Игривый провокатор и синефил: творческий путь Франсуа Озона

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Франсуа Озон

В российский прокат вышел новый фильм Франсуа Озона — авантюрная детективная комедия «Моё преступление». Плодовитый французский постановщик выпускает по фильму в год и остаётся любим в России. Возможно, таким же народным режиссёром у нас в стране можно назвать только Гая Ричи. Максим Ершов разбирается, как Озону в разных жанрах удаётся оставаться собой и за что мы любим кино самобытного автора.

Озон снимает в разных жанрах

Озон родился в Париже и закончил престижную киношколу «Ля Феми» (La Femis). После учёбы молодой автор снял несколько короткометражных картин, которые его тут же прославили, — «Правда или желание», «Роза между нами», «Маленькая смерть», «Летнее платье» и «Посмотри на море». Когда смотришь на обширную фильмографию, разбегаются глаза. Эротические триллеры, ретро-мюзиклы, драмы, детективы, мелодрамы — Озон легко адаптирует фирменный обманчиво лёгкий водевильный стиль под любые жанровые рамки.

Кадр из фильма «По воле божьей», реж. Франсуа Озон, 2019. A-One Films

У режиссёра нет одной магистральной линии. Да, Озон любит яркие цвета и жирными мазками рисует свои истории, но жанр может быть любой. При этом каждый раз постановщик обманывает зрительские ожидания и вводит во вроде бы устоявшийся канон новые элементы. Выбивается разве что драма «По воле божьей» — возможно, самый серьёзный и нетипичный фильм Озона. В истории о совращении малолетних католическими священниками и выдающемся журналистском расследовании едва ли может найтись место шуткам и иронии.

«Моё преступление» начинается с убийства, и можно было бы ожидать детективного сюжета, но автор быстро заменяет возможное расследование сатирой на киномир и авантюрной комедией о настоящей женской дружбе. «Всё прошло хорошо» — оптимистичная драма об эвтаназии, не лишённая забавных эпизодов. Только Озону хватает смелости и вкуса не превращать фильмы-обманки в пошлые мыльные оперы. Пожалуй, таким же талантом из современников может похвастаться Педро Альмодовар. Французский автор говорит, что с возрастом с всё большей теплотой относится к картинам испанца. И даже в более стандартных жанровых картинах («Франц», «Двуличный любовник», «Бассейн» и «8 женщин») зрителей обязательно ждут сюрпризы.

Озон прочитывает чужие тексты

Озон редко пишет оригинальные сценарии (хотя «Молода и прекрасна» — исключение из правил), а чаще обращается к чужим текстам, порой не самым очевидным, заметно их переиначивая. «Капли дождя на раскалённых скалах» — экранизация одноимённой пьесы Райнера Вернера Фассбиндера, одного из кумиров француза. «Криминальные любовники» сюжетно отдалённо напоминают сказку братьев Гримм «Гензель и Гретель». «Двуличный любовник» представляет собой вольную адаптацию романа Джойс Кэрол Оутс «Жизнь близнецов». «Отчаянная домохозяйка» основана на пьесе Пьера Барийе и Жан-Пьера Греди. «Новая подружка» — адаптация одноимённого рассказа Рут Ренделл. «Лето’85» — экранизация романа английского писателя Эйдена Чемберса «Спляши на моей могиле», вышедшего в свет в 1982 году. Книга произвела сильное впечатление на юного Франсуа: будущий режиссёр даже планировал дебютировать в большом кино с фильмом по этому роману. В итоге идею пришлось отложить на 25 лет, хотя некоторые образы из произведения Чемберса перекочевали в первый короткий метр автора — «Летнее платье» 1996 года.

Кадр из фильма «Лето’85», реж. Франсуа Озон, 2020. A-One Films

Особое место в фильмографии занимает сотрудничество с писательницей Эмманюэль Бернейм. Вместе были написаны сценарии к фильмам «Под песком», «Бассейн», «5×2» и «Рики». А «Всё прошло хорошо» — экранизация автобиографической книги писательницы.

Озон — насмотренный автор, с уважением относящийся к истории кино, а потому часто обращается к наследию любимых предшественников. «Петер фон Кант» изменяет пол главных героев картины Фассбиндера «Горькие слёзы Петры фон Кант». Чёрно-белый «Франц» сюжетно напоминает «Недопетую колыбельную» Эрнста Любича. А драма «Время прощания» была создана под влиянием документальной автобиографической картины фотографа и писателя Эрве Гибера «Стыд или бесстыдство». Даже в дебютном «Крысятнике» можно разглядеть сюжетные аллюзии на «Теорему» Пьера Паоло Пазолини.

Озон открывает молодых актёров

Важное место в фильмографии Озона занимают истории взросления, порой радикального: «Криминальные любовники», «Молода и прекрасна», «Лето’85», «Крысятник». Но юные актёры появляются у француза не только в молодёжных проектах. Озон стабильно открывает новые имена в европейском кино. В «Франце» состоялась первая значительная роль немки Паулы Бир. В «8 женщинах» и «Бассейне» блистает Людивин Санье. Эрнст Умоер играет главную роль в триллере о вуайеризме и одержимости «В доме», затмевая опытных Кристин Скотт Томас и Фабриса Лукини.

Кадр из фильма «В доме», реж. Франсуа Озон, 2012. «Парадиз»

В «Лете’85» на первом плане никому не известные на тот момент Бенжамен Вуазен и Феликс Лефевр. В «Криминальных любовниках» главные роли достались бельгийцам-однофамильцам Жереми Ренье и Наташе Ренье. «Молода и прекрасна» открывает миру бывшую модель Марину Вакт. Одной из первых заметных ролей в карьере Анаис Демустье стала «Новая подружка». А порой Озон возвращается к артистам, которым дал путь в большой мир кино, — Вакт и Жереми Ренье появляются на экране в «Двуличном любовнике».

«Моё преступление» вписывается в ряд картин с молодыми исполнителями. На втором плане прекрасные характерные роли у звёзд — Фабриса Лукини и Изабель Юппер, а актрису Мадлен и её подругу-адвоката Полин играют ещё не успевшие примелькаться Надя Терешкевич и Ребекка Мардер соответственно. Озону как большому эстету важны новые лица и юношеский задор. Кроме того, постановщик до сих пор, даже на шестом десятке, позволяет себе воспевать молодость и её многочисленные ошибки.

Озон исследует необычные отношения

Ещё в киношколе одними из любимых авторов Озона были Фассбиндер и Пазолини, а также известный мастер деликатных и только кажущихся тихими и простыми мелодрам Эрик Ромер. В середине 90-х, когда Франсуа формировался как режиссёр, свободное кино о гендере и различных любовных отношениях снимали Дерек Джармен, Педро Альмодовар, Гас Ван Сент, Тодд Хейнс и Грегг Араки. У коллег Озон научился невиданной свободе.

Уже в короткометражном «Летнем платье» стало понятно, что французу не очень интересно исследовать обычные отношения мужчины и женщины. А в дебютном полном метре «Крысятник» Озон не оставляет камня на камне от среднестатистической семьи среднего класса, которая активно практиковала оргии и реализовывала самые изощрённые фантазии. «Капли дождя на раскалённых скалах» и «Петер фон Кант» обращаются к отношениям мужчины и юноши. В «Убежище» о беременной наркоманке заботится гомосексуальный друг. «Посмотри на море» — история сближения двух девушек, а «Лето’85» показывает первую влюблённость. «Новая подружка» внимательно изучает смещение привычных гендерных ролей и стереотипов.

Кадр из фильма «Молода и прекрасна», реж. Франсуа Озон, 2013. «Парадиз»

Озона интересуют любые отступления от нормы, в том числе перверсии. Например, «По воле божьей» бесстрашно фиксирует домогательства священников к юным прихожанам. Не является перверсией история Изабель из драмы «Молода и прекрасна», но ни родственники, ни знакомые не могут понять, почему девушка из состоятельной семьи решила заняться проституцией. Явно не нужда толкает её в постель к состоятельным клиентам.

Озон не любит морализаторствовать и выносить эмоционально окрашенные суждения своим героям. Постановщик ставит под сомнение само понятие нормы и постоянно размывает его границы.

Озон говорит о смерти и боли

Смерть, трагедия и угасание не кажутся главными темами в творчестве Озона, но это только первое впечатление. В «Криминальных любовниках» юные преступники совершали одно убийство за другим. «Под песком» начинается в прибрежных районах на западе Франции, где проводят отпуск муж и жена. Супруг бесследно исчезает, а безутешная героиня Шарлотты Рэмплинг мучительно выясняет, что же произошло: нелепая случайная смерть или продуманный поступок. Во «Времени прощения» медленно угасает от рака фотограф, а заодно размышляет, что же останется после него. В «Убежище» беременная наркоманка только что похоронила любимого и теперь находится в состоянии посттравматического синдрома. «Новая подружка» начинается с похорон, смерть супруги раскрепощает мужа, позволяет отыскать своё истинное «я». В ретро-драме «Франц» юная вдова встречает на кладбище молодого человека, который постоянно посещает могилу её погибшего на войне мужа. Кажется, супруг унёс с собой в могилу загадку.

Кадр из фильма «Всё прошло хорошо», реж. Франсуа Озон, 2022. A-One Films

Но особенно выделяется в фильмографии Озона «Всё прошло хорошо» — в меру сентиментальная, в меру ироническая драма об эвтаназии. И возможность умереть в тот момент, когда этого хочется, в данном случае является свободой. Поначалу дочь в исполнении Софи Марсо не понимает частично парализованного отца (Андре Дюссолье), но постепенно приходит к выводу, что должна выполнить последнюю волю родителя, даже если не до конца с ней согласна. Озон с уважением относится к выбору каждого конкретного человека, даже когда решение принимается на смертном одре. Может, его значительность даже повышается.

Озон иронизирует

Практически каждый фильм Озона пронизан узнаваемой ироничной интонацией. В картине «В доме» учитель и ученик во время творческого процесса увлечённо и не без сатирических замечаний наблюдают за чужой жизнью. Самый дорогой фильм французского постановщика — «Ангел», гротескная стилизация под старые мелодрамы, в которой Озон посмеивается над штампами костюмного кино. В «8 женщинах» автор потешается над классическими детективами в духе произведений Агаты Кристи, собирая толпу французских звёзд (Даниель Дарьё, Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер, Эмманюэль Беар) и снабжая фильм песнями. В «Отчаянной домохозяйке» супруга уверенно заменяет мужа на должности руководителя фабрики по производству зонтов.

Кадр из фильма «Моё преступление», реж. Франсуа Озон, 2023. A-One Films, Russian World Vision

«Моё преступление» прерывает длинную серию серьёзных, а порой и трагических картин Озона. К комедийному жанру постановщик не обращался больше 10 лет. Новая работа — воздушное кино с глуповатыми мужчинами и расчётливыми женщинами. Конечно, автор не может не спрятать за толстым слоем шуток важное и всё ещё актуальное высказывание о гендерном неравенстве.

Пожалуй, секрет Озона, если сильно упрощать его творческий метод, заключается в том, что за редким исключением режиссёр умеет с юмором говорить на серьёзные темы и прятать в комедиях интересные и нетривиальные мысли. Остаётся надеяться, что француз в ближайшее время не потеряет запала и будет продолжать регулярно радовать зрителей.

Читайте также
«Клюква»: как потеплеть к мифам о России в кино и перестать беспокоиться
Сельская хтонь, балабановский хоррор, сталинский нуар — российское кино имеет много масок, но ищет ещё больше типов идентичности в надежде обнаружить суть рус...
Как психология помогает делать кино живым, а психологов — богатыми
Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расхо...
Джонни Депп: высший мутант, не рассчитанный для массового производства
Джонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию, чем примечательны его работы и почему рокер одн...
«Голова-жестянка»: пасхалки фильма Ивана Капитонова
В российский прокат 8 июня выходит фильм Ивана Капитонова «Голова-жестянка». Фильм снят по мотивам одноимённой повести-бестселлера Серафимы Орловой. В основе...
Проза жизни: о чём снимает кино Борис Хлебников
8 июня в прокат выходит драма «Снегирь» Бориса Хлебникова — вольная адаптация книги «Три минуты молчания» Георгия Владимова, рассказывающая о конфликте поколе...
Смерть и жизнь тайного агента: что не так со шпионским жанром?
Что происходит со шпионским жанром в 21-м веке.
Также рекомендуем
Конкурсная программа отменённого Каннского кинофестиваля оставила после себя горькое послевкусие, и на первый...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
Питер FM Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой фран...
Конкурсная программа отменённого Каннского кинофестиваля оставила после себя горькое послевкусие, и на первый...
На Каннском кинофестивале показали картину «Всё прошло хорошо» — фильм Франсуа Озона о писательнице, которая...
Питер FM Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой фран...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00