Вся жизнь — экранка. Screen life Бекмамбетова как триумф новой формы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В российском прокате всё ещё можно попасть на «Поиск» Аниша Чаганти, спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым и получивший приз зрительских симпатий на «Санденсе». Это редкая у нас возможность увидеть фильм в жанре screen life на большом экране. Screen life — большой и всё ещё новаторский, малобюджетный и при этом коммерчески успешный проект самого востребованного в Голливуде российского режиссёра. Полина Гринер рассказывает о явлении подробнее.


«Новый язык кино» — три слова, с которых Тимур Бекмамбетов обычно начинает рассказ о своём детище. Ими же и заканчивает. А между — описание деталей, которое займёт столько времени, сколько у вас (или у него) есть. На самом деле объяснить screen life нетрудно, главное, что нужно знать: действие фильма всегда разворачивается на экранах девайсов в социальных сетях, в браузерах, на YouTube. Так открывается окно в мир, причём в первую очередь — мир внутренний. Как если бы события происходили в скрупулёзно воспроизведённом интерьере комнаты, где каждая деталь, вплоть до скрипа двери, неслучайна и может немало рассказать о жильце. А дальше обычные действия (ввести пароль, кликнуть на фото, открыть папку, набрать номер) в типичных ситуациях (разговор по Skype, переписка в Facebook*, запуск компьютера) обеспечивают погружение в абсолютно нерядовые обстоятельства (убийство, похищение, журналистское расследование).

Шаблон становится спецэффектом и обостряет восприятие. Мы не просто наблюдаем происходящее, мы подглядываем за ним. Экран — замочная скважина, зритель — не краснеющий вуайерист.

Всё началось три года назад. Пока сам Бекмамбетов снимал эпический экшн «Бен-Гур», его приятель и коллега по «Базилевсу» Леван Габриадзе («Знаешь, мама, где я был») прощупывал новый формат в Unfriended («Убрать из друзей»). Так появился первый screen life фильм. История о том, как к чату одноклассников присоединяется то ли незнакомец, то ли призрак и начинает писать странные сообщения с аккаунта покончившей с собой подруги. Содержание типичного подросткового хоррора. Форма — такая, какой прежде не существовало. Изображение маскируется под шаблонный интерфейс любого монитора, так что когда сообщение в Facebook приходит главной героине Блэр, а уведомление о нём вылезает на экране у зрителя, кажется, будто призрак пишет не выдуманным героям, а лично ему. Удивительно удачный манёвр для хоррора как для жанра.

Сам Бекмамбетов для режиссёрского дебюта в screen life выбрал жанр политического триллера. Премьера Profile («Профайл») состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале, получив приз зрительских симпатий в секции Panorama — единственную, к слову, а значит, главную награду программы. Героиня — британская журналистка Эми (её играет Валин Кэйн) — собирает материал для статьи о вербовщиках ИГИЛа (запрещена в России), привлекающих в исламскую армию европейских девушек. Создав фейковый аккаунт, Эми начинает переписку с очаровательным боевиком — эдаким Аладдином-милитари, который всё время потирает автомат Калашникова и ведёт откровенные беседы. Но игры, правил которых ты не знаешь до конца, — самые опасные игры. Копия реальности выглядит почти осязаемой. Когда девушка прерывает разговор с террористом, чтобы отдышаться, мы смотрим за ней через окошко мессенджера, слушая гудки неотвеченных звонков. В кинотеатре звук идёт не с экрана, а с последних рядов — просто потому что экран Эми должен бы находиться именно в зрительном зале. Это не просто зрительная идентификация, это идентификация тактильная, своего рода тактильная эмпатия. И это впечатляет.

Следующий фильм жанра, «Поиск» Аниша Гачанти, — сентиментальный детектив. История о том, как в семье Дэвида Кима (его играет Джон Чо) случается страшное событие: бесследно исчезает шестнадцатилетняя дочь. Герой ищет её с помощью информации на компьютере, перебирая списки друзей в соцсетях, составляя сводную таблицу подозреваемых в Excel, помогая следствию и заодно самому себе разобраться в том, кто его дочь и почему он так мало о ней знает. Отец, конечно, во всём винит себя, отматывает события назад, вспоминает умершую жену, вместо страниц пыльного фотоальбома тут опять же папки с фотографиями и видеоролики. От Бекмамбетова — немного доброго юмора, от молодого дебютанта Аниша Чаганти — попытка осмысления конфликта отцов и детей. В итоге — трогательный, симпатичный, местами даже поучительный месседж обоим поколениям.
При этом «Поиск» высвечивает очевидную проблему screen life. Кажется, что особенности жанра, будучи потрясающими находками для хоррора и триллера, куда хуже, увы, работают на территории детектива.

Во-первых, технически здесь монтажа нет или он сведён к минимуму. Фактически его заменяют клики по экрану, открытие-закрытие окна или папки, выбор аудиозаписи, пауза-репит и так далее. Это создаёт ощущение рваного, лоскутного нарратива (в одном из интервью Бекмамбетов даже сравнил screen life с потоком сознания в литературе). В случае с ужастиками, благодаря бесконечным кликам по экрану, обрывкам фраз, быстро сменяющим друг друга реакциям, действие становится неровным, и пространство заполняет напряжение. Другое дело — детектив. Здесь сатисфакция зрителя заключается в логически выстроенной цепочке изящных ходов и хороводе умозаключений. Screen life с его дискретностью и перепадами для этого просто не оставляет шансов. Зритель по-прежнему внутри событий, но как будто бесправен, действия героя настолько стремительны, что лишают нас возможности строить хоть какие-то догадки, оставляя в немой позе пассивного наблюдателя экранной жизни. Бесправность обескураживает.

Во-вторых, пространство в screen life замкнуто, что в случае, опять же, хоррора-триллера работает на усиление драматургического эффекта. Это смотрится в Unfriended и в «Профайле», где герои превращаются в загнанную жертву, которой некуда деться. Но сценарий «Поиска» предполагает, что география действия фильма гораздо шире комнаты главного героя. Он обязан из неё выйти, хотя бы ради того, чтобы совершить ошибку. В «Поиске» все передвигаются очень активно. И когда тех возможностей, которые предлагает экран, становится недостаточно, форма перекрывает логике кислород, а происходящее на экране (мониторе) перестаёт убеждать.

Как бы там ни было, сейчас фильмотека screen life насчитывает четыре фильма и один сериал, жанры не повторяются: хоррор («Убрать из друзей»), триллер («Профайл»), детектив («Поиск»), комедия («Днюха!» Романа Каримова, о которой напишем отдельно) и веб-сериал («1968»). То есть на каждое направление — по явлению. Отряд Бекмамбетова занял стратегические высоты и теперь по идее должен начинать развивать захваченные территории. Зрительское удивление от формы прошло. Впереди работа над содержанием, которая и ответит на вопрос, новый ли это «язык» или всего лишь «слово».

*Facebook запрещён на территории РФ

Читайте также
Не тот еврей — Джесси Айзенберг как дурной косплей Вуди Аллена
Уроженец Нью-Йорка Джесси Айзенберг — один из лидеров своего актёрского поколения. Одно из его самых узнаваемых лиц. Номинант на «Оскар»,...
Кино Азнавура: великий шансонье и его фильмы
В возрасте 94 лет скончался Шарль Азнавур — один из главных французских певцов, автор более тысячи песен, актёр, снимавшийся у Кокто, Трюффо, Шаброля, Кл...
Новая советская классика: почему стоит поддержать новый фильм Светланы Басковой
На сайте Planeta.ru проходит кампания по сбору средств на новый фильм Светланы Басковой («Пять бутылок водки», «Зелёный слоник», «За Маркс...
Синья Цукамото: «Видимо, у меня никогда не будет крупнобюджетного фильма»
Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Его трилогия «Тэцуо» — маргинальны...
Путешествия во времени: в прокат снова вышла «2001: Космическая Одиссея»
Спустя полвека на больших экранах — один из главных фильмов Стэнли Кубрика. Теперь в формате IMAX. Гордей Петрик рассказывает, почему ленту нельзя пропус...
Старый новый гот: Тиму Бёртону — 60 лет


25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — автор «Эдварда руки-ножницы», «Сонной лощи...
Также рекомендуем
Важной деталью сегодняшнего питчинга проектов в «Фонде кино», на которую стоило бы обратить внимание, стала не готовящая...
На земле лежит избитая до полусмерти девушка в подвенечном платье, забрызганном кровью. Парень — её бывший шеф и любовни...
Соня Бессонова составила список из 5 документальных фильмов, режиссёры которых зрителю (скорее всего) известны как звёзд...
Кадр из фильма «Веном 2»/Sony Pictures...
Важной деталью сегодняшнего питчинга проектов в «Фонде кино», на которую стоило бы обратить внимание, стала не готовящая...
На земле лежит избитая до полусмерти девушка в подвенечном платье, забрызганном кровью. Парень — её бывший шеф и любовни...
Соня Бессонова составила список из 5 документальных фильмов, режиссёры которых зрителю (скорее всего) известны как звёзд...
Кадр из фильма «Веном 2»/Sony Pictures...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00