Дорого, богато, кольцевато: история создания «Колец власти»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Властелин колец: Кольца власти», реж. Хуан Антонио Байона, 2022. Фото: Amazon.

Золотые горы за золотую мечту

В золотой век телевидения, когда «Игра престолов» знатно пошумела в 2010-е, толкиновская франшиза оставалась нетронутой на малом экране. Основной причиной была долгая история конфликтов за владение правами — между Tolkien Estate во главе с Кристофером, сыном писателя, с одной стороны и Солом Зенцом, владеющим правами на экранизацию «Хоббита» и «Властелина колец» с другой.

Кристофер Толкин всегда очень скептически относился к экранизациям книг отца и всеми силами тормозил любые попытки. Но в 2017 году он отошёл от дел в компании, а новые наследники оказались куда сговорчивее — они предложили права на сериал интересующимся телекомпаниям, среди которых были титаны вроде Amazon, Netflix и HBO. Сговорчивость, впрочем, была относительная — стартовая цена прав составляла баснословные 200 миллионов долларов.

И даже при такой сумме наследники хотели быть активно вовлечёнными в процесс — они одобряли или отвергали идеи для потенциальной экранизации. Так, они отказались от варианта HBO сделать сериальный ремейк трилогии Джексона и возмутились предложению Netflix снять спин-оффы об Арагорне и/или Гэндальфе. Amazon действовала более осторожно — вместо конкретной истории завалила наследников обещаниями о плотном сотрудничестве на всех этапах… и деньгами. К переговорам подключился лично Джефф Безос, заявлявший о своей любви к произведениям Толкина (впрочем, более прагматичная версия — он слишком хотел собственную «Игру престолов»).

Так нежное (и лишь немного алчное) сердце наследников писателя получилось растопить, и стороны ударили по рукам. Итоговая сумма за права составила рекордные 250 миллионов долларов — сумма в силу своего размера почти абсурдная по меркам индустрии, но незначительная в рамках общего оборота Amazon, для которой Prime Video всегда был больше про способ привлечь зрителя на основной ритейл-сервис. Amazon сразу заявила о планах снять пять сезонов, общий бюджет которых должен будет составить около 1 миллиарда долларов, что, если всё действительно воплотится в жизнь, сделает «Кольца власти» самым дорогим сериалом в истории телевидения. Саймон Толкин, внук писателя, присоединился к проекту на правах консультанта.

В конкурсе сценарных заявок проекта участвовали как совсем малоизвестные в индустрии люди, так и авторы калибра братьев Руссо («Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал»). Выбор пал на первый вариант — Джон Д. Пэйн и Патрик Маккей до этого работали, например, временными сценаристами на «Стартреке: Бесконечность» (и это самое громкое из их портфолио, впрочем, благодаря этому участию за них ходатайствовал Дж. Дж. Абрамс). Дуэт предложил перенестись в прошлое, во Вторую эпоху Средиземья, и рассказать про историю создания колец Власти, восхождение Саурона и островное королевство Нуменор. Придирчивых наследников Толкина это устроило. Им хотелось как можно меньше сюжетных связей с джексоновской трилогией, а такой вариант спасал от любого «искажения» первоисточника — выбранный сеттинг был расписан Толкином более общо, речь шла об экранизации, в первую очередь по приложениям к «Властелину колец».

Сам Маккей говорил, что они с Пэйном ориентировались не на приквел к уже существующему материалу, а на долгий путь назад и отдельную независимую историю — вероятно, именно поэтому была взята дистанция в тысячу лет. Впрочем, как мы помним и увидим, эльфы живут долго.

Всё то же участие наследников объясняет, почему к проекту ни в каком виде не был привлечён Питер Джексон. Со слов режиссёра, с ним связывались из Amazon и собирались прислать ему сценарий, но этого так и не произошло — впрочем, он отнёсся к этому с пониманием и сказал, что с интересом посмотрит получившийся сериал.

Назад в Нуменор

«Властелин колец: Кольца власти», реж. Хуан Антонио Байона, 2022. Фото: Amazon.

Сериал рассказывает о нескольких сюжетных линиях, по ходу первого сезона переплетая их между собой. После тысячелетий конфликта между эльфами и Морготом, одним из главных антагонистов толкиновской вселенной, последний был повержен, но в столкновении выжили его помощник Саурон и созданные им орки — они бесследно исчезли.

На его поиски отправляется эльфийка Галадриэль (Морвет Кларк) — она хочет отомстить за погибшего брата Финрода и покончить со злом. Несмотря на то что король эльфийского королевства Линдон Гил-Галад (Бенджамин Уокер) объявил войну оконченной и дал Галадриэль возможность отплыть в Валинор, та в последний момент передумала и спрыгнула с корабля. В бушующем море её подбирает некто Халбранд (Чарли Викерз), бегущий от орков, — так у него с эльфийкой появляются общие интересы.

Призыв Гил-Галада об окончании войны доходит и до южных земель, где эльфийские отряды охраняют рубежи рядом с поселениями людей. Эльф Арондир (Исмаэль Крус Кордова) влюблён в человеческую лекарку Бронвен (Назанин Бониади) и потому не очень хочет покидать поселение. По роковой случайности Арондир обнаруживает следы орков, уничтоживших соседнюю деревню, — по всем признакам приближается большая беда.

Всё тот же Гил-Галад знакомит эльфа Элронда (Роберт Арамайо) с искусным мастером Келебримбором (Чарльз Эдвардс). Последний способен сделать новую кузницу, позволяющую использовать более могущественные артефакты во благо эльфов, но делать нужно в сжатые сроки. Элронд обращается за помощью к гномам из Кхазад-дума — тамошний принц Дурин (Овайн Артур) — давний приятель эльфа. Но на практике всё оказывается сложнее: друзья не общались 20 лет, за которые у гнома накопились обиды.

Последняя крупная сюжетная линия посвящена мохноногам — кочевым предкам хоббитов. Их племя готовится к очередной сезонной миграции и обнаруживает на месте падения метеорита странного незнакомца (Дэниэл Вейман), который, похоже, обладает магическими способностями.

При подготовке сериала было решено сжать основные события Второй эпохи и подать их более компактно — в пику толкиновской хронологии, но для удобства, иначе, со слов шоураннеров, небольшая продолжительность жизни людей на фоне эльфов создавала бы необходимость невероятно раздувать каст. По этой причине с самого начала в шоу появляются персонажи из более поздних временных эпох.

Поскольку действие разворачивается за тысячу лет до событий «Хоббита» и «Властелина колец», ряд локаций появляется впервые — Нуменор, не разрушенный Кхазад-дум, Южные земли, тогда ещё не ставшие Мордором.

Между Джексоном и Толкинами

«Властелин колец: Кольца власти», реж. Хуан Антонио Байона, 2022. Фото: Amazon.

Amazon хотела как можно сильнее заинтриговать фанатов и простых смертных, поэтому информацию о проекте с самого начала держали в строжайшей секретности: в сценарную комнату допускались только конкретные люди по именным спискам и с проверкой отпечатков пальцев.

Несмотря на позицию наследников, шоураннеры понимали, что просто так отвернуться от наследия Питера Джексона, во-первых, не получится (учитывая любовь фанатов к оригинальной трилогии), во-вторых, не хочется (слишком много полезных наработок, позволяющих не работать над проектом с нуля). Поэтому на словах было решено придерживаться соломонова решения — совмещать визуальные и музыкальные наработки с самостоятельными сценарными решениями, не забывая о пасхалках для фанатов, от протохоббитов-мохноногов, без которых, с точки зрения оригинала, можно было обойтись, до камео Балрога, который пока ещё не является проблемой. Спорные и неочевидные моменты обсуждались шоураннерами в согласовании с наследниками Толкина — без их согласия тот или иной сюжетный ход не мог увидеть свет.

Немногочисленные новости о проекте вызывали повышенный интерес фанатов, заставляя их нервно реагировать и на довольно невинные новости — так, сообщение о назначении на проект координатора интимных сцен вызывало опасение, что Толкина превратят во вторую «Игру престолов». Как показала практика, этим опасениям не суждено было сбыться.

Позиция наследников Толкина и особенности сеттинга не дали шансов снять в сериале актёров из предыдущих фильмов. На роли вечных Элронда и Галадриэль, а также ряда других упоминаемых у Джексона персонажей вроде Исилдура были взяты другие актёры. Особенно примечательными были пробы на роль Саурона: актёру (воздержимся от спойлеров) давали монолог шекспировского Ричарда III и Сатаны из «Потерянного рая» Мильтона.

Съёмки, как и в случае с джексоновскими фильмами, проходили в Новой Зеландии. Вскоре после начала работ в мире объявили пандемию, и Новая Зеландия была одной из стран, очень строго соблюдавших карантинные правила. Границы на въезд были закрыты, «Кольца власти» оказались лишь одним из семи теле- и кинопроектов, участникам которых был разрешён въезд в страну. По этим же причинам большая часть съёмочной группы застряла в стране на полтора года — после актёры говорили, что это помогло им сплотиться и почувствовать себя одной семьёй. Не настолько, чтобы сделать совместные тату, но достаточно, чтобы помогать актрисе Софии Номвете и её мужу ухаживать за новорождённым ребёнком.

В том, что касается концептов и визуального дизайна, проекту снова помогал Джон Хау, который работал с Питером Джексоном. Со слов шоураннеров, это было сделано, поскольку они не хотели, чтобы сериал вступал в прямой конфликт с фильмом, — идеальный вариант был и соблюсти пожелания правообладателей, и сделать что-то своё на уже существующих наработках. Впрочем, со слов Хау, источниками вдохновения в этот раз были и старые телефильмы Ранкина и Басса. На контрасте с фильмами в проекте решили сделать цветовую гамму более яркой и золотистой, чтобы показать времена, когда трава была зеленее и Нуменор не пал. При разработках концептов последнего создатели ориентировались на толкиновские сравнения его с Венецией — поэтому в его локациях хватает водной стихии и синеватой цветовой гаммы. Серьёзность и масштабность съёмок подчёркивает факт строительства съёмочной группой полноценного резервуара, который наполнили несколькими сотнями тысяч литров воды, чтобы изобразить канал.

Ковидные особенности кинопроизводства повлияли на процесс постпродакшена — он весь проходил на удалёнке, в специально созданной для этого облачной среде. Такая обстоятельность потребовалась ещё и потому, что над спецэффектами в этот раз работали сразу более 20 компаний, среди которых были и Wētā FX, что сотрудничала с Джексоном на «Властелине колец», и Industrial Light & Magic, ответственная за спецэффекты «Звёздных войн». Продюсер Рон Эймс, координировавший общение со всеми этими компаниями, вспоминал, что взаимодействие с ними само по себе походило на кастинг: озвучивалась задача, далее прикидывали, у кого хватит ресурсов взять её на себя, и он принимал решение.

К работам над саундтреком снова привлекли Говарда Шора, постоянного соратника Джексона в экранизациях мира Средиземья. И хотя саундтрек в целом писал Бэр Маккрири, Шор сделал заглавную тему. Здесь тоже нашёлся пример концептуальной двойственности: Шор консультировал Маккрири по разработке саундтрека, но последний не мог формально использовать ничего из того, что Шор делал для фильмов.

Вдохновившись образами Айнур, творящих мир с помощью Великой Музыки, создатели сериала погрузились в изучение феномена киматики, когда звуковые волны проявляются в физическом виде (см., например, фигуры Хладни). Эти эффекты позже были использованы в интро сериала.

Не всевластные кольца

«Властелин колец: Кольца власти», реж. Хуан Антонио Байона, 2022. Фото: Amazon.

Премьера сериала на Amazon Prime состоялась 1 сентября 2022 года в виде двух серий из итоговых восьми, остаток сезона был показан в течение следующих полутора месяцев. Amazon поспешил заявить об успехе мероприятия — впервые они раскрыли свои цифры, согласно которым сериал оказался самым просматриваемым из оригинальных проектов Prime Video (25 миллионов за первые 24 часа и более 100 миллионов к декабрю 2022 года). Правда, почти сразу в ответ на это появились скептические инсайды: так, Ким Мастерс из The Hollywood Reporter заявлял, что шоу досмотрело только 37 процентов от первоначальных зрителей в США (нормальный, без лишних восторгов, показатель — 50 процентов).

Критический приём шоу был скорее тёплым, хоть и без особого энтузиазма — сериал хвалили за спецэффекты, визуал и музыку, но критиковали за затянутость и актёрскую игру (особенно второстепенных персонажей). Проблемнее было со зрительской реакцией: кажется, что по сравнению с разовым вопросом все остальные отошли на десятый план. Многих в 2023 году возмутил выбор не белых персонажей на роль эльфов, а также темнокожие мохноноги.

Кажется, что возмущающихся «несоблюдением буквы» оригинала произведения Толкина оказалось больше, чем непосредственно читавших произведения Толкина. Amazon припомнили в том числе бахвальство по поводу следования букве оригинала и регулярное упоминание наследников Толкина среди консультантов. Дошло до того, что на помощь коллегам пришли Элайджа Вуд, Билли Бойд и Доминик Монаган: актёры опубликовали в соцсетях фотографии с мерчем, на котором изображены уши разных рас и цветов и подписью на эльфийском «Вам всем здесь рады».

Негатив от фанатов пока видимо не повлиял на планы Amazon — в Британии планируется снимать новый эпизод сериала, первый раз, когда современные экранизации Толкина покинут Новую Зеландию (говорят, что и на это повлияли вездесущие наследники Толкина). В шоу планируется посвятить больше времени раскрытию мира, преданий и историй, отказавшись от линейного повествования про антагониста. В то же время разоблачённого Саурона, очевидно, не оставят, как и сюжетную историю с волшебником, путешествующим в компании мохноногов. При этом шоураннеры обещают масштабную битву на два эпизода — местный ответ Битве бастардов?

Весь проект изначально нёс на себе черты личной мании Безоса — желание приобрести его за немыслимые деньги, готовность сотрудничать с любыми прихотями наследников, перфекционистское стремление к визуальному совершенству. В сочетании с аурой повышенной секретности это, кажется, создало не менее завышенные ожидания у фанатов — каждый начал мечтать о своём, услышав магическое число в миллиард долларов, из которого пока получилась красивая, но скучноватая картинка.

Метания между правообладателями и миром Джексона косвенно показывают, что у шоу пока нет своего собственного стиля и видения. К справедливой критике такого набора компромиссов добавилась повышенная активность «я не расистов, но». У шоу есть время вырулить на свой путь — кажется, что, когда станет нескучно, многие перестанут заботиться о цвете кожи актёров. Другое дело, что Amazon пока не выглядит готовым к коренным переменам: даже такие бюджеты и отзывы для него — допустимый риск. Поэтому в индустрийный, не сюжетный хеппи-энд, верится мало. Кольца власти, как и большие деньги, опьяняют вседозволенностью, но и пять сезонов — дистанция немаленькая. Остаётся смотреть — народ эльфов и не такое переживал.

Читайте также
13 недель тишины: что происходит с забастовками сценаристов и актёров в США прямо сейчас
2 мая 2023 года Гильдия сценаристов США объявила забастовку, требуя от Альянса продюсеров кино и телевидения нового соглашения. В частности, авторы хотят повы...
Ты просто шуток не понимаешь: как произошёл закат комедии с рейтингом R
Чуть больше десяти лет назад студийная комедия со звёздами жанра была важной частью кинопроката: зрители точно знали, что получат от фильмов с Сашей Бароном К...
История отечественного стриминга: Часть 2. Okko
Okko — не первый онлайн-кинотеатр России. Однако за долгие годы работы платформа обзавелась самой большой библиотекой легального видеоконтента в стране. К том...
Киновселенные: путь туда и обратно
«В земле была нора, а в норе жил хоббит. Нора была вовсе не грязная и совсем не сырая; не копошились в ней черви, не лепились по стенам слизняки, нет — в норе...
Реальный Оппенгеймер против «Оппенгеймера» Нолана: что нужно знать об учёном и фильме о нём
20 июля мировой прокат накрыло взрывной волной «Оппенгеймера» Кристофера Нолана — одного из главных фильмов года (или даже десятилетия, как уже успели рассказ...
Актёры одной роли: подарок судьбы или вечное проклятие
Героиня фильма «Начало» Глеба Панфилова, самодеятельная актриса Паша Строганова в незабываемом исполнении Инны Чуриковой случайно попадает на съемочную площад...
Также рекомендуем
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
КИНОТВ Зловещий Пол Радд в роли психиатра-манипулятора, неторопливое фэнтези с героикой, но без эротики...
Проверочная работа для киноманов.
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
В июле на стримингах было много социалки: вышли два комедийных социальных хоррора, про каннибалов в Нью-Йорке и оборотне...
КИНОТВ Зловещий Пол Радд в роли психиатра-манипулятора, неторопливое фэнтези с героикой, но без эротики...
Проверочная работа для киноманов.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00