Смотреть аниме: кайто — выброс адреналина и безумные преследования

Ограбление, совершённое без насилия и с особым шармом, всегда вызывает невольную симпатию. Истории о невероятно ловких ворах, остающихся при этом джентльменами, будоражили сознание людей во все времена и в разных культурах. Аниме здесь не осталось в стороне, подарив зрителю целый жанр — кайто.

Досье на преступника

Фото: КИНОТВ

Кайто (яп. 怪盗) — жанр аниме, посвящённый ворам-джентльменам и сочувствующим им. Дословно термин можно перевести как «призрачный вор». Точных правил у подобных преступников нет, но есть ряд определённых характеристик, всем или части которых герои кайто соответствуют.

Чаще всего они воруют крайне ценные драгоценности или предметы искусства, непременно предупреждая о будущем ограблении с помощью «визитной карточки». Многие из призрачных воров являются мастерами маскировки, а из переделок выходят всё чаще с помощью различных трюков, махинаций и иллюзий. Важно подчеркнуть, что герои кайто строго следуют собственному кодексу чести и никогда не убивают, а грабят нередко плохих людей и других преступников — выступая своего рода вигилантами. И, конечно же, у каждого преступника должен быть антагонист со стороны закона — обычно какой-либо великий детектив или крайне упёртый инспектор полиции.

Планирование ограбления

Стоит отметить, что вор-джентльмен — не чисто японская выдумка. Классическим примером можно считать Раффлса, талантливого взломщика, появившегося в рассказе «Раффлс, взломщик-любитель» Эрнеста Уильяма Хорнунга в 1899 году. Один из первых современных антигероев, Раффлс являлся обладателем отточенных аристократических манер и безупречного вкуса, которые уживались в нём со страстью к ограблениям. Со временем к Раффлсу присоединился подручный, Банни Мендерс, и многие начали отмечать сходство с другим знаменитым дуэтом, Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном. Кстати, Хорнунг был женат на сестре Артура Конан Дойла, что вдвойне интересно.

Фото: обложка книги «Раффлс, взломщик-любитель»/издательство «Клуб семейного досуга»; Эрнест Уильям Хорнунг/Harvard University

В 1905-м мир впервые услышал об Арсене Люпене, гениальном преступнике, придуманном Морисом Лебланом. На протяжении трёх десятков лет он успел стать героем более 40 романов, работая по обе стороны закона: он не только проводил мастерские ограбления, но и помогал раскрывать самые запутанные преступления. Словно этого мало, Люпен даже успел повоевать в Первой мировой, а позже вступил в Иностранный легион. При этом он всегда оставался собой: галантным преступником, бессильным перед женской красотой, но с точным моральным компасом внутри.

Первые профессионалы

Именно Арсен Люпен стал прообразом, пожалуй, самого известного аниме-преступника — Люпена III. Впервые герой появился из-под пера Казухико Като, более известного как Манки Панч, в 1967 году в сэйнен-журнале Weekly Manga Action (кстати, он же считается первым специализированным сэйнен-изданием в истории). Манки Панч придумал внука известного преступника, но не спросил на это разрешения, из-за чего какое-то время героя звали Рупаном или Волком. На счастье, в 2012-м романы Леблана перешли в свободное использование, и обаятельный японский вор смог вернуть своё законное имя.

Фото: Люпен III

Люпен III, как и его благородный предок, — истинный джентльмен, что вовсе не мешает ему зарабатывать на жизнь нелегальными способами. Всё чаще он занимается кражей предметов роскоши, проворачивая дела как в одиночку, так и вместе с другими преступниками-подельниками. Образ Люпена основан не только на детище Леблана, но и на секретном агенте Джеймсе Бонде: от последнего к преступнику перешли любовь к женщинам, интерес к различным хитроумным гаджетам и тяга к постоянной перемене места действия.

Регулярными подельниками Люпена выступают двое преступников, Дзигэн Дайкэ и Исикава Гоэмон XIII. Первый основан на Бритте — герое из «Великолепной семерки» Джона Стёрджеса, профессиональном стрелке (в некоторых из историй о Люпене его представляют как профессионального киллера). Гоэмон же, как и Люпен, является потомком не менее благородного преступника из японского фольклора. Оригинальный Исикава Гоэмон грабил богатых и раздавал всё бедным, обладал невероятными выносливостью и силой воли, а также сурово чтил традиции Японии. От легендарного предка современный Гоэмон перенял в том числе и Зантецукен — катану из метеоритной стали, способную разрубить всё на свете.

Кроме них, в сюжете с завидной регулярностью фигурирует воровка Фудзико Минэ — любовный интерес Люпена и самая непостоянная часть квартета, меняющая стороны с невероятной скоростью. Чаще всего Фудзико объединяется с Люпеном только для того, чтобы предать его через несколько минут — что вовсе не мешает последнему доверять девушке снова и снова.

Фрагмент из аниме «Люпен III»

Наконец, у Люпена есть и свой антагонист в лице инспектора Коичи Дзенигаты. И снова речь идёт о предке известного персонажа: японский писатель Кодо Номура придумал полицейского Хейдзи Дзенигату, который жил в период Эдо и ловил преступников с помощью невероятной дедукции и мастерского метания монет. Потомок Дзенигаты Коичи променял монеты на странную конструкцию из наручников и верёвки, которой пользуется на манер лассо, но в остальном ничуть не уступает своему предку. А Люпену, увы, проигрывает: Манки Панч задумал дуэт Люпен — Дзенигата как Тома и Джерри, из-за чего они вынуждены снова и снова вступать в конфликт. При этом автор не раз подчёркивал, что чудаковатый инспектор хоть и кажется комичным, но с Люпеном может тягаться на равных. Последнему просто чуть больше везёт.

Двойники и последователи

Столь подробная остановка на фигуре Люпена и других героев манги и одноимённого аниме нужна просто потому, что именно Люпен III стал прообразом для всего жанра кайто. Но статья всё же не о феномене Люпена, а о явлении воров-джентльменов в целом, поэтому будем двигаться дальше (заинтересовавшиеся могут познакомиться с героем ближе здесь).

Вторым по значимости (а то и первым — зависит от того, в какой стране посмотреть) вором-джентльменом можно считать Кайто Куробу — японского школьника, отличного иллюзиониста и, само собой, крайне талантливого вора. Он главный герой манги «Волшебный Кайто» Госё Аоямы, первый выпуск которой появился в Weekly Shonen Sunday в 1987 году. Юный Кайто следует по стопам своего отца, известного как Кайто Кид и убитого восемь лет назад зловещей организацией, гоняющейся за секретом бессмертия. Чтобы предотвратить планы коварной организации, Кайто Куроба берёт себе прозвище отца и отправляется на поиски камня Пандоры — таинственного артефакта, способного подарить бессмертие. Проблема в том, что отличить камень от других драгоценностей можно только при свете луны, при котором он приобретает красное свечение. Кайто Киду не остаётся ничего, кроме как похищать все драгоценные камни подряд и проверять, нужный ли это. И в случае неудачи возвращать их обратно.

Само собой, новый Кайто Кид действует как истинный джентльмен: о преступлениях он предупреждает заранее, а воровство для него лишь средство, а не самоцель. По канонам жанра, за Кайто Куробой гоняется инспектор Гиндзо Накамори, мечтающий во что бы то ни стало поймать вора. Интересным нюансом является то, что дочь инспектора Аоко — подруга детства Кайто, которая очень привязана к мальчику и при этом ненавидит и презирает Кайто Кида. По мотивам «Волшебного Кайто» существует два аниме-сериала: первый из них выходил с 2010 по 2012 годы, а второй стартовал в 2014-м.

Фото: манга «Волшебный Кайто»/Shogakukan, перевод Tamashii Clan, Kitsu-ne-ko, Aka Iza

Популярность Кайто Кида, правда, затмил детектив Конан всё того же Госё Аоямы. Синъити Кудо, он же Конан Эдогава, превратился в ребёнка из-за загадочного отравления и теперь вынужден жить в образе семилетнего гения-детектива. За свою биографию детектив Конан успел пересечься как с Кайто Куробой, так и с Люпеном Третьим. Аниме по мотивам приключений юного гения насчитывает более 700 серий.

Если взглянуть на более современные аниме о гениальных преступниках, можно вспомнить «Великого притворщика», изначально появившегося именно в виде аниме и лишь после этого в качестве сёнэн-манги. В центре внимания оказывается самоназванный «лучший аферист Японии» Макото Эдамура, который умудряется ограбить Лорана Тьерри — действительно гениального французского афериста. Последний «ограбление», само собой, подстроил, чтобы заманить Эдамуру в свои сети и использовать его в преступных схемах. Лоран ожидаемо соблюдает кодекс чести: грабит он исключительно людей, которые нажили состояние нечестным путём. Отдельный шарм шоу заключается в том, что Эдамура далеко не всегда знает свою роль, так как Лоран предпочитает держать юношу в неведении до последнего: нередко весь замысел раскрывается буквально перед финальными титрами эпизода одной из сюжетных арок.

Фантомные леди

Конечно, не все воры в манге и аниме — мужчины. Не менее часто встречаются и гениальные воровки — как, например, героини манги «Кошачий глаз» Цукасы Ходзё. В центре сюжета здесь оказываются три сестры, Хитоми, Руй и Ай Кисуги, которые не только управляют кафе «Кошачий глаз», но и промышляют воровством произведений искусства. Если это, конечно, можно назвать воровством: дело в том, что они охотятся исключительно за картинами, некогда принадлежавшими их отцу.

Опенинг аниме «Кошачий глаз»
Эндинг аниме «Кошачий глаз»

Главным оппонентом трио воровок выступает юный полицейский Тосио Уцуми, который также является парнем Хитоми. О двойной жизни избранницы он, само собой, не подозревает, чем зачастую пользуются сёстры: присылая Тосио визитку с точными датой и местом ограбления, они через неловкого полицейского-новичка узнают обо всех планах правоохранительных органов.

«Кошачий глаз» — сёдзё-манга и аниме, поэтому немалая часть истории посвящена не столько дерзким и красивым ограблениям, сколько отношениям между Хитоми и Тосио. Особенно явно это выражается во втором сезоне шоу 1984 года: там Хитоми из-за перенесённого менингита потеряла память, и Тосио, уже узнавший о преступной деятельности избранницы, всё равно прилагает огромные усилия в попытках вернуть любовь.

В сёдзё встречается и ещё один интересный подвид кайто, добавляющий в историю об ограблениях толику волшебства. Хорошим примером здесь можно считать «Таинственную грабительницу Сент-Тэйл» — мангу Мегуми Татикавы и одноимённое аниме, которое выходило одновременно с ней. История следует тропам махо-сёдзё: юная Мейми Ханэока умеет превращаться в волшебную воровку Сент-Тэйл, которая ворует исключительно украденные ранее с помощью магии вещи и возвращает их законным владельцам. Технически Мейми не делает ничего плохого, но полиция считает её воровкой. Ожидаемо главным преследователем является не какой-то взрослый детектив, а Дайки Асука — младший, одноклассник девушки и сын детектива Асуки. А Мейми в духе по-настоящему благородного вора сообщает о своих ограблениях юноше заранее.

Фото: кадры из аниме «Таинственная грабительница Сент-Тэйл»/ABC

«Призрачный вор Джинн» от Арины Танемуры также совмещает махо-сёдзё и кайто: шестнадцатилетняя Марон Кусакабе получает от ангела необычную задачу. Юная гимнастка должна найти и вызволить частицы божественной силы до наступления нового тысячелетия, чтобы предотвратить смерть Бога (события манги и аниме происходят в 1998 году). С помощью волшебства она превращается в реинкарнацию Жанны Д’Арк и выискивает частицы силы Бога, украденные дьяволом. Демоны скрываются в прекрасных картинах, а после их изгнания произведения искусства исчезают, что технически делает Марон воровкой.

За Марон-Жанной охотится лучшая подруга девушки, Мияко. Словно этого мало, позже обе влюбляются в одного и того же юношу Чиаки, который при этом подозревает, что помогающий Марон ангел на деле является совсем не предвестником божественной силы… в общем, сюжет закручен, мягко говоря, по полной.

Крошечные воры

Есть и примеры историй, ориентированных на демографические группы, отличные от подростков. Например, «Загадочный Джокер» Хидеясу Такахаси является мангой для детей. Здесь в центре внимания оказывается Джокер — знаменитый вор, путешествующий по всему миру в поисках ценностей. Он также ещё и мастер магии, а когда не занят ограблениями, любит играть в видеоигры, читать мангу и смотреть телевизор. Ещё у Джокера есть ученик Хати, выходец из деревни ниндзя, который помогает Джокеру с домашними делами и в ограблениях.

Опенинг аниме «Загадочный Джокер»

За Джокером и Хати охотится целый отдел полиции. Возглавляет его детектив Догусабуро Онияма — честный, хотя и немного неловкий полицейский, который не только охотится на преступника, но и в какой-то мере заботится о нём. Не обошлось здесь и без гениального детектива-школьника, Кётаро Хаями, который также участвует в поимке Джокера, несмотря на инвалидность.

Конечно, гениальных воров в аниме куда больше, особенно если считать тех, которые не являются главными героями шоу. К кайто нередко относят, например, Такседомаска из «Красавицы-воина Сейлор Мун», Клару из «Цельнометаллического алхимика» или Кайто Синити из детективного аниме «Досье Киндаичи». Образ неуловимого и обаятельного преступника, заложенный внуком Арсена Люпена, оказался крайне притягательным, поэтому мир увидит ещё далеко не одно шоу о неуловимых джентльменах и леди. А мы в следующий раз вновь нырнём в демографические группы, на очереди — дзёсэй, аниме для женщин.

Автор — Сергей Сергиенко
Поделиться
Читайте также
Спецпроект Экранизируй это: «Дневник одного тела» Даниэля Пеннака (2012)
Собираем каст мечты для не существующего фильма о наблюдениях за телом
Спецпроект #комикс-код: почему кинокомиксы не могут выбрать между крестиком и трусами
Фото: КиноТв Третий акт неграфического романа #комикс-код посвящён «масочному режиму» — для супергероев и обывателей, живых и мёрт...
Спецпроект Экранизируй это: «Погребённый великан» Кадзуо Исигуро
Алексей Васильев собирает каст мечты для фильма про средневековую Англию
Спецпроект Смотреть аниме: иясикей — лечебные свойства повседневной жизни
Сергей Сергиенко разбирает жанр, объединяющий «Арию» с «Кэйон!»
Спецпроект #комикс-код: насилие священное, или почему супергерои не перестанут драться
Алексей Филиппов размышляет об одной из важнейших составляющих массовой культуры
Спецпроект История одного саундтрека: «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера
Артём Макарский разбирает музыку первого успешного фильма мэтра
Спецпроект Экранизируй это: «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста
Алексей Васильев открывает серию материалов о нереализованных киноадаптациях
Спецпроект Смотреть аниме: сэйнен — серьёзные сказки для взрослых
Глубокое погружение в поджанр аниме для взрослой мужской аудитории
Спецпроект #комикс-код: почему (кино)комиксам можно всё
Открываем цикл материалов про экранизации комиксов
Спецпроект История одного саундтрека: «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса
Артём Макарский разбирает музыку к фильму про неординарную историю любви
Спецпроект «Закон о печати и других средствах массовой информации»: фильмы про борьбу журналистов
Мария Ремига про фильмы Джорджа Клуни, Стивена Спилберга и Маргарете фон Тротты
Также рекомендуем
Кино в большом городе: «Шеф Адам Джонс»
Даша Цыбульская о лучшем за последние годы фильме о еде.
10 любимых фильмов Николаса Виндинга Рефна
Николас Виндинг Рефн — датский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Обладатель приза за лучшую режиссуру на 6...
«Догмэн» Маттео Гарроне: всё о фильме
С 15 ноября в российском прокате «Догмэн» Маттео Гарроне — один из главных фильмов года, обладатель приза за ...
«Берлин, я люблю тебя»: продолжение культового альманаха
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из с...
Кино в большом городе
Кино в большом городе: «Шеф Адам Джонс»
Даша Цыбульская о лучшем за последние годы фильме о еде.
Статьи
10 любимых фильмов Николаса Виндинга Рефна
Николас Виндинг Рефн — датский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и актёр. Обла...
Статьи
«Догмэн» Маттео Гарроне: всё о фильме
С 15 ноября в российском прокате «Догмэн» Маттео Гарроне — один из главн...
Рецензии
«Берлин, я люблю тебя»: продолжение культового альманаха
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя»,...