Дени Вильнёв: долгая дорога к «Дюне»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В российских кинотеатрах уже можно посмотреть «Пожары» Дени Вильнёва — суровое кино о памяти и травме. В честь начала повторного проката этого фильма вспоминаем другие работы режиссёра, которые обожают даже самые привередливые зрители и критики по всему свету.

Авангардное настроение

Начав работать в Голливуде в начале десятых, Вильнёв не опопсел. Наоборот, режиссёр углубил элементы стиля, зачатки которого прослеживались в его ранних фильмах. Тогда, на заре карьеры, постановщик о больших бюджетах только мечтал, сценарии писал сам, а его герои говорили на французском. Полигоном для экспериментов с формой стали авангардные короткометражки и новеллы для киноальманахов: от монохромного трипа по Ямайке в REW FFWd (1994) до гротескной критики общества потребления в «Этажом выше» (2008). В полных же метрах Вильнёву приходилось примирять так любимую им визуальную медитацию и нарратив. Не самым привычным образом.


Главный инструмент передачи истории для Вильнёва — пространство. Люди и их рты уходят на второй план. Основа композиции — незаполненные пустоты. Многие кадры насыщены молчанием, а человеческие силуэты теряются на фоне серых городских пейзажей и скудных природных ландшафтов. Референсы: французская «новая волна», Антониони, Кесьлёвский.


«32-е августа на Земле» (1998) — путешествие к чёрту на кулички с целью зачать ребёнка и переосмыслить бренное существование. Сюжет совмещает романтику и меланхолию, чувство ирреальности и приземлённые проблемы не самых выдающихся людей. Сухая солончаковая почва пустыни близ Солт-Лейк-Сити поглощает героев. Роуд-муви с комедийным намёком оборачивается сеансом визуальной психотерапии.

«Водоворот» (2000) — гротескная история о девушке, дошедшей до ручки. Что-то на депрессивном. Нарративом заведует рыба, которую разделывает суровый скандинавский мужик. Люди и места закручиваются в вихре цинизма. Мрак и свет, тишина и бодрый рок-н-ролл. Нестихающее противопоставление методов и стилей. Кино вроде бы и спокойное, но спокойное по-вильнёвски, то есть при кажущейся безмятежности всё равно давящее на мозг зрителя. Но не тем, о чём говорят и что показывают, а тем, о чём люди в кадре тревожно умалчивают.

Постер фильма «Политех», реж. Дени Вильнев. Alliance Films Remstar
Постер фильма «Пожары», реж. Дени Вильнев. Entertainment One

«Политех» (2008) — фильм, вышедший после почти восьмилетнего перерыва. Два прошлых полных метра режиссёр признал неудачными и зарёкся больше не браться за большое кино, однако нахождение нового курса и ревизия собственного киноязыка привели Вильнёва к интересному результату. Постановщик полностью отстранился от легковесных жанровых конструкций. Новый Вильнёв ещё более жесток и ещё более непредвзят. Чёрно-белая хроника реальной трагедии — шутинга в монреальском университете — не сочувствует ни убийце, ни его жертвам, а методично и невозмутимо фиксирует продолжительный и планомерный акт бессмысленного насилия.

«Пожары» (2010) — аскетичная военная драма. В качестве декорации — кровавый песок Ближнего Востока, в саундтреке проскальзывают песни Radiohead, а сценарий, основанный на диалоге прошлого и будущего, сводит обе линии в действительно неожиданном и опустошительном финале. Несмотря на жару, что царит в пустыне и маленьких ливанских городках, герои и обстоятельства, их окружающие, транслируют только холод. Поиск пропавших без вести родственников погружает в опыт выживания в условиях конфликта; заставляет ужасаться не бомбёжками и горами трупов, а пустыми глазами людей, у которых война украла душу.

Штурм Голливуда

Кадр со съёмок фильма «Враг», реж. Дени Вильнев. Pathé International

Успехи Дени Вильнёва не могли не попасть в прицел американской киномашины. О себе заявляет сильный постановщик, творящий на грани арта и мейнстрима, и, стало быть, его надо брать в оборот.

Вильнёв нового образца отказывается сразу от нескольких вещей: теперь он не пишет свои, а адаптирует чужие истории, он практически забывает о ручной камере, отдавая предпочтение статике и широкоугольной линзе, а также концентрируется на триллере и научной фантастике, оставив в прошлом эксперименты с трагикомедией и кинематографом абсурда. Работы режиссёра всё больше походят на Кубрика и Нолана — в том, конечно же, плане, что они тоже умело совмещают изысканную манеру авторского кино и технические достижения крупнобюджетных блокбастеров.

«Пленницы» (2013) и «Враг» (2013) функционируют в противоположных полушариях: детектива о поиске маньяка и психологической драмы с налётом магического реализма. При этом оба фильма одинаково гипнотичны. В первом случае этому способствует операторская работа Роджера Дикинса (отражения, обрамления, подглядывающие ракурсы, наводящие линии, грамотно выстроенная темнота), а во втором — донельзя сюрреалистичная книжная первооснова от португальского мистика Жозе Сарамаго.

Кадр из фильма «Пленницы», реж. Дени Вильнев. Warner Bros.

Расследование из «Пленниц» сталкивает жёсткого копа и не менее жёсткого отца одной из пропавших девочек, и каждый всеми силами пытается отыскать похищенных детей. Однако первый стеснён законом, а второй не чурается никаких средств. Расследование из «Врага» сталкивает героя с самим собой, со своим двойником, борьба с которым вынуждает его задуматься о том, что, быть может, в этом сюжете доппельгангером является не возникший будто из воздуха загадочный незнакомец, а он сам.

Последней лентой перед уходом на поприще научной фантастики для Вильнёва стал «Убийца» (2015). Он снят по сценарию Тейлора Шеридана и является первым фильмом «трилогии фронтира» за его же авторством. Казалось бы, история о противостоянии с наркокартелями, рассказанная человеком, выросшим на опасном участке на границе с Мексикой, не совсем подходит под стиль и требования Вильнёва. Однако в этом сценарии есть всё, что так любит канадский постановщик: воспалённые разумы людей в военной форме, зверства, что творятся по ту сторону границы, и безжизненные пустоши как фон для кровавых разборок.

Криминальная драма на стыке с политическим памфлетом, маскулинное действо без соплей с сахаром, мир, живущий по волчьим законам, коррупция и жестокость — «Убийца» лишний раз доказывает, что со времён Дикого Запада на американском Юге мало чего поменялось, а режиссура Вильнёва подчёркивает царящую там атмосферу страха и безысходности, когда даже вооружённые до зубов элитные спецназовцы ощущают себя не охотниками, а жертвами.

Кадр из фильма «Убийца», реж. Дени Вильнев. Lionsgate
Кадр из фильма «Прибытие», реж. Дени Вильнев. Paramount Pictures

В «Прибытии» (2016) постановщик скрещивает сюжет о попытке первого контакта с пришельцами с созерцательным высказыванием о том, что вселенная, как бы она ни была прекрасна, всё равно непостижима для наших живущих всего лишь в трёх измерениях мозгов. На правах спасителя положения — лингвистка, которая пытается понять инопланетный язык. Настроение — благоговейное, возвышенное, близкое к религиозному трепету.


Динамика — неспешная и тягучая, как и в любом другом фильме Вильнёва. В туманной дымке мечутся силуэты гостей из иных миров, а люди в оранжевых костюмах химзащиты пытаются объять необъятное и раскрыть тайну материи и самого времени.


«Бегущий по лезвию 2049» (2017), будучи главным финансовым провалом Вильнёва, является одним из самых красивых фильмов прошлого десятилетия. У киберпанковой нетленки Ридли Скотта из 80-х сиквел многого не заимствует.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049», реж. Дени Вильнев. Warner Bros.

Он не старается мимикрировать под оригинального «Блейдраннера», а предлагает новое видение и новый путь развития идеи о том, что течение прогресса всё сильнее и сильнее размывает черту между человеком и машиной. «2049» молчалив и сдержан, на грани с вхождением в транс, однако в том его заслуга как философского трактата о трансгуманизме, предлагающего поразмышлять о диджитализации жизни, любуясь руинами нашей с вами цивилизации антропоцентриков.

Последний на данный момент проект Дени Вильнёва — экранизация «Дюны» Фрэнка Герберта (2021). Правда, экранизация пока ещё не завершённая (сиквел выйдет в 2024-м), однако уже успевшая закрепить за собой статус самого масштабного проекта канадского постановщика. Режиссёр признавался, что с детства фанател по книге Герберта и на протяжении всей карьеры мечтал её экранизировать. И это ощущается буквально в каждом кадре, будь то немые блуждания по инопланетной пустыне или шумное сражение в горящем дворце.

Кадр со съёмок фильма «Дюна», реж. Дени Вильнев. Warner Bros.

Межгалактическая «Игра престолов» погружает зрителя в чуждый и крайне неприветливый мир, где непонятные термины и странные обычаи загадочных обитателей загадочной планеты Арракис — меньшее, чего стоит опасаться. Война за ценнейший из ресурсов будущего ведётся методами Лоуренса Аравийского, а главный герой, подобно пророку Мухаммеду, ведёт народ песков в бой против злостных узурпаторов. И оно круто выглядит, великолепно звучит и пробирает до дрожи, даже в самые неблокбастерные моменты хронометража — видно (и слышно), что режиссёр не растерял хватку по части планомерной подготовки зрителя то ли к сногсшибательной развязке, то ли к исполнению древнего пророчества.

Не знаем, на какой ноте публика встретит сиквел, и тем более не представляем, чем для Вильнёва обернётся попытка экранизировать «Свидание с Рамой» Артура Кларка и снять байопик о Клеопатре, однако в одном мы уверены на сто процентов: творческие метания режиссёра подошли к концу, и дальше будет не только лучше, но и выше, и сильнее, и грандиознее.

Читайте также
My name is Potter, Harry Potter: за что мы любим фильмы о мальчике, который выжил?
Франшиза, взрослеющая вместе со зрителем.
Полёты во сне и наяву: как пытались экранизировать «Песочного человека» Нила Геймана
Изнурительная одиссея на пути к идеальной адаптации.
Больше, чем просто красив: век Тимоти Шаламе
Творческий путь нового секс-символа Голливуда.
Почему Стивен Кинг — самый экранизируемый автор в мире?
Мультивселенная Короля ужасов.
«Олдбой»: сочувствие мстящим
В российских кинотеатрах состоялась повторная премьера самого значимого фильма в карьере корейского режиссёра Пак Чхан-ука. В честь 20-летия картины «Олдбой»...
Пацанские страсти: итоги фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
На горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для российской киноиндустрии событие — фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». На нём были...
Также рекомендуем
И другие страсти в житии Пола Атрейдеса, спасителя блокбастеров.
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Ден...
Зоологи объяснили, на каких земных организмах Фрэнк Герберт мог основывать биологию этих существ.
И другие страсти в житии Пола Атрейдеса, спасителя блокбастеров.
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Ден...
Зоологи объяснили, на каких земных организмах Фрэнк Герберт мог основывать биологию этих существ.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00