Разблокируй Азию: «Невеста Рип ван Винкля»

Продолжаем рассказывать про азиатское кино и сегодня пишем про японский фильм «Невеста Рип ван Винкля» — неторопливую, но пронзительную историю про то, что главное спасение от одиночества — человек.

Режиссёр Сюндзи Иваи, участник и лауреат Берлинского кинофестиваля, автор одной из новелл фильма «Нью-Йорк, я люблю тебя», в 2016 году выпускает медленную, тихую, драматичную и красивую историю об одиночестве в Японии и путях побега из ловушки, расставленной современным обществом. В этот капкан угодила главная героиня Хару Куроки (её голос мы слышали в аниме «Ученик чудовища», «Мирай из будущего»). Тягучее повествование картины можно разбить на две части. Первая рассказывает историю девушки, которая вот-вот станет примерной женой ответственного, спокойного и рассудительного человека. Семья мужа придерживается традиционных представлений об институте брака: после торжественной церемонии невестка обязана завершить карьеру учительницы, посвятив себя дому и будущим детям. Нанами не думала о том, чтобы перестать преподавать, но это за неё решил ещё и начальник. Дело в том, что у девушки аккуратный, тихий голос, но такой, что на уроках ей приходится говорить в микрофон. И так же тихо и аккуратно её просят уйти. Дома она скажет, что уволилась, прислушавшись к совету свекрови, но это не единственная ложь, которая прокрадётся в семейную жизнь молодожёнов.

На свадебную церемонию со стороны жениха прибудет отважная ватага родственников, а Нанами со своими не общается, да и родители уже давно не вместе, но притворяются перед сватами, что всё ещё любят друг друга и живут душа в душу. Чтобы на празднике столы не пустовали, Нанами обращается в агентство по найму «подставных родственников». Актёры будут пить, есть, рассказывать задушевные истории о невесте, услуга дорогая, но неодобрительных взглядов свекрови девушка не выдержит.

Кадр из х/ф «Невеста  Рип ван Винкля»

И как только под искренние поздравительные возгласы ненастоящей семьи Нанами скажет «согласна», жизненный путь её свернёт совсем не туда. Она заподозрит мужа в измене, свекровь выкрутит всё так, что это сама девушка обжималась в отеле с незнакомцем. И вот в замедленной съёмке под аккомпанемент 7-й симфонии Бетховена Нанами тащит огромные чемоданы, лившись в один день мужа, дома и надежды. На пороге отеля появится тот самый работник агентства по найму семьи и предложит ей работу: сыграть родственницу одного из молодожёнов на свадебном торжестве. Так Нанами окажется по ту сторону, но среди этих актёров, изображающих тёплые семейные чувства, найдёт наконец родственную душу. С этого начинается вторая часть истории.

Ей предстоит провести время под одной крышей в особняке, ухаживая за его комнатами и морскими обитателями, вместе с весёлой, активной и неунывающей моделью и актрисой, она, конечно, на самом деле просто никогда не выходит из роли. Но чувства, которые свяжут этих одиноких девушек, окажутся спасительной нитью Ариадны, которая выведет их из, казалось, бесконечного лабиринта одиночества.

Сюндзи Иваи рассказывает, как тяжело выжить в мире подставных родственников, подставных чувств, подставных историй. Фраза «человеку нужен человек» не становится менее правдивой из-за своей банальности. Мы можем сыграть что угодно: любовь, горечь, нанять актёра, который навзрыд будет оплакивать смерть или же задорно приветствовать новую жизнь. И в этот обман можно поверить, он способен спасти, но лишь на время, а это звенящее опустошение, возможно, страшнее и больнее искреннего принятия. Ответом в итоге снова и снова становится любовь. И то, что две девушки, лишённые поддержки, смогли найти друг друга, — прекрасная запятая в истории, но далеко не точка, к сожалению. Режиссёр аккуратно разворачивает сюжет, как подарок, который ты боишься повредить, пока отрываешь листы упаковочной бумаги. Постепенно, эпизод за эпизодом, оголяется правда. Это тихий, аккуратный и волнующий процесс, как голос Нанами.

Рип ван Винкль — герой рассказа Вашингтона Ирвинга. Он проспал 20 лет в горах, а в свою родную деревню вернулся, когда почти все его родные и близкие уже умерли. Он — символ бесконечного отставания от жизни, человек, пытающийся ухватиться хоть за один выступ отвесной скалы, но терпящий поражение. Нанами — невеста Рип ван Винкля, одинокая душа, которой не суждено вместе со своей любовью догнать стремительно уносящуюся вперёд жизнь.

Читайте также
Спецпроект #комикс-код: стакан наполовину обречён, или триумф антиутопии
Если у героя всё хорошо — и говорить не о чем.
Спецпроект Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)
Говорим о потенциальном фильме, где ужасы и трупы могут быть на каждом шагу.
Спецпроект История одного саундтрека: «Водяные лилии» Селин Сьямма
Разбираем музыку Para One в прошлом фильме режиссёрки «Портрета девушки в огне».
Спецпроект #комикс-код: если бы улицы могли говорить
Открываем окно во двор — Персеполиса и Никополя, Города грехов и Метрополиса.
Спецпроект Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)
Алексей Васильев собирает каст мечты в детектив о зверском убийстве.
Также рекомендуем
28 мая 35 лет исполняется Кэри Маллиган. Актриса не может похвастаться большим количеством наград и ...
В российском прокате хит «Санденса» и Берлинского кинофестиваля, второй (или даже полуторный) фильм...
О Нике Кейве можно говорить много и по-разному. Скорее всего, вы точно слышали хотя бы один его саундтрек, но даже не до...
Статьи
Кэри Маллиган: актриса без диплома
28 мая 35 лет исполняется Кэри Маллиган. Актриса не может похвастать...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #56: классификация всех «Форсажей», взлёты и падения М. Найта Шьямалана, рефлексия Томаса Винтерберга
Виктор Непша рассказывает, о чём писали за рубежом в последнюю неделю июня
Рецензии
«Свет моей жизни» Кейси Аффлека: будущее без женщин
В российском прокате хит «Санденса» и Берлинского кинофестивал...
Катушка Уоллес
#6 Катушка Уоллес. Саундтрек Ника Кейва
О Нике Кейве можно говорить много и по-разному. Скорее всего, вы точно слышали хотя...