсолютные шедевры, настоящие произведения искусства. Александр Роднянский как-то сказал, что «кино — это <...> универсальный механизм по подготовке человека к переменам и испытаниям. Это огромный ресурс эмоционального опыта, настоящего переживания». Вот именно о таком кино мы и расскажем.


«Долгие проводы»

Кира Муратова (1934–2018) — режиссёр уникальный, фигуры, равной ей, пожалуй, нет в мировом кинематографе. «Единственный кинорежиссёр, ну, может быть, после Эйзенштейна и Бергмана, который создавал кино как искусство», — сказал о ней Сокуров. Её творческий путь был тернист, она кочевала по студиям, когда не давали снимать, работала библиотекарем; не шла на компромиссы, снимала как хотела, как видела и чувствовала, была человеком независимым, цельным, самодостаточным, с чёткой волей. Неслучайно в одном из последних интервью из понравившихся современных фильмов Муратова назвала только «Племя» Мирослава Слабошпицкого — кино жёсткое, крутое, гениально сделанное, единственное, кажется, за последнее десятилетие мощное в восточнославянском кинематографе.

Кира Муратова/РИА Новости
Кира Муратова/РИА Новости

Её первая самостоятельная работа «Короткие встречи» (1967), с самой Муратовой (такой трогательной) в главной роли, очень органичной Руслановой и Высоцким в роли свободолюбивого мужа главной героини, поражает спокойной ясностью киноязыка. Фильм хорош композицией-ретроспекцией (муж-геолог, по которому тоскуют героини, появляется на экране только в снах и воспоминаниях обеих), сочувствующим взглядом на этих женщин в их смятении — удивительными медленными крупными планами женских лиц.

«Долгие проводы» (1971) — фильм с трудной судьбой: сценарий Натальи Рязанцевой бессчётное количество раз переделывался — и цензурой, и самой Муратовой. Через две недели после выхода фильм был запрещён, копии изъяты и частично уничтожены. Полноценно картина дошла до зрителя через 15 лет и вызвала шок: «...фильм ошеломил. Особой, мощной выразительностью кинематографического языка, переполненностью сложнейших эмоциональных потоков человеческого существования на экране. И какой-то предельной гуманистичностью, может, максимальной среди работ автора. И конечно, своей принципиальной особенностью, непохожестью ни на что. Для меня это один из фундаментальных фильмов мирового кинематографа. Высший уровень кинорежиссуры, когда словами невозможно описать происходящее на экране и объяснить, почему до боли и радости так сильно на тебя это действует. Непонятно до сих пор, как играет свою героиню Зинаида Шарко... Нельзя объяснить, почему так мощно звучит гениальный финал картины» (Вадим Абдрашитов).

Кадр из фильма «Долгие проводы»/Одесская киностудия
Кадр из фильма «Долгие проводы»/Одесская киностудия
Кадр из фильма «Долгие проводы»/Одесская киностудия
Кадр из фильма «Долгие проводы»/Одесская киностудия

«Долгие проводы» — это обычная история, жизнь человека. Живёт женщина Женя, с мужем в разводе, растит сына, работает переводчиком в НИИ, шьёт костюмы, развлекает себя как может, сын вырос и хочет переехать к отцу, впереди одиночество, старость, смерть.

Рассказывает эту обыкновенную историю Муратова необыкновенным, удивительным языком — зрителя завораживают бесконечные женщины на экране: цветочницы, почтальонки, студентки, школьницы, переводчицы. Весь фильм с первых кадров крупные планы лиц — такие неторопливые, такие мастерские, что не важно, красавица — не красавица, молодая или не очень, — все барышни выглядят необыкновенно притягательно (никто не снимал женщин так открыто, внимательно, откровенно, как Муратова).

Женя — первая роль в кино Зинаиды Шарко, актрисы товстоноговского БДТ, Муратова выбрала её за многофункциональный, такой театрально-жеманный, набухающий слезами или истерикой голос («Мне нужна была здесь нелепая женщина»), и, конечно, именно игра Шарко создаёт щемяще-трагедийную ноту в фильме.

Сцена из фильма «Долгие проводы»/Best scenes from movies/Одесская киностудия 

«Долгие проводы» хорошо слушать (понятно, сначала посмотрев). Тогда проявляются тонкости, которые крадёт действие: звуки окружающего мира. Плеск воды, шум моря, стрекот кузнечиков, стук и перезвон трамвая, крики птиц, голоса героев, интонации (часто совершенно невозможные), голоса играющих детей, многоголосица застолья, такая знакомая каждому, — тот чудесный фон жизни, который мы обычно не замечаем, не слышим, — и поверх этого фона — кружащая одну тему, и лирическая, и тревожная, нервная, гениальная музыка Олега Каравайчука (и он здесь поёт свою мелодию — в эпизоде в трамвае). Слушая фильм, чётко понимаешь, как он правильно сделан, собран: две зеркальные сцены — прогулка-кокетство Шарко с Каюровым (возможно, начало чего-то большего) и встреча Саши-сына с жеманницей Машей (с которой явно что-то было или и есть); Шарко подсматривает за сыном с приятелем после школы, и тут вклинивается нежнейший, уморительный короткий разговор о младенцах мамочек с колясками; после ночного разговора матери с сыном, истории про красного попугая на дереве, когда-то виденного с мужем («Ты спроси отца, помнит он это, и мне напиши»), — какие-то феллиниевско-иоселианиевские сцены праздника в городе под гуцульские дудки: корабли, флаги, моряки, девушки, мужчины в костюмах ловят рыбу на пирсе, а дальше — оцепеневшая Шарко за рабочим столом (сын в это время берёт билет — ехать к отцу); опять праздник, Женя нарядная и совсем на грани, всеобщее веселье, кого-то награждают, все вокруг поют и пляшут, и оглушительный финал, от которого у зрителя дрожит сердце.

Сергей Соловьёв очень точно передал это ощущение: «...это не ремесло, а интонация, тембр, словарный запас, речь, и никакими рассуждениями о монтаже, вертикальном или горизонтальном, ничего тут не объяснишь. Почему такой финал у фильма и почему этот финал уже в течение 30 лет тебя заставляет трястись в кресле, объяснить невозможно...»

«Долгие проводы» Муратовой — это абсолютный шедевр, великое волшебство настоящего кино.


Читайте также
Экранизируй это: «Зимняя война в Тибете» Фридриха Дюрренматта (1981)
Крах и возрождение цивилизации, апокалипсис и постапокалипсис.
#комикс-код: Йорик будет жить ещё долго, Человек-паук должен умереть. Финал
Вот и пришло время финальной части неграфического романа...
Смотреть аниме: ломтик жизни — разные грани повседневности
Аниме о повседневности бывает разное. Есть, например, ия...
Экранизируй это: «Женщины у берега Рейна» Генриха Бёлля (1985)
Алексей Васильев меняет правила игры, и теперь не для кн...
История одного саундтрека: «Атланта»
Чем музыка в «Атланте» отличается от других сериалов.
#комикс-код: как (кино)комиксы повелевают временем
Алексей Филиппов закручивает петлю времени и рассказывает, что будет, если отклонит...
Также рекомендуем
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива.
Алексей Филиппов закручивает петлю времени и рассказывает, что будет, если отклониться от священного таймлайна, почему в...
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Алексей Васильев исследует возможный кастинг для экранизации захватывающего детектива.
Алексей Филиппов закручивает петлю времени и рассказывает, что будет, если отклониться от священного таймлайна, почему в...

Последние новости

Первый постер долгожданного продолжения «Башни Бога»
Второй сезон аниме-сериала выйдет в этом году.
Netflix готовит детективный сериал о Харри Холе
Автор литературного цикла Ю Несбё напишет сценарий.
Начались съемки перезапуска «Человека-волка»
Об этом компания Blumhouse сообщила в соцсетях.
00:00