Картина в картине: «Звёздные войны» и мир Сальвадора Дали

«Звёздные войны» — эпохальная космическая сага Джорджа Лукаса, «воспитавшая» не одно поколение верных фанатов. Сценарии первых эпизодов разбирают студенты в киношколах, а визуальный рисунок этой вселенной можно узнать с одного кадра. Над созданием мира работала целая команда талантливых художников, однако мало где пишут о том, как Лукас и арт-департамент вдохновлялись одним из самых известных сюрреалистов ХХ века Сальвадором Дали. А теперь Екатерина Кузнецова рассказывает, какие картины цитировал в саге Джордж Лукас, что повод пересмотреть «Звёздные войны» ещё раз и отыскать все художественные «пасхалки».


В первых фильмах саги — «Новая надежда» и «Империя наносит ответный удар» — был сформирован чёткий визуальный образ вселенной «Звёздных войн» на полвека вперёд. Для зрителя 1977 и 1980 годов было всё в новинку: и то, как выглядели роботы, и бесконечные уродливые инопланетяне, и образ Дарта Вейдера, вдохновлённый костюмами японских самураев. Казалось бы, какое отношение к космическому миру могут иметь удивительные фантазии Дали с его плавящимися на солнце часами?

В начале фильма «Новая надежда» молодой Люк стоит у дома дяди на планете Татуин и смотрит на два закатных солнца. Эта мизансцена стала визитной карточкой фильма, однако цветовая гамма, расположение двух круглых предметов в кадре будто бы отсылают зрителя к странной картине Дали «Высокое мгновение». Два желтка на тарелке — что два солнца Татуина.


Самый известный образ, который Лукас цитирует в эпизоде «Империя наносит ответный удар», — огромные боевые машины АТ-АТ, которые очень точно повторяют фантастических длинноногих слонов с картины «Слоны» 1948 года. Таких же представителей отряда хоботных Дали изобразил на нескольких картинах, очевидно, эта художественная идея полюбилась ему самому — такое большое и массивное животное, как слон, вдруг предстаёт перед зрителем кем-то паукообразным за счёт длинных тонких ног, а само животное практически достаёт до неба. Одна из самых узнаваемых картин с длинноногим слоном — «Искушение святого Антония». Интересно, что фанаты «Звёздных войн» и сами распознали это сходство, даже вписали АТ-АТ в картину, «поженив» миры Лукаса и Дали.



Ещё мне очень нравится сравнение картины Дали «Постоянство памяти» с запутанной хронологией космической саги. Лукас объяснял, что сначала снял 4-й эпизод, потому что в нём появлялась «Звезда Смерти», а ему очень хотелось поскорее «построить» именно её. Однако из-за нарушенной хронологии повествования мы понятия не имеем сначала, какая связь между Люком, Леей и Дартом Вейдером, и узнаём новые куски истории хаотично. Как будто время плавится, как на картине, и идёт, куда ему заблагорассудится.

Все фильмы саги Лукаса объединены идеей, страстным желанием — вырваться из рабства, угнетения и ощущения бессилия и создать мир, где всему этому не будет места. Главные герои, будь это с виду обычный паренёк Люк Скайуокер или с рождения одарённая властью принцесса Лея Органа, проходят свой сложный и полный битв путь освободителей и к концу фильма одерживают победу над силами зла. Мы узнаём, что в этой вселенной существуют практически (!) непобедимые джедаи, которые обладают удивительной силой мысли. Не будем утверждать, что Дали — джедай, но это похоже на художника, использовавшего собственную силу фантазии, чтобы буквально «перерисовывать» мир, который заставлял его чувствовать себя несвободным.


Джордж Лукас и Сальвадор Дали создавали свои вселенные в совершенно разных стилях и манерах. Когда вышла «Новая надежда», Дали был уже очень стар и вряд ли смотрел фильм. Однако их обоих объединяет страсть к неизведанному миру подсознания и снов, которые могут увести нас в неведомые дали — стоит только приоткрыть туда дверь. В мир, где слоны ходят на тонких паукообразных ногах где-то под облаками и эти же слоны состоят из железа и могут поджарить тебя в два счёта, если ты отказываешься подчиняться законам Империи.

Fun fact: несмотря на довольно очевидное сходство, Лукас никогда не упоминал вдохновение слонами Дали для АТ-АТ. Он рассказывал, что образ является переосмыслением треножников (боевых машин марсиан) из романа Герберта Уэллса «Война миров».

Читайте также
Картина в картине: Мрачные миры Мунка в фильме «Труп невесты»
«Труп невесты» режиссёр Тим Бёртон выпустил в 2005 году, и работа сразу имела оглушительный успех, лента была номинирована на «Оскар» как «Лучш...
Картина в картине: «Красота по-американски» и Эдвард Хоппер
Премьера фильма «Красота по-американски» состоялась более 20 лет назад, но картина ни на йоту не устарела. Пять статуэток премии «Оск...
Картина в картине: «Лабиринт Фавна» и картины Франcиско Гойи
Екатерина Кузнецова разбирается, чему может научить «притча» Гильермо дель Торо.
Картина в картине: «Начало» Кристофера Нолана и Мауриц Корнелис Эшер
Екатерина Кузнецова рассказывает, как Кристофер Нолан в своей ленте оживил картины ...
«Фиалка в парнике»: Зинаида Пронченко сидит дома
Карантинный блог Зинаиды Пронченко. Заметки на манжетах домашней футболки Olympique de Marseille, не покидая комнаты. Автор иллюстрации: Катя Гендикова (...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 10
День десятый на Потсдамер-плац. Фиалка комментирует итоги фестиваля.Иллюстрации: Катя ГендиковаУходя, уходи, комментирую раздачу мишек. Что ж, вот вам па...
Также рекомендуем
Легенды без лица: актёры, которых мы бы не узнали без грима и маски
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Он такой один: Оби-Ван Кеноби во вселенной «Звёздных войн»
Виктор Непша вспоминает историю популярного персонажа.
Антиутопии в кино: машины, запрет на эмоции, тотальный контроль
Карина Назарова рассказывает о вымышленных мирах антиутопий.

Последние новости

В нескольких городах России пройдут спецпоказы к 70-летию хореографа Охада Нахарина
Цикл показов охватит Москву, Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.
Шпаги наготове: вышел трейлер фильма «Три мушкетёра: Д’Артаньян»
В нём снялись Ева Грин, Венсан Кассель и Луи Гаррель.
Второй сезон «Манюни» выйдет 15 декабря
Премьера состоится на платформе Okko.
«Солнце моё» признано лучшим британским независимым фильмом 2022 года
Его постановщица Шарлотта Уэллс получила несколько премий BIFA.
Пиноккио: кинематографическая история деревянного мальчика
Каким сказочный персонаж представал на экранах.