Фестиваль дебютов на «Новой Голландии»: репортаж Кино ТВ

Ярославна Фролова в видеоверсии, а Гордей Петрик в текстовой рассказывают, как прошёл Международный фестиваль дебютов на «Новой Голландии».

Все показы проходили на острове Новая Голландия, километровом парке культуры и отдыха. Куратор Алексей Артамонов собрал программу из шести фестивальных фильмов и короткометражных работ выпускников киношкол. Трёхдневное «превью» должно было представить структуру будущего фестиваля с основным конкурсом игровых полнометражных дебютов и конкурсом «Bright future», собранным по модели фестиваля короткометражного кино в Оберхаузене, где на равных основаниях соревнуются игровые, документальные и экспериментальные фильмы.

Вечером на просторной предзакатной поляне показывали российские фестивальные хиты. В них затесался и преисполненный эмигрантского драйва двуязычный фильм «Гив ми либерти» из каннского «Двухнедельника режиссёров», снятый российским режиссёром-эмигрантом, об участи соотечественников в бедной части Америки. Особенный ажиотаж, как и на многих русских фестивалях в этом году, вызвали «Дылда» и «Мальчик русский», аффективное русское ретро учеников лаборатории Александра Сокурова в Нальчике.


Ближе к ночи в кинотеатре под открытым небом показывали то кино, что в будущем должно превратиться в сегмент международной программы. То есть примеры прогрессивного киноязыка и разных путей взаимодействия с современностью. «Сувенир» классического британского независимого режиссёра Джоанны Хогг рефлексирует героиновую зависимость так, будто бы это было обычной бытовой ситуацией, общими планами и в спокойном ритме. Он взял Гран-при на прошлогоднем «Сандэнсе». Китайский нео-нуар «Долгий день уходит в ночь» Би Ганя, возможно, последнего режиссёра медленного кино и магического реализма, смотрит на сторителлинг и 3D-технологии как бы из будущего, как будто всё это — и кино в том числе — уже этап пройденный. Он в минувшем году остался без наград в Каннах, но позже проехал ещё по дюжине фестивалей. «И придёт огонь» оставляет в недоумении: Гризебах и Тарковский сражаются в режиссёре на трансцендентных мечах. Участник «Особого взгляда» этого года Оливер Лаше, к слову, — один из самых перспективных молодых режиссёров Испании, менее известный в России, чем, например, его соотечественник Альберт Серра.

В Павильоне тем временем монолог Михановского сменялся монологом Балагова, Адоньева спорила с Шавловским, а Мамулия и Костров — со зрителями. Подвыпившие художники и режиссёры хвалили друг друга на совместных показах. А Александр Сокуров, даже не появившись, а передав организаторам круглого стола открытое письмо, преподал всем урок гражданской ответственности, сводящийся к заявлению: с Ольгой Любимовой за один стол не сяду! Там же показывали фильмы производства МШК, МШНК и СПбШНК, Школы Марины Разбежкиной и Школы Родченко. Выделились все, кроме первой. У МШК любая идеология, кроме идеологии профессионального производства, как оказалось, отсутствует. У остальных — наоборот.


Вот, например, работы студентов МШНК и СПбШНК. Микромасштабный формалистский «Сирин» (2017) выпускника и активного преподавателя Андрея Клычникова уверенно идёт по протоптанной школой дорожке: он работает в условности ранних фильмов Брюно Дюмона и Филиппа Гранрийе и наследует многие их эстетические решения. «14 шагов» (2014) Максима Шавкина следуют другой важной для школы ноте — постдока и социального реализма, моду на который когда-то установили братья Дарденн. Два прошлогодних фильма — «Восьмой вид» Лены Ланских и «Синдром ИО» Анастасии Брайко, Анастасии Вебер и Егора Севастьянова — работают в подобных рамках, но оказываются режиссёрски смелее. Первый аккуратно вписывает образность поздних работ Дюмона в социальную историю о побеге подростков из интерната. Другой снят в производственном аду, за два дня интенсива, всеми пришедшими на ум средствами, интегрируя в тело фильма низкокачественное изображение с камеры телефона и заигрывая с иммерсивностью. Не все из них можно с уверенностью назвать самодостаточными, но все они, безусловно, адекватны постулируемому школой взгляду на релевантный современности язык кино.

В программе «Молодого видеоарта» был представлен полный спектр его современных техник. Про Евгения Гранильщикова, Дмитрия Венкова, Полину Канис и Михаила Максимова в последние годы было сказано достаточно, чтобы не продолжать их восхваления в этом тексте (тем более, главный, на мой взгляд, шедевр, «Смерть Меня» Максимова, лежит в открытом доступе на YouTube). Среди работ выпускников мастерской видеоарта Кирилла Преображенского особенно хочется отметить другие, менее известные и никем толком не виденные короткие и мимолётные фильмы Альберта Солдатова и Даниила Зинченко. Тактильные до мурашек «Мыши» Солдатова взглядами, позами и прикосновениями рефлексируют животную — мышиную! — природу женщин. (Позже, уже в личной беседе, на показе фильма «И придёт огонь», Альберт шепнул мне, что все хорошие фильмы сняты на тему «женщины — мрази».) Друг Солдатова Зинченко продолжает исследование животной природы вещей. В «Мавзолее» художник с рыками искажает статичный четырёхминутный план собственно Мавзолея, символа гибели марксистской идеи и одновременно эмблемы авторитарности. В целом же видеоарт часто отличается от кино необходимостью авторской коннотации. Идеальный пример — «Рай’ок» Ульяны Подкорытовой. Музыка в нём основана на северных похоронных плачах и традиционных ауканьях вологодской области, а все герои имеют свои прототипы в северном русском фольклоре и современном интернет-фолке. Режиссёры работают с постсоветской действительностью и постоянно возвращаются в советское прошлое — так, в работах Максимова и Зинченко появляется творчество южинского кружка, а Венков сравнивает современную архитектуру и сталинский ампир.


Метод Разбежкиной основан на погружении в жизнь героя. Эстетические же качества — как, впрочем, и привычные представления о профессионализме — отодвигаются на второй план. Студенты начинают снимать сразу после поступления, а через полгода уже представляют свои первые курсовые, но уже абсолютно авторские работы. Показали три недавних i-movie. В i-movie, ключевом направлении в кино «разбежкинцев», режиссёр обращает камеру на себя и становится полноправным героем своего фильма. Наиболее интересный из них — «Кино для Карлоса» Ренато Баррайо Серрано. Молодой режиссёр приехал из Гватемалы учиться во ВГИК и волей судьбы попал к Марине Александровне под опеку. Он женился на русской девушке и снял уморительный фильм о тёще и свёкре, людях огромной души, которые тем не менее любят Путина и не признают эмигрантов. Другой режиссёр, Зака Абдрахманова, в фильме «Жаным» тоже выстраивает картину постсоветского мира на примере своей традиционной казахской семьи — но в ней меньше любви и снисхождения, а это периодами делает просмотр мучительным, несмотря на режущую правдивость всех ситуаций. «Инженер Федорович» Елены Мургановой предлагает нам другую модель работы с героями. Её фильм суть анимированный диалог с её 90-летней бабушкой.

Показ этих работ объясним. Почти все эти фильмы — лауреаты российских и международных фестивалей и биеннале, а в ближайшие несколько лет на территории фестиваля планируется в некотором роде своя киношкола — международный кампус.

Рекомендации
Смотрите также
Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум и Иван Петухов о пост-хорроре «Сёстры» и домашнем насилии
О подготовке к съёмкам и референсах, среди которых оказались работы Даррена Аронофс...
Елизавета Ищенко из сериала «Алиса не может ждать» | Актёрская визитка
Новая рубрика, которой молодые актёры и актрисы будут рассказывать о себе.
Сергей Гилёв о фильме «Нуучча», сценах насилия, якутском кино, колониализме и рыбалке
Егор Москвитин выбрался на рыбалку, чтобы провести интервью с Сергеем Гилёвым.
VFX-супервайзер Игорь Байдак о визуальных эффектах, хромакее и фильмах Кристофера Нолана
Цикл «Просто о кино» возвращается после четырёхмесячного перерыва.
Кино в костюмах: детективы, Хамфри Богарт, Альфред Хичкок и Ким Новак || 40-е
В гардеробе того времени — неизменные тренч и шляпа.
Валерий Федорович и Евгений Никишов о факте и вымысле в кино: «Перевал Дятлова»
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «Место силы» и сооснователи киношколы «С...
Также рекомендуем
Завершился 49-й Роттердамский кинофестиваль — один из главных киносмотров мира, гордящийся своей любовью к&nbs...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
Роттердам-2020: тяготы взросления и аргентинский бум
Завершился 49-й Роттердамский кинофестиваль — один из главных киносмотров мира, гордящийся своей любовью к радикальным формам и новым имен...
Картина «Кто не спрятался»: сидите уж дома
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался». Максим Ершов рассказывает, как молод...
Воспоминания, сельская жизнь и будущее: лучшие фильмы фестиваля «Докер»
Максим Ершов отмечает 7 наиболее интересных фильмов.

Последние новости

В нескольких городах России пройдут спецпоказы к 70-летию хореографа Охада Нахарина
Цикл показов охватит Москву, Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.
Шпаги наготове: вышел трейлер фильма «Три мушкетёра: Д’Артаньян»
В нём снялись Ева Грин, Венсан Кассель и Луи Гаррель.
Второй сезон «Манюни» выйдет 15 декабря
Премьера состоится на платформе Okko.
«Солнце моё» признано лучшим британским независимым фильмом 2022 года
Его постановщица Шарлотта Уэллс получила несколько премий BIFA.
Пиноккио: кинематографическая история деревянного мальчика
Каким сказочный персонаж представал на экранах.