«Антибольшевистский до крайности»: русские мотивы в фильмах Карена Шахназарова

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Карену Шахназарову 68. Режиссёр, заставший две эпохи и не понявший (читай не признавший) до конца ни одну из них. Гордей Петрик перебирает фильмографию Шахназарова, пытается понять мотивы и героев режиссёра: путь от «Города Зеро» к «Белому тигру».


Первым режиссёром, который зафиксировал, к какому идиотизму привёл Россию социализм, был Карен Георгиевич Шахназаров. На улице стоял 1988 год, фильм назывался «Город Зеро». Критиковать догнивающий Союз было модно, а главное — ненаказуемо. Из многих талантливых режиссёров, которые сплясали на останках советского мира в те былинные времена, Шахназаров оказался самым смышлёным. Он не был идеалистом, не особо верил в демократию и светлое будущее, а главное, высмеивал СССР, разграничивая Союз и Россию, — считал, что она была убита во время революции. К моменту выхода фильма СССР был лишён не только прошлого, но и будущего. Потеряв курс на развитие, страна близилась к краху, и Шахназаров это предчувствовал.

По сюжету, в город N прибыл гоголевский ревизор и необыкновенно запутался: был встречен абсолютно нагой секретаршей, затем назван в прокуратуре Махмудом, сплясал рок-н-ролл во дворце культуры имени Жданова, а на десерт ему подали собственную же голову-торт. Шахназаров не особо преувеличил: дурость и безвкусица брежненианы, андроповщины, черненковщины (тогда окончательно опошленная космополитической тупизной перестройки) к тому моменту поглотила все области жизни граждан СССР. Те, кого встречал ревизор на своём пути, впрочем, к этому привыкли.


Следующий его фильм «Цареубийца» (1991) — антибольшевистский до крайности. Режиссёр снял Екатеринбург, полузамёрзший, переломленный, недобитый, с облупленными руинами церквушек и колоколен, пустующими магазинами, уродскими брежневками, и хладнокровно сопоставил его с портретом города в 1918-м, в последние дни перед расстрелом Романовых. Душевнобольной в исполнении Малкольма Макдауэлла — не только кубриковского героя-садиста, но и мальчика из «Если» с нечаевскими замашками — уверен, что он Яков Юровский, покончивший с Николаем. Олег Янковский, актёр редчайшей природной грации, играет его лечащего врача, который принял роль убиенного. На экране в это же время перемежаются две России. В одной, которую не вернуть: мощёные дороги, частные лавки, роскошные интерьеры дома купца Ипатьева, где тот же самый Янковский играет уже не доктора, но монарха. В другой, на тот момент горбачёвской, всё искажено и разрушено: хаос, мрак, тихий вой загубленных душ.

«Всадник по имени смерть» (2004), снятый по автобиографической повести «Конь бледный» революционера-террориста Бориса Савинкова, увенчал отношения Шахназарова с революцией. Революционеры-террористы, должные верить в значимость своих действий, — у него это изнеженные распутные буржуа, любители кокаина и декаданса. Главный герой — зарвавшийся богатей — и вовсе получился сущим антихристом (не зря в названии цитата из «Апокалипсиса»). Разочарованный в любви, Боге, что немаловажно, даже в социализме, он склоняет мещан к террору, агитируя их на сверхчеловеческий смертный подвиг. По Шахназарову, это персонификация революции.


Режиссёр — выходец из семейства советской номенклатуры и в то же время наследник рода армянских князей, в Союзе склад его души проявлялся иносказательно — в героях-максималистах. Карен Георгиевич обрисовывал их характеры с редкой нежностью. В «Добряках» (1979) это был очаровательный аферист, презирающий бюрократов, в «Мы из джаза» (1983) — собственно, джазмен, отчисленный из техникума за империалистические наклонности. Герой «Зимнего вечера в Гаграх» (1985) обучался искусству бить степ, но с большим наслаждением бил баклуши. Звезда «Курьера» (1986) вовсе был занят главным делом 17-летних — боролся с иерархиями, несмотря на то что всё в устройстве страны препятствовало «их величеству» ошибкам юности. Самые обаятельные шахназаровские герои крепко не любили работу и мелкобуржуазные, или попросту «мещанские», ценности: режиссёр, в свою очередь, предпочитал не показывать процесс зарабатывания денег на свадьбу и телевизор или превращал его в гэг: чего только стоит сцена в редакции из «Курьера», отменно выявляющая необязательность этого места для нормального человека. Наконец, героями в картине «Исчезнувшая империя» (2007), его единственного фильма о жизни «тогда», снятого уже после распада СССР, в России, Шахназаров избрал не каких-нибудь комсомольцев и пионеров-героев, а студентов-стиляг, чьи мысли занимала лишь сладкая контрабанда.


Постсоветский мир, огульный и шаткий, едва ли вселил в режиссёра больше надежд. В «Снах» (1993) он провёл параллель между бытом русских аристократов в XIX веке и граждан РФ в 1993-м: петербургскую графиню мучили сны о том, что она посудомойка, служит в грязной московской столовой, а любовник фотографирует её нагишом для продажи порнографических карточек на Тверской. Поэтический портрет «странного времени» «День полнолуния» (1998) состоял из пары десятков зарисовок, констатирующих, что жизнь россиян напрочь лишена эндорфинов и смысла (примечательно, что самый яркий момент в фильме — внезапное явление Пушкина на экране). А в двух, увы, его откровеннейших неудачах, «Американской дочери» (1995) и «Истории ядов» (2001), героев окружала лютая серость, и они бежали от этой серости, одни — в дальние страны, другие — забивая себе мозги историей отравлений.

В другой раз режиссёр решил обстоятельно высказаться о состоянии дел в России, обратившись к беспросветной «Палате № 6» Чехова. Он перенёс действие в 2007 год, но в то же время следовал тексту с дотошной осторожностью, закрыв глаза на то, что с момента написания повести прошло более века, в истории случились Ленин и Сталин. XXI век отозвался в фильме упоминаниями о зарплатах врачей да эхом стрип-клубов. Новые герои разочаровали его, и он вознамерился подменить их старыми. Это вообще-то навык всех мечтателей земли русской — верить, что разглядел в родине лучшие черты России, которая бесследно утеряна.


В его «Белом тигре» (2013) нет правды: одна былинность. Юродивому танкисту дают право менять план битвы в силу мистического предчувствия; а красные генералы, питая уважение к мощи врага, захватив Берлин, накрывают верхушке вермахта шикарный стол. По Шахназарову, война предполагает доблесть, честь, фатализм. Но разве вяжутся эти качества с уставом партии, бедностью армии, обречённым на смерть штрафбатом, буйствами НКВД и СМЕРШа? Для режиссёра подвиг человека тождественен подвигу его родины. Чтобы воспеть героев Великой Отечественной, не перехвалив партию, он вынужден сделать её мифической и лишить самую идеологизированную войну XX века всяких идеологий.

Его не поняли обе эпохи, которые он застал. Не поняли его идиосинкразии к революции, преданности иерархиям и веры в то, что история учит. Презирая коллективизм, Шахназаров остался «бесприютным» и «беспартийным», но, главное, предельно честным с собственной совестью.


Он грезит не о Союзе, но о России, способной порождать Громова и Рагина, Каренину с Вронским, героев Достоевского, преисполненных сладостного безумия, и класс, представителем коего был Онегин; и одновременно — с известным блеском побеждать в битвах под Божьим знамением. О России, не омрачённой режимом большевиков или каким-то чудом освободившейся от его диких, ни с чем не сравнимых последствий; стране, эклектичной до крайности, которую многие назовут нелепой, отсталой, но о которой язык не повернётся сказать, что это выжженная земля.

Мнение редакции может не совпадать с мнением, выраженным в статье

Читайте также
«Я — закон»: 25 лет фильму «Судья Дредд»
25 лет назад на экраны вышла киноадаптация комикса о системе правосудия, которая борется с анархией в мире после глобальной катастроф...
«Женщина за гранью нервного срыва»: актрисе Изабель Аджани 65 лет!
Изабель Аджани исполнилось 65 лет. Прекрасная Стелла из фильма «Жилец» Романа Полански, возлюбленная графа Дракулы в картине Вернера Хе...
«Рождённый вором»: Зинаида Пронченко советует фильм на вечер
Лихой сюжет, джазовое интро и влияние Луи Маля — возможно, не самое плохое сочетани...
«Почти знамениты»: вместе мы сильнее
Совсем скоро откроются кинотеатры, но придётся немного подождать. Тягучее ожидание большого экрана поможет скрасить цифровая премьера музыкаль...
Дни Польши на Netflix: «стокгольмский синдром» и эротика, казнь «грешников», смерть в детском лагере у озера
Netflix расширяет географию: летом на стриминговой платформе вышло сразу три примечательных произведения, снятых в Польше. Татьяна Алёшичева...
«Голубая лагуна», до свидания! Как за 40 лет устарела драма о выживании подростков в дикой природе
Драматическая картина «Голубая лагуна» Рэндала Клайзера впервые была представлена 19 июня 1980 года в Лос-Анджелесе. Идеализированная сказка о ...
Также рекомендуем
26 марта «Курьер» Карена Шахназарова должен был выйти в повторный прокат, но все планы разрушил коронавирус....
Наше кино вступает в сезон наград более чем уверенной походкой. Российские авторы — в самых престижных номинациях европе...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Александр Мануйлов о джазовой трагикомедии французского классика, вышедшей в преступно ограниченный российский...
26 марта «Курьер» Карена Шахназарова должен был выйти в повторный прокат, но все планы разрушил коронавирус....
Наше кино вступает в сезон наград более чем уверенной походкой. Российские авторы — в самых престижных номинациях европе...
Героями нашего нового видео стали Валерий Федорович и Евгений Никишов — продюсеры, режиссёры, учредители кинокомпании «М...
Александр Мануйлов о джазовой трагикомедии французского классика, вышедшей в преступно ограниченный российский...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00