Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов

Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей. Такие истории можно обозначить термином «меха», берущим начало именно в Японии, в частности — в манге и в аниме. Время залезть в грёбаного робота! Сергей Сергиенко рассказывает о героях, жанрах и тропах в новом выпуске рубрики про аниме на КИНОТВ. 

Основы


Меха (яп. メカ) — поджанр, ключевой особенностью которого является наличие огромных боевых роботов, чаще всего человекоподобных. Само слово пришло в Японию из английского языка: с лёгкой руки мангак mechanism сократилось до более лаконичного mecha и в таком виде и осталось в культуре.

В прошлый раз рассказ коснулся Осаму Тэдзуки и Мицутэру Ёкоямы, двух мангак, создавших произведения о роботах — «Астробоя» и «Железного человека №28» соответственно. Последний, к слову, считается первым меха-произведением, хотя формально им не является: Тэтсуджин №28 управлялся дистанционно, а не из кабины.

Всё изменилось с легкой руки Го Нагаи, также вскользь упомянутого в прошлый раз. Мангака с детства любил истории про роботов и сам мечтал создать что-то подобное, но все попытки заканчивались копированием, что Нагаи не устраивало. Толчок в нужном направлении автор поймал, стоя в пробке: глядя на других водителей, он вдруг задумался о создании пилотируемого робота с кабиной внутри — точно как у автомобиля. Так на свет появился «Мазингер Зет» — первый привычный меха, вдохновивший всех последующих авторов.

Первый пилотируемый


«Мазингер Зет» появился в 1972 году в журнале Shonen Jump и всего через пару месяцев перебрался на малые экраны. История рассказывала о пилотируемом роботе Мазингер Зет из особого сплава «Суперсплав-Z» (отсюда и название). Сплав этот состоит из уникального металла дзяпаниума, найти который можно только на горе Фудзи. Создатель сплава профессор Дзюдзи Кабуто трагически погиб в ходе нападения «механических чудовищ» доктора Хелла. На борьбу со злом отправился внук профессора, Кодзи Кабуто, который раз за разом побеждает посылаемых роботов Хелла.

Структурно «Мазингер Зет» не является откровением: каждая серия посвящена стычке с «монстром недели», из которой Кодзи и его друзья непременно выходят победителями. Тем не менее переоценить влияние «Мазингера» попросту невозможно: аниме и манга пользуются популярностью и спустя почти полвека, а о влиянии серии на произведения говорят множество культовых авторов — в том числе и Хидеаки Анно, к которому мы ещё вернёмся.

«Мазингер Зет» породил множество спин-оффов вроде «Грендайзера», «Мазинкайзера» или «Великого морского монстра». И тем не менее все они строились по тем же лекалам: одиночные меха сражались с наступающими врагами и непременно побеждали. Подобное в жанре принято обозначать как «супер-меха»: огромные роботы здесь не являются обыденностью, а призваны полностью изменить правила игры.

Приход «реальности»

Под занавес 1970-х на японском ТВ тихо и незаметно выходит «Мобильный воин Гандам» — аниме, перетряхнувшее каноны. Здесь роботы составляли костяк враждующих армий. Кстати, о войне: конфликт строится вокруг колоний людей, обитающих на орбите Земли. Колонии называются «Сторонами» и призваны разгрузить перенаселённую планету. Однако одна из «Сторон» решает объявить независимость и в качестве аргумента использует как раз боевых меха. По счастью, земляне готовили свой ответ в виде Гандамов — более совершенных машин.


Вместо сражений с монстрами здесь рассказывалось о полноценной войне людей против людей. Мотивы обеих сторон были вполне понятные, и назвать кого-то злодеем попросту не поворачивался язык. В «Мобильном воине Гандаме» поднимались и другие темы: насилие здесь было куда более осязаемо, герои получали не только физические, но и психологические травмы, а центральным конфликтом являлась гражданская война. На момент выхода аниме зрители привыкли к весёлым и лёгким шоу, поэтому мрачная взрослая история смутила аудиторию, и проект довольно быстро прикрыли.

Но этом история Гандама не закончилась: положение спасли лицензионные игрушки. В 1980-х успех шоу нередко оценивался именно по уровню продаж мерчендайза. В итоге оригинальный сериал перезапустили в виде трёх фильмов для театрального проката. С этого началось победоносное шествие «реалистичных меха»: «Гандам» превратился в огромную франшизу с десятком продолжений и подражателей. В числе известных стоит вспомнить такие шоу, как «Полиция будущего» и «Бронированные воины Вотомы».


Отдельного упоминания достоин сериал «Гиперпространственная крепость Макросс». Ключевым отличием, за которое любят и ненавидят «Макросс», является добавление айдолов к привычной формуле: с тех пор рисованные поп-певицы регулярно появляются в различных аниме, а в меха пришли любовные отношения.

Неожиданная глубина


Если 1980-е были расцветом для жанра, то начало 1990-х меха встретил на последнем издыхании. Зрителей всё меньше привлекали истории что про супер-меха, что более реалистичные. Поэтому авторы отчаянно шли на эксперименты, пытаясь как-то обновить формулу. Например, аниме «Видение Эскафлона» отправляло огромных роботов в альтернативное средневековье. Герои «Макросс 7», спин-оффа вышеупомянутого шоу, путешествовали на волнах музыки: на этот раз группа Fire Bomber своим звучанием побеждала пришельцев — не всё, знаете ли, полагаться на меха. А «Мобильный воин Гандам: Восьмой взвод МС» отбрасывал космические сражения в угоду максимально реалистичной войне — пусть и с участием роботов. Никаких пятнадцатилетних героев, способных в одиночку одолеть взвод противника, здесь нет и в помине.

И всё же в 1990-х произошла не меньшая революция, чем в случаях «Мазингер Зета» и «Мобильного воина Гандама». Считается, что «Мазингер» породил меха, «Гандам» придумал его заново. А вот «Евангелион нового поколения», вышедший в 1995-м, по мнению многих, изменил аниме.

Хидеаки Анно, будущий создатель «Евы», в детстве увлекался мангой Го Нагаи, и, по собственному признанию, черпал вдохновение в работах признанного мастера. Ещё в детстве будущий аниматор решил, что хочет заниматься кино, но, увидев «Космический линкор “Ямато”», Анно понял, что хочет стать аниматором. В институте он основал первую студию, но быстро вылетел из-за нехватки времени. Так он оказался в команде аниматоров «Гиперпространственной крепости Макросс», а в 1984-м и вовсе попал под крыло небезызвестного Хаяо Миядзаки, у которого успел поработать над мультфильмом «Навсикая из долины ветров», для которого делал сложные сцены во второй половине фильма.

По окончанию работ Миядзаки был готов предложить постоянное место в Ghibli, но Анно выбрал независимость и основал студию Gainax. Первым мультфильмом стал «Королевский десант» — реалистичная история о мире будущего с невероятной для своего времени детализацией и проработкой как графики, так и сюжета. В 1988-м Анно выпускает шестисерийного «Ганбастера» — историю о будущем, в которой нашлось место меха, сражающимся с насекомоподобными пришельцами. Как и «Королевский десант», «Ганбастера» приняли тепло, но Анно медленно погружался в тяжёлую депрессию. Добила его работа над «Надей с загадочного моря» — сериала, который создавался в условиях отсутствия творческой свободы. Последовал период проблем и потери мотивации, но какие-то внутренние силы позволили аниматору не покончить с собой и создать, пожалуй, самое известное аниме в истории.



«Евангелион» вышел в 1995 году. Поначалу сериал мало чем отличается от типичной истории в жанре: вновь подросток пилотирует робота и сражается с «монстрами недели», однако чем дальше, тем мрачнее и тяжелее становится нарратив. Как признавался Анно в одном из интервью, ему хотелось «положить немного яда в работы для детей» — что он и сделал в избытке в «Еве».

Финальные серии были сделаны почти без финансирования, действие разворачивалось в сознании главного героя. Анно столкнулся с непониманием: в офис Gainax приходили сотни писем с угрозами и оскорблениями от недовольных зрителей, и даже те, кто считал себя поклонником шоу, нередко ругали историю за финал. И всё же популярность росла как на дрожжах, что и привело к созданию двух полнометражных фильмов: компиляции «Смерть и Возрождение», кратко пересказывающей события сериала, и «Конца Евангелиона», альтернативного финала истории.

Сегодня «Евангелион» в Японии известен больше «Звёздных войн» или «Властелина колец», а глубокий психологизм истории продолжает привлекать всё новых зрителей. Влияние «Евы» отмечают десятки режиссёров, тематический мерч печатается с чудовищной скоростью. Что интересно, многие смотрят «Евангелион», даже не испытывая теплых чувств к аниме про меха: местная история радикально отличается от привычных жанровых клише и уходит в сторону тонкого психологизма, повествуя не столько о сражениях, сколько о внутренней борьбе. «Евангелион» полон отсылок к философским учениям и актуальной на тот момент политической повестке.

Жизнь после «Евы»


Столь же крупных историй, как «Ева», жанр пока не увидел. Но есть вполне приличные примеры и в XXI веке. Например, «Стальная тревога» интересным образом смешивает меха и «ломтик жизни», показывая школьные будни пилотов со всей романтикой и лёгким юмором. В центре сюжета здесь оказываются избранная девушка, от рождения знающая множество военных секретов, и защищающий её солдат, который учится в одном с ней классе.

«Гуррен-Лаганн» считается одним из лучших «супер-меха» в истории, поднимая эпичность в истории на принципиально новый уровень: тут найдётся место меха размером с галактику, вселенным, созданным в голове человека, и пришельцам с единым разумом.


На ниве «реалистичного меха» отметился «Код Гиасс», в котором политике отводится куда больше места, чем сражениям на роботах. Главный герой — беглый британский принц, сражающийся против собственной родины. 

Сегодня рынок полнится продолжениями, спин-оффами и клонами самых известных историй жанра, но они куда менее важны, чем перечисленные в тексте. Краткий экскурс в жанр на этом можно считать оконченным, на очереди — спокон, истории о спортивных достижениях.


Читайте также
Картина в картине: «Джокер» и Эгон Шиле — кто скрывается под маской? 
Екатерина Кузнецова рассказывает, какую роль в фильме «Джокер» сыграл провокационны...
Смотреть аниме: сёнэн — истории про одарённых подростков, лидеров и дружбу 
КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры, героев, темы, мифологию японской анима...
История одного саундтрека: «Белорусский вокзал»
О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки.
История одного саундтрека: «Вечное сияние чистого разума»
Как композитор Джон Брайон смог найти нужную атмосферу.
Картина в картине: «Пятый элемент» и Фрида Кало — сага о любви и одиночестве
Как как французский режиссёр Люк Бессон захватил внимание зрителей.
История одного саундтрека: «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика 
Как Стэнли Кубрик переизобрёл само понятие саундтрека.
Также рекомендуем
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
КИНОТВВ завершение цикла об аниме Сергей Сергиенко предлагает отправиться в гущу безумия и взглянуть на уникальное для Я...
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
Аниме «Красавица и дракон»: сказка — ложь, да в ней намёк
Чудесная работа, прокат которой тоже своего рода чудо
Смотреть аниме 2.0: Осаму Тэдзука — «бог манги» и отец аниме
Человек по славе на родине сравнимый с Уолтом Диснеем.
Смотреть аниме: денпа — оглушающий стук другого барабана
КИНОТВВ завершение цикла об аниме Сергей Сергиенко предлагает отправиться в гущу безумия и взглянуть на уникальное для Японии явление — денпа, хоррор-истории ...
Смотреть аниме 2.0: Наоко Ямада — мастер эмоций
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.

Последние новости

«Искусство кино» показало короткометражку Алины Насибуллиной «Он придёт»
Это дебютная режиссёрская работа актрисы из «Хрусталя».
Названа предполагаемая дата начала съёмок второго сезона «Дома Дракона»
Съёмки, по слухам, начнутся в январе, а весной команда переместится в Испанию.
Джон Ландау оценил шансы на создание сиквела «Алиты»
Он и его партнёры с радостью занялись бы фильмом.
Вышел тизер музыкального мини-сериала «Дэйзи Джонс и The Six» с Райли Кио
Это драма про распад популярной группы на пике славы.