Как психология помогает делать кино живым, а психологов — богатыми

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Обмани меня» (Lie to me). 2009-2011/20th Century Fox Television

Кино, как известно, — иллюзия, но зритель безжалостен и не прощает неточностей и ошибок. Создатели картин это прекрасно понимают и готовы пойти на любые расходы ради достоверности в кадре. Поэтому серьёзное кинопроизводство не обходится без консультантов в самых различных областях — медицинской, исторической, технической и каких только ещё можно себе вообразить. Без консультантов невозможна подготовка ни к одному серьёзному проекту. А чаще всего профильных специалистов подключают для ресёрча уже на этапе написания сценария.

Причём есть специалисты, знания которых универсальны и используются не только в традиционном кино, но и в анимации. Речь идёт о психологах. Несмотря на то что каждый успешный режиссёр или актёр просто по определению обязан быть психологом, на съёмочной площадке без помощи со стороны в этом смысле кино давно не обходится. На экране, как и в жизни, мы получаем большую часть информации о персонаже от его интонации и манеры невербального общения. И здесь помощь психолога при работе с актёром или анимированным персонажем может оказаться неоценимой.

Звезда в мире звёзд

Пол Экман

Знаменитый психолог Пол Экман консультирует кинематографистов по своему профилю. И делает это весьма успешно много лет подряд. В следующем году Полу Экману исполнится девяносто, и на данный момент он один из самых знаменитых психологов в мире. Известен он в первую очередь благодаря своим исследованиям микродвижений лица и множеству научно-популярных книг, которые неизменно хорошо продаются. Предмет его особого интереса в науке — микродвижения мимики — в кино как раз особенно востребован. Особенно в анимации, где авторам надо оживить и сделать натуральными зачастую весьма далёких от реальных живых существ персонажей.

Экман с конца 1950-х годов работает психологом в Калифорнийском университете в Сан-Франциско. Ему принадлежит так называемая теория шести эмоций. Как утверждает Экман, люди всех культур испытывают и могут распознавать в других людях по мимике лица радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление.

Экман прославился в конце шестидесятых годов прошлого века, когда вместе с коллегами начал активно применять в исследованиях киносъёмку. С помощью съёмки на рапиде ему удалось зафиксировать как раз те самые микродвижения лицевых мускулов, которые, как он утверждает, и говорят об истинных эмоциях человека.


От научной киносъёмки Пол Экман постепенно перешёл в мир настоящего кино. Его уникальные знания оказались востребованы в специфической области. Переход кинематографа к цифровым технологиям и компьютерной графике привёл кинематограф к внезапной проблеме. При оцифровке образов актёров и создании анимированных персонажей передавать натуральные эмоции оказалось очень непросто. В научных целях Экман с помощниками создали каталог человеческой мимики. Одними из его главных пользователей наряду с коллегами-психологами и криминалистами оказались аниматоры и специалисты по компьютерным спецэффектам.


В 2001 году Пол Экман выступил научным консультантом сериала Би-би-си «Человеческое лицо». В нём рассказывалось про идентичность, восприятие, креативность и сексуальность и их связь с человеческим лицом на примере истории искусства, технологий и человеческих интересов.

«Обмани меня» (Lie to me). 2009-2011/20th Century Fox Television

А в 2009–2011 годах вышли три сезона сериала «Обмани меня». Во многом он построен на книгах Экмана. Главный герой в исполнении Тима Рота, как считается, во многом списан с самого психолога. Хотя создатели сериала и уверяют, что к реальным людям его действующие лица отношения не имеют. Но сюжет сериала очень плотно пересекается с деятельностью знаменитого психолога и его теориями. Герои «Обмани меня» занимаются консультацией правительственных и правоохранительных организаций. С помощью своих наработок они помогают определить истинную сущность необходимых заказчику людей. К сериалу прилагается и научно-популярная часть, в которой Экман комментирует происходящее в фильме лично в кадре.

Для Голливуда особенно важным в теории Экмана стала её мультикультурность. Большую часть дохода голливудские компании получают от международного проката. И то, насколько хорошо считают эмоции персонажей фильма в разных странах, во многом и определяет успех фильма.

Не первый и не последний

«Новые времена» (Modern Times), реж. Чарльз Чаплин. 1936/Charles Chaplin Productions

Практика консультирования сценаристов психологами для разработки персонажей стала популярной в Голливуде в 1940-х и 1950-х годах. Хотя режиссёры и актёры по природе должны быть психологами (иначе в этих профессиях делать нечего), без консультаций со стороны не обошлось. В этот период кинематографическая индустрия стала всё больше осознавать важность психологического аспекта персонажей для создания убедительных и эмоционально заряженных фильмов.

Импульсом к интересу голливудских кинематографистов к психологии послужил переезд многих европейских специалистов в Америку в тридцатые годы. Последователи Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, а вместе с ними и интерес к психоанализу, подсознательному и человеческой психике в целом пришли на работу в Голливуд.

Услугами таких консультантов пользовались многие известные кинематографисты, например Чарли Чаплин в фильме «Новые времена» (1936). Чаплин играет человека, который попадает в мир промышленного производства и сталкивается с новыми вызовами. Консультант помог Чаплину развить этого персонажа, чтобы он был более убедительным и эмоционально проникновенным.

Джеймс Стюарт в фильме «Окно во двор» (1954) Альфреда Хичкока играет фотожурналиста, который, когда он прикован к своей кровати со сломанной ногой, начинает подозревать, что его сосед в соседнем доме совершил преступление. Сделать этот образ более реалистичным и психологически сложным также помог психолог.

«Окно во двор» (Rear Window), реж. Альфред Хичкок. 1954/Alfred J. Hitchcock Productions

Прислушивался к рекомендациям психолога-консультанта и Монтгомери Клифт в фильме «Дикая река» (1959) Элиа Казана. Там Клифт играет инженера, который должен убедить жительницу Теннесси продать свой участок земли, который вскоре будет затоплен при строительстве дамбы.

С тех пор консультирование сценаристов психологами стало распространённой практикой в индустрии развлечений. Сегодня многие крупные киностудии имеют отделы, занимающиеся психологическим анализом персонажей и сюжетов, а также нанимают независимых психологов для работы с конкретными проектами.

Так, Саймон Барон-Коэн — консультант по автономной нервной системе. (И по совместительству двоюродный брат актёра Саши Барона Коэна.) Он работал над созданием персонажа главного героя сериала «Шерлок». Психолог Лиза Фельдман Баррет — автор теории конструирования эмоций. Она работала над созданием персонажей в таких фильмах, как «Сумерки» и «Строго на запад».

В общем, Пол Экман, безусловно, на данный момент хотя и не единственный, но самый известный из таких консультантов.

Не Голливудом единым

«Зеркало», реж. Андрей Тарковский. 1974/Мосфильм

В советском кино также пользовались услугами психологов и психотерапевтов. Пик интереса к психологическим теориям пришёлся на семидесятые-восьмидесятые.

Наиболее известный пример — «Зеркало» (1974) Андрея Тарковского. Увлечённый психологическими теориями автор первоначально хотел сделать из своей картины сеанс публичной терапии. По его задумке, в основу фильма должно было лечь интервью о детстве режиссёра с его матерью, Марией Ивановной Вишняковой, причём оно должно было быть снято скрытой камерой. Затем фрагменты интервью должны были быть дополнены игровыми эпизодами с актёрами. Как считается, именно запланированные скрытые съёмки послужили причиной отказа работать на «Зеркале» оператора Вадима Юсова, соавтора Тарковского по всем его предыдущим работам. В итоге интервью с матерью не состоялось. От первоначальной идеи остался только знаменитый пролог фильма с психотерапевтом, которая отучает подростка от заикания, и ставшая знаковой фраза «Я могу говорить».


Широко использовал психологические приёмы и сотрудничал с психологами в своей работе Элем Климов. На кастинге «Иди и смотри» (1985) он отсматривал подростков на главную роль мальчика Флёры. По сюжету Флёре приходилось повзрослеть прямо на глазах у зрителей, чудом избежав участи быть сожжённым заживо нацистами. Чтобы найти исполнителя с подвижной психикой, режиссёр показывал подросткам хронику, снятую в нацистских концлагерях, а потом предлагал подкрепиться чаем с пирожными. Единственным из предполагаемых актеров, кто, впечатлённый увиденным, отказался от щедрого угощения, и был будущий Флёра — Алексей Кравченко.


Уже на съёмках с ним каждый вечер работал индивидуальный психолог, который был включён в состав группы. Съёмки были настолько тяжёлыми и эмоционально, и физически, что режиссёр опасался за психику пятнадцатилетнего актёра.

Живые эмоции для нарисованных персонажей

Один из самых громких примеров сотрудничества Пола Экмана с Голливудом — работа с Дэвидом Финчером и Брэдом Питтом на «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008). Впечатляющее перевоплощение героя Питта из старика в младенца, как ни удивительно, тоже происходило с использованием наработок Экмана. Для создания лица героя в фильме Финчера психолог предложил свою методику фиксации эмоций на лице человека. Как рассказывали специалисты по спецэффектам, в ход пошли специально отдельно записанные в ходе съёмок более 120 различных выражений лица Брэда Питта. С них потом сотрудники компании Digital Domain, к основанию которой приложил руку в том числе и Джордж Лукас, создавали виртуальные модели героя «Загадочной истории». По сути, компьютерная графика здесь была близка к приёмам анимации. В итоге, благодаря наработкам Экмана, образ непрерывно молодеющего старца получился вполне убедительным и стал, пожалуй, самой запоминающейся деталью в фильме.

Также Пол Экман привлекался к консультациям при создании анимационных персонажей для фильмов Pixar. Например, когда вы смотрите фильм «Головоломка» (2015), то знайте, эмоции в нём создавались при помощи советов знаменитого американского психолога и разработанного им десятилетия назад метода.

Аватар меня, пожалуйста

Но основной голливудский успех Пола Экмана — его работа с Джеймсом Кэмероном над «Аватаром». Хотя одним Экманом Кэмерон не ограничился.

Увидевший свет в самом конце 2009 года «Аватар» Джеймса Кэмерона поражал своим революционным техническим совершенством. Но, кроме компьютерных технологий, при создании анимированных образов героев были использованы ещё и психологические наработки. Собственно, на сопоставлении образов землян, прилетевших осваивать планету Пандора, которых играли живые актёры, и анимированных образов аборигенов из племени на’ви, для которых создавались специальные компьютерные образы-маски, и выстроен психологический конфликт в фильме. Чтобы компьютерные лица были не менее естественными, чем живые актёры, и был приглашён Пол Экман со своими наработками.

«Работа над “Аватаром” была уникальным опытом для меня. Одна из самых интересных частей моего сотрудничества заключалась в том, что я должен был помочь актёрам понять, как выражать эмоции через мимику и жесты, используя только свои лица и тела. Это было очень сложно, потому что персонажи в фильме были совершенно не похожи на людей, но в конечном итоге мы смогли создать персонажей, которые были максимально реалистичными в своих выражениях», — признавалась звезда психологии в одном из своих интервью.

Экман проводил индивидуальные сессии с каждым актёром, использовал при этом различные техники, показывал фотографии и видеозаписи людей, выражающих различные эмоции, чтобы помочь актёрам понять, как они выглядят на лицах.

Он также использовал технику, которую сам называет «эмоциональным танцем». Просил актёров двигаться и выражать эмоции через свои жесты и мимику, и затем говорил, как они могут улучшить свою игру.

«Аватар»  (Avatar), реж. Джеймс Кэмерон. 2009/20th Century Fox Television
«Аватар»  (Avatar), реж. Джеймс Кэмерон. 2009/20th Century Fox Television

Использовался и «эмоциональный театр», чтобы помочь актёрам понять, как выражать эмоции в контексте каждого отдельного эпизода. Психолог просил актёров играть сцены, в которых они должны были выражать определённые эмоции, и советовал, как они могут сделать свою игру более реалистичной.

Психологические профили персонажей и их мотивации Джеймсу Кэмерону помогал создавать другой психолог, Джошуа Фридман, а создать мир Пандоры и показать, как взаимодействие между людьми и природой может влиять на психологическое состояние персонажей, помогла концепция «экологической психологии», которую разработал Пол Лоуэнштейн. В её основе эмпатическое отношение ко всему окружающему, в данном случае — к планете Пандора. Была показана связь между всеми живыми существами на планете и их окружением, а также важность сохранения экологического баланса. Это отражает концепцию, которая изучает взаимодействие между людьми и окружающей средой.

Кроме того, в фильме были использованы знания о межкультурной коммуникации и эмоциональной интеллектности. Персонажи «Аватара» были созданы с учётом культурных различий и показали, как важно уважать и понимать другие культуры.


Психологи-консультанты помогли понять, как героиня Зои Солданы Нейтири, которая представляет народ на’ви, должна реагировать на различные ситуации и как её поведение должно отражать ценности её народа. И как Джейк должен реагировать на свою новую среду обитания и как его переживания должны отражаться на его поведении.


Концепция эмоциональной экологии помогла создателям фильма показать, как взаимодействие между людьми и природой может влиять на психологическое состояние персонажей. Например, когда Джейк впервые встречает Нейтири, он испытывает шок и недоумение от её необычного вида, но постепенно начинает понимать и уважать её образ жизни.

Продолжение последовало

«Аватар: Путь воды», реж. Джеймс Кэмерон. 2022/20th Century Studios

Вторая часть «Аватара», которая увидела свет в декабре 2022-го, была не менее изощрённой с визуальной точки зрения. Подготовка к производству фильма «Аватар. Путь воды» велась Джеймсом Кэмероном практически десятилетие. Но, как и в случае с первым «Аватаром», второй создавался не только технарями, и часть гигантского, четырёхсотмиллионного бюджета вновь была истрачена на консультации у психологов.

Для создания персонажей вновь использовались наработки Пола Экмана по воссозданию универсальных эмоций. При написании сценария «Аватар: Путь воды» Джеймс Кэмерон также использовал несколько психологических концепций, начиная от популярной концепции коллективного бессознательного Карла Густава Юнга.

Карл Густава Юнг

В фильме показано, как главный герой Джейк Салли в исполнении Сэма Уортингтона присоединяется к племени на’ви и начинает понимать их культуру и обычаи, а также общаться с духами природы. Это отсылает к идеям Юнга о том, что у всех людей есть коллективное бессознательное, которое объединяет нас с другими людьми и миром вокруг нас.

Дальше Джейк сталкивается с выбором между своей родной культурой и культурой на’ви, которую он полюбил. Это отсылает к концепции самоопределения, которая предполагает, что мы должны определить свои ценности, убеждения и личные предпочтения, чтобы жить более счастливой и удовлетворённой жизнью.


Фильм также затрагивает темы смерти, жизненного пути и поиска смысла жизни, что отсылает к экзистенциальной психологии. Джейк Салли сталкивается с потерей близких людей и ищет своё место в жизни, что является типичными проблемами, которые обсуждаются именно в этой части психологической науки.


Оба «Аватара» — торжество стиля и визуальных спецэффектов, но Джеймс Кэмерон постарался, чтобы удивительный мир Пандоры и её обитателей был не только красивым, но и психологически обоснованным. Нет сомнений, что и три следующие части «Аватара», выход которых запланирован на 2024, 2026 и 2028 годы, в этом плане двум первым не уступят.

Читайте также
Джонни Депп: высший мутант, не рассчитанный для массового производства
Джонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию, чем примечательны его работы и почему рокер одн...
«Голова-жестянка»: пасхалки фильма Ивана Капитонова
В российский прокат 8 июня выходит фильм Ивана Капитонова «Голова-жестянка». Фильм снят по мотивам одноимённой повести-бестселлера Серафимы Орловой. В основе...
Проза жизни: о чём снимает кино Борис Хлебников
8 июня в прокат выходит драма «Снегирь» Бориса Хлебникова — вольная адаптация книги «Три минуты молчания» Георгия Владимова, рассказывающая о конфликте поколе...
Смерть и жизнь тайного агента: что не так со шпионским жанром?
Что происходит со шпионским жанром в 21-м веке.
Как стриминговые сервисы захватили мир? Часть 5. HBO Max
Максим Ершов — про платформу, которой владеет Warner Bros. Discovery.
Также рекомендуем
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
Люди бегут от смерти, нищеты и политических репрессий в зоны условного комфорта.
На примере работ Кристофера Нолана, Ридли Скотта и Альфреда Хичкока.
Люди бегут от смерти, нищеты и политических репрессий в зоны условного комфорта.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00