Сладкий Берлинер: Егор Москвитин и Берлинский фестиваль. День 3

Париж слезам не верит

Фестиваль захвачен французскими картинами (вместе со швейцарскими и канадскими), и в Берлине показали самую нежную из них — Les passagers de la nuit («Пассажиров ночи») с Шарлоттой Генсбур.

Это, натурально, французский кавер на «Москва слезам не верит»: зритель десять лет (все восьмидесятые) наблюдает за жизнью хорошей невезучей семьи, за кадром играет шансон, вместо склеек между сценами — архивные съёмки Парижа, всеми движет любовь и всех, кто останется верен этому чувству, ждёт награда. Генсбур играет мать уже взрослых детей, от которой уходит муж. Женщина никогда не работала, потому что сперва рано родила, а потом боролась с раком груди. Но теперь ей нужно чем-то заняться — и днём она дежурит в библиотеке, а по ночам принимает звонки на радиопередаче, которую ведёт героиня Эммануэль Беар. Сын героини тем временем пробует писать. А дочь поступает на политолога и переезжает в студенческое общежитие. В библиотеке героиня встречает интеллигентного работягу — двойника Гоги из «Москва слезам не верит». А на радио к ней прибивается юная наркозависимая, приехавшая в Париж, чтобы стать кинозвездой. Её играет 23-летняя Ноэ Абита — тоже двойник, но уже Анджелины Джоли.

«Пассажиры ночи»
«Пассажиры ночи»

И вот все эти чудесные люди живут, страдают, трудятся, танцуют под Джо Дассена и десять лет готовятся к переезду из квартиры с панорамными окнами, оставшейся от бывшего мужа-отца, которого нам так ни разу и не покажут. Потому что отступникам в семейном фотоальбоме не место, а это именно фотоальбом, а не фильм.

Короче, обреветься. Ждём фильм в России и пересматриваем всё, что режиссёр Микаэль Херс снял раньше; кажется, он гений.

— У неё не горит свет, её нет дома.

— Идиот, она слепая.

Если бы в кинематографе существовал аналог премии Дарвина, то на этом Берлинале мы бы вручили его Дарио Ардженто. За творческую агонию, полную иронии и огня. Его новый хоррор «Чёрные очки» (Occhiali neri — не путайте с песней «Комсомольска») — это такая же череда беспомощных самоповторов с претензией на новые смыслы, как и прошлогодний «Хэллоуин убивает» — но все, кто любит Ардженто, почувствуют себя на этой скотобойне как дома.

Классик эксцентричных и бесхитростных ужастиков, о котором в последние годы вспоминали в основном из-за его роли в «Вихре» Гаспара Ноэ (он там играет кинокритика на краю бездны) и ремейка его «Суспирии» (оригинал всё ещё лучше), не садился в режиссёрское кресло ровно десять лет — со времён «Дракулы 3D».

Поэтому его возвращение интриговало. Тем более что сюжет нового фильма явно должен был столкнуть старого дьявола с новой этикой. В Риме одна за другой умирают секс-работницы: кто-то нападает на них из кустов и перерезает горло стальной струной. Одной из девушек удаётся спастись — но в автокатастрофе она теряет зрение и убивает невинных китайцев. Маньяк продолжает её преследовать, она продолжает заниматься проституцией, а мы оказываемся в щекотливой ситуации, потому что бесстыжий Ардженто доводит до предела идею, что героиня хоррора должна быть обнажённой и уязвимой.

При этом в ужастик вдруг встраивается роман воспитания: надменная красавица, буквально ослеплённая сперва солнечным затмением (с него начинается фильм), а затем и гордыней (маньяк — оскорблённый клиент), вдруг фактически усыновляет китайского сироту. А ещё ей выдают служебную собаку. Получается идеальная жанровая расстановка сил перед финальной схваткой: маньяк на фургоне с одной стороны и девушка, ребёнок и овчарка — с другой.

Результат — кино настолько дряхлое, что хочется называть его антикварным, ужастик настолько прямолинейный, что получается и смеяться, и бояться. Настоящее чудо, хоть и юдо. Мы не мы, если скоро не привезём его в Россию на какой-нибудь фестиваль!

Читайте также
Спецпроект Сладкий Берлинер: Егор Москвитин и Берлинский фестиваль. День 2
Питер FM Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой француз переосмысливает фильм и пьесу немц...
Спецпроект «Сладкий Берлинер»: Егор Москвитин и Берлинский кинофестиваль. День 1
День 1Ну что, мы в Берлине!Фестиваль начинается с плохих новостей: Берлинале настолько обмельчал, что вместо больших и надёжных рюкзаков выдаёт гостям вот так...
Спецпроект Какой ты зомби: жуткие, смешные и грустные ходячие мертвецы в кино
Кадр из фильма «Армия мертвецов»/NetflixСериал «Мы все мертвы» на Netflix доказал, что ходячие мертвецы не уйдут с экранов, кажется, никогда. Но зомби — это н...
Спецпроект Азбука Франсуа Трюффо
6 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Франсуа Трюффо. К юбилею французского классика Илья Верхоглядов составил краткий гид по ключевым понятиям, из кот...
Спецпроект Экранизируй это: «Игра в бисер» Германа Гессе (1942)
КИНОТВАлексей Васильев продолжает фантазировать на тему неслучившихся экранизаций и обращается к одному из своих любимейших романов. «Игра в бисер» — не самое...
Спецпроект История одного саундтрека: «Возвращение» Педро Альмодовара
Кадр из фильма «Возвращение»/Warner Bros. España3 февраля в прокат выходят «Параллельные матери» Педро Альмодовара — уже тринадцатый фильм, озвученный по...
Также рекомендуем
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино проникло в наши грёзы и сны и&nb...
В этом году в программе Beat Film Festival — фильмы не только о музыке, но и о к...
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о том, как из-за опасных розовых облаков,...
20 мая в российский прокат выходит провокационный, красочный фильм «Новый порядок». На прошлогоднем Венецианском фестива...
Рецензии
«И вот звучит привычный лёгкий джазок»: «Фестиваль Рифкина» Вуди Аллена
Новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» — о том, как кино прони...
Подборки
От Бэнкси и Греты Тунберг до Трумена Капоте: гид по Beat Film Festival
В этом году в программе Beat Film Festival — фильмы не только о...
Рецензии
«Розовое облако»: здесь так красиво, но я перестаю дышать
В российский прокат вышел фильм «Розовое облако» дебютантки Юли Жербази. Лента о то...
Интервью
«Социальное неравенство и несправедливость — уже давно наши главные проблемы»: мексиканский режиссёр Мишель Франко о фильме-антиутопии «Новый порядок»
20 мая в российский прокат выходит провокационный, красочный фильм «Новый порядок»....

Последние новости

Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.
Новости Рэйн Уилсон предположил, что делал бы Дуайт Шрут после «Офиса»
Персонаж разрывался бы между зомби-апокалипсисом и развитием бизнеса.
Новости Композитор «Списка Шиндлера» Джон Уильямс планирует уйти из кино
По его словам, Харрисон Форд тоже подумывает о завершении карьеры.
Опрос Тест "Угадай фильм по одному предложению"
Насколько хорошо вы знаете сюжеты культовых лент? Ваша задача — угадать, о каком фильме или сериале идёт речь, буквально по одному предложению. Справитесь? Ср...
Новости Брайан Фуллер поддержал петицию за продолжение сериала «Ганнибал»
Поклонники не могут смириться с отсутствием достойного финала для любимых героев.
Новости A24 и HBO Max готовят комедийный сериал «Церковные девушки»
Он основан на жизни комедиантки Меган Сталтер.
Рецензии «Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Новости Команда Тайки Вайтити украла реквизит со съёмок «Хоббита»
Художник-постановщик «Реальных упырей» в своё время проявил недюжинную смекалку.