Смотреть аниме: сэйнен — серьёзные сказки для взрослых

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото: КИНОТВ

Особняком от подростковых манги и аниме стоят произведения для более взрослой аудитории. Японцы и здесь используют деление по половому признаку: выросшие из сёдзё девочки идут за дзёсэй-журналами, а мальчишки вместо сёнэна отправляются читать сэйнен. Именно о нём сегодня и пойдёт речь.

Признаки взросления

Сэйнен (яп. 青年) — термин, который можно перевести как «молодой человек». Им обозначают юношей в возрасте от 18 до 30 лет. Изначально он применялся в манге, но, как и в случае с остальными жанрами, перешёл и в аниме. И, как и в предыдущих примерах, чётких границ у сэйнена нет.

Интересно отметить, что журналы для взрослой аудитории в Японии начали выходить сильно позже подростковых. Первым сэйнен-изданием считается Weekly Manga Times, стартовавший в 1956 году (кстати, он же считается первым еженедельным журналом манги). На первых порах в нём печатали небольшие эротические сюжеты и истории о якудза, но со временем появилась и более привычная современным читателям манга.

Впрочем, традиционные издания начали появляться несколько позже — в 1967 году. В это время возникло во многом легендарное сэйнен-издание — Weekly Manga Action, на страницах которого состоялась премьера сразу нескольких известных серий.


Обаятельные преступники и их дети

Одной из первых сэйнен-манг, добившихся огромной известности и стартовавших в Weekly Manga Action, является «Люпен III» за авторством Манки Панча (настоящее имя — Кадзухико Като). Внук легендарного вора-джентльмена Арсена Люпена начинал именно как герой сэйнена — не столько обаятельный разбойник, сколько расчётливый и коварный злодей, способный на низкие поступки в той же степени, что и на благородные. На экраны этот Люпен добрался в 1971 году: первое шоу поначалу довольно точно следовало букве оригинала, но со временем тон сменился на более беззаботный и весёлый. Уже к 1980-м Люпен стал героем семейным — не в последнюю очередь благодаря стараниям Хаяо Миядзаки, который занимался второй половиной первого сезона и вообще дебютировал в режиссуре со знаковым «Люпен III: Замок Калиостро».

Фото: Weekly Manga Action

Люпен запомнился разнообразием историй, интересным кастом персонажей (который почти без изменений существует с самого начала и до современности) и продолжает выходить и сегодня. В 2021 году стартовал очередной, шестой, сезон сериала — и это не считая множества полнометражных историй, спин-оффов и других историй.

Weekly Manga Action стала домом и для «Одинокого волка и его ребёнка» — манги Кадзуо Коикэ и Госэки Кодзимы. Историческая драма рассказывает об Огами Итто — личном палача сёгуна, чью жену и всех слуг однажды убили. Огами оказывается предан и вынужден скрываться в бегах с единственным выжившим родственником — малолетним сыном Дайгоро, которого воспитывает как ронина. История так и не получила аниме-адаптацию, но параллельно с выходом манги свет увидела киноадаптация, состоящая из шести фильмов.


Новые герои

В 1968 году стартовал Big Comic — ещё одно сэйнен-издание, выходящее с периодичностью раз в две недели до сегодняшнего дня. Среди выпущенных работ стоит отметить «Весёлого коммивояжёра» — мангу Хироси Фудзимото и Мотоо Абико, работавших под псевдонимом Фудзико Фудзио. Примечательно, что «Весёлый коммивояжёр» стал первой историей для взрослых от творческого дуэта — все предыдущие труды были куда более весёлыми и ориентировались на более юную аудиторию.

Фрагмент из манги «Весёлый коммивояжёр»

Манга рассказывает историю Могуро Фукузоу, странствующего торговца, способного заполнять пустоту в душе людей. На деле сделка с Могуро — аналог «обезьяньей лапы»: если не следовать указаниям торговца или предать его доверие, Могуро способен разрушить жизнь несчастного самым жестоким образом. Стартовав с коротких историй, со временем «Весёлый коммивояжёр» стал полноценной мангой, а позже и аниме. Первый сериал выходил с 1989 года и продержался на ТВ более сотни серий, а самая свежая адаптация выпущена в 2017 году и доступна на Crunchroll.

Big Comic отвечает и за одну из самых известных сэйнен-манг в истории — «Голго 13» Такао Сайто. Первый выпуск истории о профессиональном киллере вышел ещё в 1968 году, и манга продолжается до сих пор. Что интересно, на протяжении вот уже более двух сотен танкобонов (сборников-переизданий глав, в каждый традиционно входит не менее шести выпусков) автор так и не раскрыл ни имя, ни возраст, ни место рождения героя. На протяжении всей истории Голго не брезгует никакой работой — от мелких убийств до устранения боссов криминальных синдикатов.

Первая анимационная адаптация вышла в 1983 году. Полнометражный мультфильм «Голго 13: Профессионал» рассказывал о контракте по устранению Роберта Доусона — сына нефтяного магната Леонарда Доусона и по совместительству наследника нефтяной империи. В истории аниме закрепилось как первый мультфильм, созданный с использованием компьютерной анимации: отдельные сцены вроде нападения вертолёта на башню Доусон были сделаны с применением CGI.

Кадры из аниме «Голго 13: Профессионал»

Сериал же вышел куда позднее и стартовал в 2008 году. При создании авторы опирались на оригинальный материал, но адаптировали его в соответствии с современными реалиями. В остальном всё привычно: молчаливый профессионал вновь и вновь отправляется на задания на протяжении 50 серий, толком не раскрывая ничего о себе и своём прошлом.


Простая взрослая жизнь

Журнал-побратим предыдущего издания, Big Comic Original, также выпускает сэйнен-истории. Среди них стоит отдельно выделить «Дневник рыболова» — мангу о рыбалке за авторством Дзюзо Ямасаки и Кеничи Китами. В центре сюжета — сараримен Денске Хамасаки, большой фанат рыбалки, который во время своих походов познакомился с Су-саном. В какой-то момент Хамасаки узнаёт, что Су-сан — не кто иной, как Ичиноске Сузуки, глава Suzuki Constructions, в которой работает рыбак. Сюжет чаще всего фокусировался на рыбалке или отношениях Сузуки и Хамасаки, а любовь читателей привела к появлению как кино-, так и анимационной адаптаций: последняя вышла в 2002 году и продержалась 36 эпизодов.

В 1981 году в Big Comic Original вышла первая глава Human Crossing — сборника историй о различных людях, не связанных между собой, но сталкивающихся с радостями и проблемами повседневности. В центре сюжетов нередко оказываются темы «одиночества в толпе» и другие трудности жизни в большом городе. Аниме-адаптация, вышедшая в 2002 году, сумела сохранить дух оригинальной манги: истории разнятся от сюжета о боксёре, который пытается наладить отношения с отдалившейся матерью, до судьбы девочки, пытающейся найти себя и своё место в летнем лагере. Тринадцать эпизодов — более чем достаточно, чтобы показать разнообразие судеб в огромном мегаполисе.


Крайности и перегибы

В стороне не остался и Jump: в 1979 году стартовал Weekly Young Jump, сэйнен-побратим подросткового Weekly Shonen Jump. Го Нагаи, неоднократно упоминавшийся в предыдущих текстах, наследил и тут: всё в том же 1979 году начала выходить его «Базука Ханаппе» — сэйнен-манга о неудачнике, неожиданно получившем суперсилы. Держа в памяти тот факт, что сёнэн-мангу автора публично сжигали за моральный вред подросткам, а также то, что именно Нагаи придумал эти и другие «милые извращения», удивляться сюжету не приходится.

Фрагмент из манги «Базука Ханаппе»

Главный герой Ханаппе Ямада является предметом насмешек в школе, объектом издевательств дома и неиссякаемым поводом для подколок девушек. Демонов он встречает за просмотром порно: они вылезают из телевизора, привлечённые крайне странным ритуалом, — во время мастурбации юноша написал «Абракадабра» (звучит так же странно, как и выглядит). Демоны Офисто Базука и Мефисто Дэнс даруют Ханаппе суперсилы, и теперь его указательный палец способен как убивать людей при наведении, так и заставлять любую женщину хотеть с ним переспать. Проблема в том, что силы хорошо работают только при сохранении спокойного рассудка, но Ханаппе славится крайне вспыльчивым характером. Что и приводит ко множеству проблем. До экранов «Базука Ханаппе» добралась в виде 45-минутной OVA.

В 1985-м на страницах журнала начал выходить «Бешеный бык 34» — история двух полицейских, действующих в 34-м полицейском участке Нью-Йорка. Главный герой — новичок, американец японского происхождения, строго следующий букве закона, а вот его напарник, бугай по прозвищу Бешеный Бык, привык опираться на кредо «цель оправдывает средства». В одном из выпусков, например, Бешеный Бык ограбил проституток, а полученные деньги потратил на организацию приюта для жертв сексуального насилия. В целом это совершенно типичная история в духе «бадди муви», популярных в 1980-х, отличающаяся разве что отсутствием цензуры: жестокость и эротика здесь присутствуют в полной мере. Четырёхсерийная OVA выходила с 1990 по 1992 год и неплохо передала дух оригинала.


Ключевые лица

К сожалению или счастью, но у сэйнена нет каких-то действительно громких эпизодов в истории: большая часть важных изданий логично развивалась параллельно с сёнэн-журналами, поэтому останавливаться на каких-то отдельных эпизодах не так-то просто. Зато можно пройтись по важным или просто интересным примерам более современных сэйнен-историй.

«Берсерк» скончавшегося в мае этого года Кэнтаро Миуры считается классикой тёмного фэнтези. История рассказывает о воине Гатсе, посвятившем свою жизнь сражению с демонами. Первая экранизация 1997 года сегодня считается классикой аниме и затрагивает предысторию: становление Гатса в качестве Чёрного Мечника и истоки его ненависти к демонам. Увы, новая экранизация, вышедшая в 2016-м, не дотягивает до сериала 1990-х — во многом из-за крайне дешёвой трёхмерной анимации.

«Призрак в доспехах» — культовая киберпанк-драма, основанная на манге Масамунэ Сиро. Первая экранизация истории о майоре Мотоко Кусанаги вышла в 1995 году: полнометражный мультфильм снял Мамору Осии, который и прославился благодаря экранизации «Призрака в доспехах». Сюжет вращается вокруг особого отдела полиции, занимающегося борьбой с кибертерроризмом в Токио будущего. Помимо полнометражки, рассказывающей о схватке с загадочным Кукловодом, есть и сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки», где главным антагонистом выступает хакер «Смеющийся человек» и его подражатели.

«Эрго Прокси» также действует на территории киберпанка: в далёком утопическом будущем люди живут бок о бок с неодушевлёнными слугами-андроидами авторейвами. Мирная жизнь нарушается, когда авторейвы получают самосознание и начинают убивать граждан. За расследование преступлений берётся Риэл Мэйер, инспектор Бюро расследований, которая погружается всё глубже в пучину заговора. Шоу отличает мощнейшее влияние западной философии и наличие большого количества аллюзий на другие произведения искусства.

Кадр из аниме «Агент Паранойа»

Нельзя пройти мимо «Агента Паранойи» — единственного сериала Сатоси Кона, автора «Паприки» и «Актрисы тысячелетия». В Токио наблюдается серия избиений случайных людей. Все как один сообщают о том, что на них напал мальчик на роликах, вооружённый золотой битой. Странным во всём этом является то, что жизнь пострадавших после избиения приходит в норму, а все предыдущие проблемы как-то решаются. В лучших традициях режиссёра повествование постепенно уходит в тонкий психологизм и мистику, а сюжет затрагивает всё более сложные темы.

«Ванпанчмен» (Weekly Young Jump), хорошо известный любителям аниме и манги, как раз относится к сэйнену. История является пародией на жанр супергероики: главный персонаж Сайтама в свои 25 является непобедимым героем — правда, об этом почти никто не знает. Он живёт в заброшенной части города и обладает крайне невзрачной внешностью, но способен сломить кого угодно всего одним ударом. За юмористической обёрткой скрывается не только критика целого жанра, но и экзистенциальная тоска главного героя с полным спектром эмоций.

«Токийский гуль» (Weekly Young Jump) — тёмное фэнтези о современной Японии. В центре сюжета — Канэки Кэн, простой студент, который едва не стал жертвой гуля, плотоядного монстра в облике человека. Когда его уже собиралась съесть девушка-гуль, оба едва не погибли. Врачи предприняли попытку спасти Канэки, пересадив ему органы девушки, из-за чего юноша сам стал наполовину монстром. Теперь он не может есть человеческую еду, а также изменилась его физиология: помимо левого глаза, ставшего чёрным, он обрёл нечеловеческую регенерацию и кагуне — особый орган гулей, используемый в качестве оружия. Не являясь ни гулем, ни человеком, Канэки отчаянно пытается найти собственное место в мире, где ему никто не рад.

«Убей или умри», он же Kill la Kill, рассказывает об Академии Истины в постапокалиптической Японии. Сюда прибывает новая ученица, Рюко Матой, пытающаяся найти убийцу своего отца. Всё, что у неё есть, — алая половина огромных ножниц, которую можно использовать в качестве меча, и особая школьная форма, сотканная из боевых волокон, способных усиливать все способности носящего. Академией же заправляет семья Кирюин, которая явно знает что-то и о волокнах, и о гибели родителя Рюко. Девушке предстоит как-то приблизиться к Сацуки Кирюин, но сделать это не так-то просто.

Конечно, список можно продолжать долго, но для знакомства на первое время указанных выше тайтлов должно хватить. В следующий раз рассказ пойдёт об уникальном для Японии жанре иясикей — так называемом «лечебном» аниме.

Читайте также
#комикс-код: почему (кино)комиксам можно всё
Специально для телеканала КИНОТВ кинокритик и гик Алексей Филиппов написал (ну или точно напишет) неграфический цикл из восьми материалов...
Разблокируй Азию — «Жажда»: японский фильм про подростковую жестокость и родительскую несостоятельность
Телеканал КИНОТВ представляет серию материалов, в которых мы будем смотреть пропущенные, незамеченные, не самые очевидные, но занимательные азиатские ленты. В...
История одного саундтрека: «Любовники с Нового моста» Леоса Каракса
Артём Макарский рассказывает о полном музыки фильме режиссёра.
Смотреть аниме: махо-сёдзё — волшебство на ладони
Волшебство, друзья и опасные враги — девочки-волшебницы сталкиваются с этим ежедневно. По крайней мере, если верить аниме в жанре махо-сёдзё, о котором пойдёт...
Смотреть аниме: исекай — Страна чудес как пункт назначения
Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это правило призван встряхнуть исекай, чьи сюж...
История одного саундтрека: «Das Boot» Вольфганга Петерсена 
Артём Макарский рассказывает, чем примечательна музыка Клауса Дольдингера.
Также рекомендуем
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
В нашей рубрике про азиатский кинематограф наконец-то аниме.
Сергей Сергиенко рассказывает об одной из самых известных женщин индустрии аниме.
В нашей рубрике про азиатский кинематограф наконец-то аниме.

Последние новости

Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
Кинофестиваль стран БРИКС объявил победителей
Который проходил в рамках 46-го Московского международного кинофестиваля.
Фильм по сериалу «Юри на льду» отменён
Студия MAPPA больше не занимается созданием аниме-ленты.
00:00