Ласки не то, чем кажутся: 50 лет фильму «Валерия и неделя чудес»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-летнюю девочку, вступающую во взрослую жизнь, трудно уверенно приписать к какому-то жанру: то ли сказка, то ли хоррор, то ли драма. Героиня весь фильм находится будто в пограничном состоянии между сном и реальностью, вышагивает по канату, как акробатка, а зритель внимательно следит за этим «выступлением». Анастасия Сенченко рассказывает про ленту Иреша, в которой лирика переплетается с ночными кошмарами, а мотив взросления рифмуется с сексуальным раскрепощением.


«Валерия и её неделя чудес» Яромила Иреша — самый экзотический цветок на могиле Пражской весны. По крайней мере, так о ней пишут в The New York Times. Одновременно дерзкая сказка и безобидный хоррор, с годами фильм приобрёл статус культового и вдохновил не одну сказку для взрослых (включая знаменитую «В компании волков» Нила Джордана) и как минимум одну психоделическую фолк-группу The Valerie Project. Команда из Филадельфии записала свой дебютный альбом в качестве альтернативного саундтрека к фильму, а после даже живьём сопровождала его показ в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Но обо всём по порядку.

«Отцы» Валерии


Историю о невероятных приключениях юной девушки в мире своих снов и бессознательного написал в начале 1930-х предводитель чешских сюрреалистов Витезслав Незвал. В двадцатые годы он был одним из лидеров авангарда и членом коммунистической партии, дружил с Бретоном и Элюаром и даже объединил на время всех сюрреалистов Чехии под своим началом. «Валерия и её неделя чудес» по определению самого автора — модная сюрреалистическая беллетристика, коллаж, заимствовавший из популярной литературы всё, что принадлежит области бессознательного. А спустя 35 лет в Чехословакии у Незвала была репутация видного деятеля коммунистической партии, переводчика Рембо и Пушкина, композитора и живописца, но главное — надёжного сторонника власти в период «нормализации».

Чего не скажешь о втором отце «Валерии», прославившем её на весь мир, — режиссёре Яромиле Иреше. Ирешу после практически запрещённой экранизации Милана Кундеры «Шутка» пришлось повнимательнее отнестись к выбору литературного оригинала. И фантастический рассказ Незвала, подкреплённый репутацией автора, подходил для этого как нельзя лучше. Сказка вообще стала одним из любимых жанров чешской новой волны, главной движущей силой которой была потребность в самовыражении, а не в протесте. В отличие от итальянских неореалистов, французской новой волны, чёрных польских и венгерских фильмов, реальность здесь и сейчас занимала чешских кинематографистов на порядок меньше: «Вот придёт кот» Войтеха Ясны, «Маргаритки» и «Вкушаем плоды райских кущ» Веры Хитиловой идут по пути изобретения выразительных средств и похожи скорее на манифесты по переустройству художественной, а не окружающей реальности. На этом же запасном пути обосновалась и «Валерия» с её белым кружевом ночных сорочек и паутиной семейных склепов.

Тринадцатилетняя


Первой провокацией со стороны Иреша было то, что его Валерии всего тринадцать, тогда как героине Незвала семнадцать. Этот пограничный возраст едва завершившегося детства добавляет фильму дистанции и странности. У героини и зрителя кардинально разная оптика. С одной стороны, точка зрения Валерии: когда тебе тринадцать, мир вдруг искажается, и все привычные взрослые вдруг оказываются опасными монстрами. А с другой — зритель, которому периодически приходится смотреть на «происходящее» глазами растлителя-священника, вуайериста-миссионера или ещё кого-то из сплошь неприятных взрослых. К тому же тринадцатилетняя Ярослава Шаллерова в роли Валерии с равным интересом рассматривает собственную серёжку и полных эротики прачек на реке, сексуальную сцену на городской площади и превращение родной бабушки в монстра, питающегося кровью девственниц и согласного принести внучку в жертву ради вечной молодости.

Дитя сексуальной революции


Вторая провокация Иреша — это якобы пробуждающаяся сексуальность. Несмотря на то, что в пересказе эта история полна запретного, на деле она столь же целомудренна и чиста, как её героиня. При ближайшем рассмотрении сексуальность здесь пробуждается не у Валерии, а у всех, кто находится в её окружении: и у тоскующей по молодости бабушки, и у их пастора, и у миссионера, и даже у только что выданной за богатого крестьянина Хедвиги. Все герои одержимы желанием молодости и красоты, которая буквально способна их исцелить и спасти: Валерию весь фильм без конца воруют, убивают, воскрешают и прячут. Она и сегодня во главе отряда невинных, но уже провокационно-сексуальных и по большей части мёртвых дев: «Девственницы-самоубийцы», «Пикник у Висячей скалы», «Невинность» и даже Лора Палмер, несмотря на большую свою искушённость, пожалуй, тоже в этом отряде.

Хоррор


Третья провокация Иреша заключается в том, что в графе «жанр» у «Валерии» всё ещё значится хоррор. Шедевры частенько упакованы в жанр, но в случае с «Валерией» хоррор — такая же дезориентирующая уловка, как слабая повествовательная связь внутри истории. Ни монстр в стиле Носферату, ни образ юной девушки в беде, ни вампиры не делают эту историю хоррором, если девушке в беде не страшно. Валерия — это бесстрашие и простота беззаботной юности. Она деловито прокусывает шею курице, чтобы через поцелуй напоить кровью миссионера-оборотня, и продолжает спорить со священником, стоя на костре посреди площади, — в общем, никакого уважения к пугающему и никакого пиетета перед смертью.

Не то, чем кажутся


Не эротический, но полный желания, не хоррор, но полный чудовищ и опасностей, этот сюрреалистический сон — позднее дитя минувших шестидесятых, взошедшее на их плодородной почве и напитанное их жизненными соками. Это время уже практически мифологических сексуальных свобод стало ещё и временем зародившегося страха перед силой бессознательного. Поэтому поворот к «нормализации» в семидесятые в культуре — не частное чешское, а повсеместное явление. Манящая и страшащаяся собственных намёков «Валерия» в конце концов главным объектом своего сладострастия выбирает красоту: беззастенчиво манит живописными цитатами и живописными мизансценами, лишь изредка мягко укоряя словами главной героини: «Не смотри на меня так».

Читайте также
«Рука писать устала»: 20 лет фильму «Перо маркиза де Сада»
2 сентября 2000 года состоялась мировая премьера фильма Филипа Кауфмана «Перо маркиза де Сада». Великолепный актёрский состав, который поражает и&nb...
The Woman in Red: роковое красное платье в кино
Телеканал КИНОТВ решил разобрать, как говорится, по полочкам гардероб кино. И в этой статье Дина Ключарева по нашей просьб...
Вечный Джеймс Бонд: Шону Коннери — 90
Шон Коннери никогда не должен был стать Джеймсом Бондом. Автор Ян Флеминг видел персонажа приветливым, изящным, немного более утончённым: не «к...
MIEFF: рассказываем про фестиваль и экспериментальное кино в нескольких «карточках»
C 19 по 25 августа в Москве пройдёт Международный фестиваль экспериментального кино. MIEFF фокусируется на работах кинематографистов и видеохудожни...
«Древо жизни»: катехизис Терренса Малика
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекрасный фильм с его участием —...
«Небо над Берлином»: (кино)поэзия Вима Вендерса
Сегодня немецкий режиссёр Вим Вендерс отмечает 75-летие, и в этот день хочется поговорить о наиболее известной его работе — «Небо над Берл...
Также рекомендуем
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию...
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пи...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00