Смотреть аниме 2.0: Ринтаро — живая легенда со свободным духом

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

К сожалению или счастью, но среди режиссёров аниме есть те, кто не то чтобы известен в России так же хорошо, как Хаяо Миядзаки и Макото Синкай. При том что их вклад в анимацию, пожалуй, и выше. В числе первых здесь в голову приходит Ринтаро — человек, пришедший в анимацию более полувека назад, оставивший в ней неизгладимый след и ставший примером для несчётного количества аниматоров.

На низком старте

22 января 1941 года в Токио родился Сигэюки Хаяси, который позже станет известен под именем Ринтаро (иногда неправильно указывают как Рин Таро — спасибо The Hollywood Reporter, попытавшемуся вестернизировать псевдоним режиссёра). При большом количестве известных работ личность аниматора остаётся довольно загадочной, и раздобыть о нём достоверную информацию далеко не всегда просто.

Иллюстрация: World Art

В мир аниме Хаяси пришёл в возрасте 17 лет: юноша стартовал с высокой ноты, так как первой же его работой стала «Легенда о Белой Змее» — достаточно известное аниме Toei Animation, вышедшее в 1958 году. Мультфильм крайне важен для истории сразу по ряду причин: это первый цветной полнометражный анимационный японский фильм, первое аниме, которое было показано в США, и первая работа японских аниматоров с использованием западных технологий и крайне педантичным подходом к процессам. Здесь Хаяси работал всего лишь аниматором промежуточных кадров. Та же позиция останется за ним и в двух последующих работах в студии, «Юный Сарутоби Сасукэ» и «Великий Алаказам» — режиссёрских работах Осаму Тэдзуки. Последний остался «Алаказамом» не очень-то доволен и основал собственную Mushi Productions, куда переманил немало сотрудников Toei — в том числе и юного Хаяси.

Рождение легенды

Придя в студию, Сигэюки Хаяси начал пробовать себя в новых ролях и уже в 1963-м дебютировал в качестве режиссёра и аниматора — теперь уже не промежуточного. Ему достался четвёртый эпизод «Могучего Атома» — пожалуй, самого известного творения Тэдзуки. Что примечательно, к «Императору джунглей» Хаяси тоже успел приложить руку: если в первой экранизации он был арт-директором, то в сиквеле «Новый император джунглей» он уже занимал позицию главного режиссёра анимации, отвечая, по сути, за многие творческие решения.

«Император джунглей»

Переломным годом можно считать 1968-й: здесь Хаяси не только впервые взял псевдоним Ринтаро, но и приступил к режиссуре «Следствие ведут Сабу и Ити» — первого аниме-сериала для взрослых. В основу легла одноимённая манга Сётаро Исимото о молодом детективе Сабу, который путешествует по Японии эпохи Эдо в компании слепого мастера меча Ити. Вместе они стараются помогать простым людям в разных ситуациях — от поимки преступников до разгадки сложных и запутанных преступлений.


«Сабу и Ити» — простое по своей форме шоу, в котором каждая серия представляет собой отдельное дело необычных напарников. Сериал при всей своей простоте изобиловал интересными находками и решениями как сценарно, так и визуально, за счёт чего и вошёл в историю.


Ринтаро здесь использовал множество тропов из самурайских фильмов, при этом эффектно распоряжался имеющимися ограниченными средствами. Стоит отметить, что «Сабу и Ити» был куда темнее других чёрно-белых сериалов (что создавало почти нуарную атмосферу), в отдельных сценах использовались смешанные техники, а местами и вовсе появлялись совсем уж непривычные вещи, вроде расфокусировки или использования воды поверх кадра для достижения интересного эффекта.

Сегодня считается, что сериал «Сабу и Ити» оказал огромное влияние на тямбара в целом, а в любви к шоу признавалось множество известных аниматоров — в том числе Синъитиро Ватанабэ, называвший сериал одним из ключевых источников вдохновения для «Ковбоя Бибопа».

Долгожданная свобода

Работая в Mushi Productions, Ринтаро успел снять «Муми-троллей» до того, как студия разорилась. В 1972-м же он вместе с другими выходцами из студии, в числе которых был и Ёсиаки Кавадзири, основал Madhouse — одну из ключевых анимационных студий, до сих пор занимающую видное положение. Но, что примечательно, в постоянную команду студии он не вошёл, решив остаться фрилансером. С тех пор Ринтаро так и остаётся вольной птицей, сотрудничая с теми, кто ему подходит больше в текущий момент, — ожидаемо, нередко это Madhouse.

«Капитан Харлок»

Пожалуй, следующей по-настоящему важной работой для Ринтаро можно считать «Капитана Харлока» — адаптацию манги Лейдзи Мацумото. В мире далёкого будущего человечество достигло звёзд и невиданного прогресса, но потихоньку начало впадать в апатию из-за частых проигрышей Мазонам — агрессивно настроенным пришельцам, истребляющим человечество. Среди прочих нашёлся Харлок, восставший против всеобщего отчаяния и решивший сражаться с агрессорами на своей «Аркадии» при поддержке экипажа.


Харлок — довольно типичный романтический герой: он следует собственным моральному компасу и внутренней философии, сражаясь с любым проявлением зла, будь то Мазоны или люди. Он тихий, неразговорчивый и почти мрачный, но на деле буквально горит своими идеями и готов без страха за них умереть.


Версию Ринтаро отличало несколько важных особенностей. История, конечно, оставалась космической оперой, что вовсе не мешало режиссёру поднимать ряд непростых вопросов в диапазоне от трудностей жизни человечества до насилия в качестве решения проблем. Во многом неугасающей славе «Харлок» обязан именно Ринтаро: последняя адаптация в виде нового комикса начала выходить буквально в прошлом году. Ринтаро, впрочем, снял лишь оригинальный сериал и «Тайну Аркадии», отдельную дополнительную историю в той же вселенной. Основ, впрочем, хватило надолго.

Бесконечное путешествие

«Галактический экспресс 999»

Год спустя после выхода «Космического пирата Харлока» Ринтаро адаптировал ещё одну космооперу Лэйдзи Мацумото — «Галактический экспресс 999». Вернее, он снял два фильма: собственно, «Галактический экспресс 999» и «Прощай, Галактический экспресс 999: Конечная станция — “Андромеда”».

В далёком будущем человечество колонизировало львиную долю галактики и для межпланетного сообщения вовсю использует галактические экспрессы. Один из них, под номером 999, по слухам, доставляет на Андромеду, где можно получить бесплатное мехатело и жить вечно, хотя обычно такие достаются только богачам. 


Трудный подросток Тэцуро Хосино вместе с матерью мечтает заполучить билеты на Галактический экспресс 999, но вскоре убеждается, что не всё так просто.


Здесь стоит отметить, что параллельно с киноверсией выходил и одноимённый сериал, и отличий между ними, мягко говоря, немало. Причина этого в том, что «Галактический экспресс 999» Ринтаро снимался до того, как оригинальная манга была завершена, поэтому сюжет претерпел значительные изменения, самым существенным из которых можно считать сильное сокращение путешествия.

К началу сиквела Тэцуро уже успел убедиться, что механические тела не так уж хороши, а в галактике началась полноценная война против Мехаимперии. Тэцуро, ставший той искрой, что разожгла сопротивление, теперь активно участвует в движении. Кстати, капитан Харлок появляется и здесь — пусть и в эпизодической роли.


Как и в случае с большинством других работ Ринтаро, «Прощай, Галактический экспресс 999» привлёк внимание в первую очередь качеством проработки картинки и визуальных эффектов, пусть и в ущерб философскому содержанию.


Зато некоторые черты, присущие более поздним работам Ринтаро, можно увидеть уже здесь — в частности, несколько сюрреалистическую атмосферу, в которой старинный пассажирский поезд летит сквозь космос, а пираты бороздят галактику на кораблях, похожих на парусники.

Немного истории

Продолжая разговор о режиссёрских успехах Ринтаро, нельзя не вспомнить считающийся классикой «Кинжал Камуи» — историческое фэнтези, в основу которого легло одноимённое ранобэ Тэцу Яно. В центре сюжета оказывается Джиро — ребёнок айно-японского происхождения, живущий на закате правления сёгуна Токугавы в приёмной семье. Он становится жертвой обстоятельств: однажды, вернувшись домой, Джиро обнаруживает мать и сестру мёртвыми, и подозрение падает на него. Не желая погибнуть за несовершённое преступление, он сбегает и попадает в ученики к Тэнкаю, в Онивабан Токугавы, где обучают ниндзя. Вскоре он, правда, понимает, что цели у Тэнкая не такие уж и благородные, и решает сбежать, а заодно узнать наконец правду о своей семье. С этого начинается непростая история Джиро, которая займёт множество лет и охватит почти весь земной шар.

«Кинжал Камуи»

«Кинжал Камуи» — аниме несколько подзабытое, но это не делает его менее значимым. Его нередко упоминают в списке произведений, сильно повлиявших на становление сёнэна, и среди ключевых аниме 1980-х благодаря по-настоящему качественной анимации и захватывающему сюжету. В отдельных случаях именно «Кинжал Камуи» называют едва ли не вершиной творчества Ринтаро.

Magnum Opus

Ринтаро, в начале своей карьеры плотно работавший с историями Тэдзуки, продолжил делать это и после смерти «бога манги». Здесь будет уместно вспомнить «Императора джунглей» — ещё одну адаптацию манги о белом льве Кимбе.

В целом критических изменений в сравнении с прошлой версией, где Ринтаро был лишь промежуточным аниматором, ждать не стоит: обновлённая стилистика, большая любовь к оригиналу да слегка изменённое начало истории, в котором Кимба не плывёт сразу в Африку после шторма, а сначала попадает в Америку.

«Метрополис»

Впрочем, действительно важной адаптацией и просто работой, достойной внимания, конечно же, является «Метрополис» — полнометражное аниме 2001 года. Манга вышла в далёком 1949-м и до экранов добиралась больше полувека, зато результат вышел более чем впечатляющим.


Тэдзука видел буквально несколько кадров из фильма Фрица Ланга, и их ему хватило для создания собственной истории. И всё же влияние немецкого гения чувствуется и в аниме: похожие дома и атмосфера, но со своим неповторимым твистом.


Отличий от манги, кстати, немало, вплоть до изменения центральной фигуры: если у Тэдзуки андроид Митти умел летать и менять пол по желанию, то в версии Ринтаро гиноид Тима больше похожа на Марию из фильма Ланга. Да и в целом внимание смещено на более философские материи вроде отношений людей и андроидов и классового неравенства в антиутопическом обществе. За это во многом стоит благодарить создателя «Акиры» Кацухиро Отомо, написавшего сценарий для аниме. Кстати, интересный факт: на момент выхода «Метрополис» был самым дорогим аниме в истории, сумев переплюнуть, собственно, «Акиру».

Заслуженный отдых

«Капитан Харлок: Бесконечная одиссея»

После «Метрополиса» Ринтаро начал медленно отходить от дел. В 2002-м он снял аниме «Космический пират Капитан Харлок: Бесконечная одиссея» — прямое продолжение сериала 1978 года, которое хвалили за возвращение к истокам и по-прежнему качественную анимацию. После этого Хаяси всё больше был на вторых ролях, занимаясь раскадровками или сидя в кресле помощника режиссёра. 


Единственным (и крайне неожиданным для многих) исключением стал «Пингвин Ёна-Ёна» — первый трёхмерный мультфильм в карьере Ринтаро и Madhouse, который вышел в 2009-м. По тому, насколько много 3D-аниме вышло у Madhouse с тех пор, можно догадаться, насколько успешной была проба пера.


Вот уже десять лет Ринтаро не задействован в аниме: последней его работой стали раcкадровки «Кошечки из Сакурасо» — романтической комедии о школьном общежитии для «трудных» подростков. С тех пор Ринтаро всё больше читает лекции в университете Киото Сейка на факультете манги. Вернётся ли он ещё в анимацию в своём почтенном возрасте (81 год — это вам не шутки!) — вопрос скорее риторический. Но и без того Сигэюки Хаяси за свою продолжительную карьеру успел стать одним из самых уважаемых и известных аниме-режиссёров в Японии. Что, согласитесь, более чем почётно.

Читайте также
Разблокируй Азию: «По ту сторону океана» — волшебный мир китайской мифологии
В нашей нерегулярной рубрике на этот раз отправимся в Китай.
Фильмы про свободу передвижения: мигранты, ковид, тирания
Мария Ремига снова обращается к могучей силе кинематографа.
Смотреть аниме 2.0: Ёсиаки Кавадзири — певец городской жестокости
Об аниматоре, который стоит за «Манускриптом ниндзя».
Экранизируй это: «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» Майкла Шейбона (2000)
Алексей Васильев переключается на роман о молодых людях, выпускающих комикс.
Смотреть аниме 2.0: Хидэаки Анно — сплав из металла и боли
Сергей Сергиенко — о создателе «Евангелиона».
Экранизируй это: «Дерево-людоед с Тёмного холма» Содзи Симады (1990)
Алексей Васильев фантазирует об адаптации детектива японского классика.
Также рекомендуем
Новое аниме от культового режиссёра Масааки Юасы.
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
Новое аниме от культового режиссёра Масааки Юасы.
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.

Последние новости

Дакота Фаннинг и тёмный лес в новом трейлере «Смотрителей»
Режиссёрский дебют дочери М. Найта Шьямалана.
«Евгений Телегин»: лягушка самых честных правил
Постмодернистское переосмысление классики.
Стартовали съемки комедии «Минус Дима» с Тимофеем Трибунцевым
Также в главных ролях снялись Екатерина Вилкова и Анна Михалкова.
Московский дневник, ММКФ-2024: голографические слёзы, потерянные подростки
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть первая.
00:00