Смотреть аниме: сэйнен — серьёзные сказки для взрослых

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото: КИНОТВ

Особняком от подростковых манги и аниме стоят произведения для более взрослой аудитории. Японцы и здесь используют деление по половому признаку: выросшие из сёдзё девочки идут за дзёсэй-журналами, а мальчишки вместо сёнэна отправляются читать сэйнен. Именно о нём сегодня и пойдёт речь.

Признаки взросления

Сэйнен (яп. 青年) — термин, который можно перевести как «молодой человек». Им обозначают юношей в возрасте от 18 до 30 лет. Изначально он применялся в манге, но, как и в случае с остальными жанрами, перешёл и в аниме. И, как и в предыдущих примерах, чётких границ у сэйнена нет.

Интересно отметить, что журналы для взрослой аудитории в Японии начали выходить сильно позже подростковых. Первым сэйнен-изданием считается Weekly Manga Times, стартовавший в 1956 году (кстати, он же считается первым еженедельным журналом манги). На первых порах в нём печатали небольшие эротические сюжеты и истории о якудза, но со временем появилась и более привычная современным читателям манга.

Впрочем, традиционные издания начали появляться несколько позже — в 1967 году. В это время возникло во многом легендарное сэйнен-издание — Weekly Manga Action, на страницах которого состоялась премьера сразу нескольких известных серий.


Обаятельные преступники и их дети

Одной из первых сэйнен-манг, добившихся огромной известности и стартовавших в Weekly Manga Action, является «Люпен III» за авторством Манки Панча (настоящее имя — Кадзухико Като). Внук легендарного вора-джентльмена Арсена Люпена начинал именно как герой сэйнена — не столько обаятельный разбойник, сколько расчётливый и коварный злодей, способный на низкие поступки в той же степени, что и на благородные. На экраны этот Люпен добрался в 1971 году: первое шоу поначалу довольно точно следовало букве оригинала, но со временем тон сменился на более беззаботный и весёлый. Уже к 1980-м Люпен стал героем семейным — не в последнюю очередь благодаря стараниям Хаяо Миядзаки, который занимался второй половиной первого сезона и вообще дебютировал в режиссуре со знаковым «Люпен III: Замок Калиостро».

Фото: Weekly Manga Action

Люпен запомнился разнообразием историй, интересным кастом персонажей (который почти без изменений существует с самого начала и до современности) и продолжает выходить и сегодня. В 2021 году стартовал очередной, шестой, сезон сериала — и это не считая множества полнометражных историй, спин-оффов и других историй.

Weekly Manga Action стала домом и для «Одинокого волка и его ребёнка» — манги Кадзуо Коикэ и Госэки Кодзимы. Историческая драма рассказывает об Огами Итто — личном палача сёгуна, чью жену и всех слуг однажды убили. Огами оказывается предан и вынужден скрываться в бегах с единственным выжившим родственником — малолетним сыном Дайгоро, которого воспитывает как ронина. История так и не получила аниме-адаптацию, но параллельно с выходом манги свет увидела киноадаптация, состоящая из шести фильмов.


Новые герои

В 1968 году стартовал Big Comic — ещё одно сэйнен-издание, выходящее с периодичностью раз в две недели до сегодняшнего дня. Среди выпущенных работ стоит отметить «Весёлого коммивояжёра» — мангу Хироси Фудзимото и Мотоо Абико, работавших под псевдонимом Фудзико Фудзио. Примечательно, что «Весёлый коммивояжёр» стал первой историей для взрослых от творческого дуэта — все предыдущие труды были куда более весёлыми и ориентировались на более юную аудиторию.

Фрагмент из манги «Весёлый коммивояжёр»

Манга рассказывает историю Могуро Фукузоу, странствующего торговца, способного заполнять пустоту в душе людей. На деле сделка с Могуро — аналог «обезьяньей лапы»: если не следовать указаниям торговца или предать его доверие, Могуро способен разрушить жизнь несчастного самым жестоким образом. Стартовав с коротких историй, со временем «Весёлый коммивояжёр» стал полноценной мангой, а позже и аниме. Первый сериал выходил с 1989 года и продержался на ТВ более сотни серий, а самая свежая адаптация выпущена в 2017 году и доступна на Crunchroll.

Big Comic отвечает и за одну из самых известных сэйнен-манг в истории — «Голго 13» Такао Сайто. Первый выпуск истории о профессиональном киллере вышел ещё в 1968 году, и манга продолжается до сих пор. Что интересно, на протяжении вот уже более двух сотен танкобонов (сборников-переизданий глав, в каждый традиционно входит не менее шести выпусков) автор так и не раскрыл ни имя, ни возраст, ни место рождения героя. На протяжении всей истории Голго не брезгует никакой работой — от мелких убийств до устранения боссов криминальных синдикатов.

Первая анимационная адаптация вышла в 1983 году. Полнометражный мультфильм «Голго 13: Профессионал» рассказывал о контракте по устранению Роберта Доусона — сына нефтяного магната Леонарда Доусона и по совместительству наследника нефтяной империи. В истории аниме закрепилось как первый мультфильм, созданный с использованием компьютерной анимации: отдельные сцены вроде нападения вертолёта на башню Доусон были сделаны с применением CGI.

Кадры из аниме «Голго 13: Профессионал»

Сериал же вышел куда позднее и стартовал в 2008 году. При создании авторы опирались на оригинальный материал, но адаптировали его в соответствии с современными реалиями. В остальном всё привычно: молчаливый профессионал вновь и вновь отправляется на задания на протяжении 50 серий, толком не раскрывая ничего о себе и своём прошлом.


Простая взрослая жизнь

Журнал-побратим предыдущего издания, Big Comic Original, также выпускает сэйнен-истории. Среди них стоит отдельно выделить «Дневник рыболова» — мангу о рыбалке за авторством Дзюзо Ямасаки и Кеничи Китами. В центре сюжета — сараримен Денске Хамасаки, большой фанат рыбалки, который во время своих походов познакомился с Су-саном. В какой-то момент Хамасаки узнаёт, что Су-сан — не кто иной, как Ичиноске Сузуки, глава Suzuki Constructions, в которой работает рыбак. Сюжет чаще всего фокусировался на рыбалке или отношениях Сузуки и Хамасаки, а любовь читателей привела к появлению как кино-, так и анимационной адаптаций: последняя вышла в 2002 году и продержалась 36 эпизодов.

В 1981 году в Big Comic Original вышла первая глава Human Crossing — сборника историй о различных людях, не связанных между собой, но сталкивающихся с радостями и проблемами повседневности. В центре сюжетов нередко оказываются темы «одиночества в толпе» и другие трудности жизни в большом городе. Аниме-адаптация, вышедшая в 2002 году, сумела сохранить дух оригинальной манги: истории разнятся от сюжета о боксёре, который пытается наладить отношения с отдалившейся матерью, до судьбы девочки, пытающейся найти себя и своё место в летнем лагере. Тринадцать эпизодов — более чем достаточно, чтобы показать разнообразие судеб в огромном мегаполисе.


Крайности и перегибы

В стороне не остался и Jump: в 1979 году стартовал Weekly Young Jump, сэйнен-побратим подросткового Weekly Shonen Jump. Го Нагаи, неоднократно упоминавшийся в предыдущих текстах, наследил и тут: всё в том же 1979 году начала выходить его «Базука Ханаппе» — сэйнен-манга о неудачнике, неожиданно получившем суперсилы. Держа в памяти тот факт, что сёнэн-мангу автора публично сжигали за моральный вред подросткам, а также то, что именно Нагаи придумал эти и другие «милые извращения», удивляться сюжету не приходится.

Фрагмент из манги «Базука Ханаппе»

Главный герой Ханаппе Ямада является предметом насмешек в школе, объектом издевательств дома и неиссякаемым поводом для подколок девушек. Демонов он встречает за просмотром порно: они вылезают из телевизора, привлечённые крайне странным ритуалом, — во время мастурбации юноша написал «Абракадабра» (звучит так же странно, как и выглядит). Демоны Офисто Базука и Мефисто Дэнс даруют Ханаппе суперсилы, и теперь его указательный палец способен как убивать людей при наведении, так и заставлять любую женщину хотеть с ним переспать. Проблема в том, что силы хорошо работают только при сохранении спокойного рассудка, но Ханаппе славится крайне вспыльчивым характером. Что и приводит ко множеству проблем. До экранов «Базука Ханаппе» добралась в виде 45-минутной OVA.

В 1985-м на страницах журнала начал выходить «Бешеный бык 34» — история двух полицейских, действующих в 34-м полицейском участке Нью-Йорка. Главный герой — новичок, американец японского происхождения, строго следующий букве закона, а вот его напарник, бугай по прозвищу Бешеный Бык, привык опираться на кредо «цель оправдывает средства». В одном из выпусков, например, Бешеный Бык ограбил проституток, а полученные деньги потратил на организацию приюта для жертв сексуального насилия. В целом это совершенно типичная история в духе «бадди муви», популярных в 1980-х, отличающаяся разве что отсутствием цензуры: жестокость и эротика здесь присутствуют в полной мере. Четырёхсерийная OVA выходила с 1990 по 1992 год и неплохо передала дух оригинала.


Ключевые лица

К сожалению или счастью, но у сэйнена нет каких-то действительно громких эпизодов в истории: большая часть важных изданий логично развивалась параллельно с сёнэн-журналами, поэтому останавливаться на каких-то отдельных эпизодах не так-то просто. Зато можно пройтись по важным или просто интересным примерам более современных сэйнен-историй.

«Берсерк» скончавшегося в мае этого года Кэнтаро Миуры считается классикой тёмного фэнтези. История рассказывает о воине Гатсе, посвятившем свою жизнь сражению с демонами. Первая экранизация 1997 года сегодня считается классикой аниме и затрагивает предысторию: становление Гатса в качестве Чёрного Мечника и истоки его ненависти к демонам. Увы, новая экранизация, вышедшая в 2016-м, не дотягивает до сериала 1990-х — во многом из-за крайне дешёвой трёхмерной анимации.

«Призрак в доспехах» — культовая киберпанк-драма, основанная на манге Масамунэ Сиро. Первая экранизация истории о майоре Мотоко Кусанаги вышла в 1995 году: полнометражный мультфильм снял Мамору Осии, который и прославился благодаря экранизации «Призрака в доспехах». Сюжет вращается вокруг особого отдела полиции, занимающегося борьбой с кибертерроризмом в Токио будущего. Помимо полнометражки, рассказывающей о схватке с загадочным Кукловодом, есть и сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки», где главным антагонистом выступает хакер «Смеющийся человек» и его подражатели.

«Эрго Прокси» также действует на территории киберпанка: в далёком утопическом будущем люди живут бок о бок с неодушевлёнными слугами-андроидами авторейвами. Мирная жизнь нарушается, когда авторейвы получают самосознание и начинают убивать граждан. За расследование преступлений берётся Риэл Мэйер, инспектор Бюро расследований, которая погружается всё глубже в пучину заговора. Шоу отличает мощнейшее влияние западной философии и наличие большого количества аллюзий на другие произведения искусства.

Кадр из аниме «Агент Паранойа»

Нельзя пройти мимо «Агента Паранойи» — единственного сериала Сатоси Кона, автора «Паприки» и «Актрисы тысячелетия». В Токио наблюдается серия избиений случайных людей. Все как один сообщают о том, что на них напал мальчик на роликах, вооружённый золотой битой. Странным во всём этом является то, что жизнь пострадавших после избиения приходит в норму, а все предыдущие проблемы как-то решаются. В лучших традициях режиссёра повествование постепенно уходит в тонкий психологизм и мистику, а сюжет затрагивает всё более сложные темы.

«Ванпанчмен» (Weekly Young Jump), хорошо известный любителям аниме и манги, как раз относится к сэйнену. История является пародией на жанр супергероики: главный персонаж Сайтама в свои 25 является непобедимым героем — правда, об этом почти никто не знает. Он живёт в заброшенной части города и обладает крайне невзрачной внешностью, но способен сломить кого угодно всего одним ударом. За юмористической обёрткой скрывается не только критика целого жанра, но и экзистенциальная тоска главного героя с полным спектром эмоций.

«Токийский гуль» (Weekly Young Jump) — тёмное фэнтези о современной Японии. В центре сюжета — Канэки Кэн, простой студент, который едва не стал жертвой гуля, плотоядного монстра в облике человека. Когда его уже собиралась съесть девушка-гуль, оба едва не погибли. Врачи предприняли попытку спасти Канэки, пересадив ему органы девушки, из-за чего юноша сам стал наполовину монстром. Теперь он не может есть человеческую еду, а также изменилась его физиология: помимо левого глаза, ставшего чёрным, он обрёл нечеловеческую регенерацию и кагуне — особый орган гулей, используемый в качестве оружия. Не являясь ни гулем, ни человеком, Канэки отчаянно пытается найти собственное место в мире, где ему никто не рад.

«Убей или умри», он же Kill la Kill, рассказывает об Академии Истины в постапокалиптической Японии. Сюда прибывает новая ученица, Рюко Матой, пытающаяся найти убийцу своего отца. Всё, что у неё есть, — алая половина огромных ножниц, которую можно использовать в качестве меча, и особая школьная форма, сотканная из боевых волокон, способных усиливать все способности носящего. Академией же заправляет семья Кирюин, которая явно знает что-то и о волокнах, и о гибели родителя Рюко. Девушке предстоит как-то приблизиться к Сацуки Кирюин, но сделать это не так-то просто.

Конечно, список можно продолжать долго, но для знакомства на первое время указанных выше тайтлов должно хватить. В следующий раз рассказ пойдёт об уникальном для Японии жанре иясикей — так называемом «лечебном» аниме.

Читайте также
#комикс-код: почему (кино)комиксам можно всё
Специально для телеканала КИНОТВ кинокритик и гик Алексей Филиппов написал (ну или точно напишет) неграфический цикл из восьми материалов...
Разблокируй Азию — «Жажда»: японский фильм про подростковую жестокость и родительскую несостоятельность
Телеканал КИНОТВ представляет серию материалов, в которых мы будем смотреть пропущенные, незамеченные, не самые очевидные, но занимательные азиатские ленты. В...
История одного саундтрека: «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса
Артём Макарский рассказывает о полном музыки фильме режиссёра.
Смотреть аниме: махо-сёдзё — волшебство на ладони
Волшебство, друзья и опасные враги — девочки-волшебницы сталкиваются с этим ежедневно. По крайней мере, если верить аниме в жанре махо-сёдзё, о котором пойдёт...
Смотреть аниме: исекай — Страна чудес как пункт назначения
Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это правило призван встряхнуть исекай, чьи сюж...
История одного саундтрека: «Das Boot» Вольфганга Петерсена 
Артём Макарский рассказывает, чем примечательна музыка Клауса Дольдингера.
Также рекомендуем
Сергей Сергиенко — об авторе, экранизировавшем мангу «Призрак в доспехах».
Ограбление, совершённое без насилия и с особым шармом, всегда вызывает невольную симпат...
О первых и последних шагах великого творца аниме.
Сергей Сергиенко — об авторе, экранизировавшем мангу «Призрак в доспехах».
Ограбление, совершённое без насилия и с особым шармом, всегда вызывает невольную симпат...
О первых и последних шагах великого творца аниме.

Последние новости

Ханс Циммер не планирует уходить на пенсию
Композитор занимается музыкой более 40 лет.
Фотографии со съёмок пятого сезона «Очень странных дел»
Опубликованные создателем Россом Даффером.
Первый постер долгожданного продолжения «Башни Бога»
Второй сезон аниме-сериала выйдет в этом году.
00:00