Лучшие сериалы июня: гид Татьяны Алёшичевой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В традиционной ежемесячной подборке Татьяна Алёшичева рассказывает о самых любопытных сериалах месяца: грязные тайны маленького городка, Юэн МакГрегор пытается восстать из пепла и обскакать Келвина Кляйна, «Подземная железная дорога» существует, а Октавиан рвётся к власти. 

«Подземная железная дорога» («The Underground Railroad», Amazon Prime)

Самая амбициозная постановка месяца: в основе — одноимённый роман, награждённый Пулитцеровской премией, операторская работа — чистый импрессионизм, саундтрек — симфония, а само повествование состязается с литературой в донесении разнообразных метафизических смыслов. За исключением некоторых недовольных, вроде ершистого Армонда Уайта, критики хором прославляют этот сериал о борьбе чернокожих американцев за свои права. При этом так дружно хвалят они далеко не каждое телешоу на тему BLM — например, вышедшему в прошлом месяце социальному хоррору «Они» досталось от критики за вторичность. 

Сюжет «Железной дороги» такой: когда в Джорджии жестокий плантатор сжигает заживо непокорного раба, молодая рабыня Кора (Тусо Мбеду) с другом Цезарем (Аарон Пол) сговариваются бежать в северные штаты, воспользовавшись «подземной железной дорогой». В действительности никакой дороги не существовало — так из соображений конспирации называли систему явок и тайных укрытий, с помощью которых проводники переправляли беглецов с рабовладельческого Юга на безопасный Север и в Канаду. Но в романе Колсона Уайтхеда дорога становится настоящей и действительно подземной. По ней Кора попадает в Северную, а затем Южную Каролину, Теннесси и Индиану. К чернокожим везде относятся по-разному: в одном штате белые дают бывшим рабам образование, в то же время подвергая их тайной стерилизации, в другом фанатики из религиозной секты казнят чернокожих и аболиционистов, в третьем чернокожий вольноотпущенник строит ферму, давая работу собратьям, — но даже тогда это ожидаемо заканчивается трагедией. Кора бежит из штата в штат — из огня да в полымя, а по пятам за ней следует одержимый «охотник за головами» Риджуэй (Джоэл Эдгертон) с чернокожим мальчишкой Ганнибалом, который помогает ему выслеживать своих собратьев по крови. 

Армонд Уайт по обыкновению недоволен тут «эксплуатацией страданий чернокожих на потребу индустрии развлечений, которой заправляют белые». Ужасы, пытки и бесчеловечное обращение в сериале и вправду местами выглядит чересчур натуралистично, плакатно и «в лоб» — будто Дженкинс хочет докричаться до последних зрительских рядов. Но на самом деле его интересует в этой истории не пропаганда, а метафизика. Обрисовав в начальных главах разные виды жутких антиутопий, сериал обращается к магическому реализму. Подземная железная дорога снова становится метафорой — надмирного пути, рока, предназначения и переплетения человеческих судеб. 

«Домина» («Domina», Sky Atlantic, в России — «Амедиатека»)

После убийства Цезаря в результате заговора нобилей в 44 году до н. э. за власть в Риме борется его внучатый племянник, юный и тщеславный Октавиан. Создавая альянсы с влиятельными политиками и полководцами, он преследует восставших против диктатуры Цезаря сторонников республики, в числе которых старый сенатор Марк Ливий (Лиам Каннингем). Его 16-летняя дочь Ливия Друзилла вынуждена бежать из Рима вместе с никчёмным мужем, новорождённым сыном и вольноотпущенной служанкой Антигоной, ставшей её лучшей подругой. Первые две серии, где героев играют молодые актёры, рассказывают предысторию Октавиана и Ливии, заприметивших и возжелавших друг друга ещё в юности, когда они впервые встретились — на её свадьбе с другим. 

Проведя несколько лет в скитаниях и лишениях, Ливия Друзилла (Касия Смутняк) после амнистии для изгнанников возвращается в Рим и снова встречается с Октавианом (Мэттью Макналти). Теперь они зрелые, искушённые люди, хорошо знающие, чего хотят от жизни. Ради Ливии Октавиан разводится с женой Скрибонией сразу после рождения дочери, и двое молодых честолюбцев заключают любовный и товарищеский пакт, становясь супругами, — отныне они вместе будут бороться за власть над Римом. 

Будущий император Октавиан Август и Ливия Друзилла прожили в браке 52 года. За это время власть Октавиана стала абсолютной, и, как следует из сериала, хитроумная интриганка Ливия во многом этому способствовала. В «Домине» нет батальных сцен, с насилием и сексом тоже всё довольно сдержанно, зато по части интриг эта античная мелодрама вполне может переплюнуть «Игру престолов». Наверное, потому, что сценаристы тут почти ничего не выдумывают, а в основном придерживаются исторического канона. Здесь есть на что посмотреть и помимо коллизий типичного дамского романа: история о том, как выборная власть путём различных политических уловок и манипуляций превращается в диктатуру, — завораживающее зрелище. 

«Холстон» («Halston», Netflix)

Очередной сериал Райана Мёрфи, сделанный им в рамках многомиллионного контракта с «Нетфликсом», согласно которому он обязан обеспечивать стриминг контентом, как доменная печь. Есть особая ирония в том, что посвящён он выдающемуся американскому модельеру Рою Холстону, творческий дух которого загубили безжалостный конвейер и корпоративный бизнес. Прославившись в 1961 году, когда Жаклин Кеннеди надела сшитую им шляпку-пирожок на инаугурацию мужа, спустя десятилетие Холстон оказался у разбитого корыта, когда шляпы как таковые вышли из моды. Тогда неутомимый творец нашёл инвесторов и создал модную империю, развернувшую экспансию на все области человеческой жизни: кроме одежды, Холстон создавал духи, разрабатывал дизайн для чемоданов, солнечных очков и форму для стюардесс. Упёрся он только в отношении джинсов: изо всех сил желая переиграть своего главного конкурента Келвина Кляйна, Холстон парадоксальным образом хотел оставаться «выше этого» — то есть пары простых голубых штанов. 

Жизнь он вёл роскошную: кокаин, орхидеи на заказ, бесконечные любовники и вечеринки в «Клубе 54». Смотреть на Юэна Макгрегора в роли Холстона — особое переживание: хоть актёр и не слишком похож на прототипа, в его шкуру он влез изумительно (пусть родственники Холстона и утверждают обратное). В 1970-е Холстон «одевал всю Америку», и что же теперь? Имя его соперника до сих пор на слуху, а вот о нём самом сегодня мало кто помнит. Роскошные и свободные семидесятые пролетели стрелой, а в 1983 году Холстон подписал контракт с сетью дешёвых универмагов JCPenny, уравняв тем самым свою марку с ширпотребом. В 1980-е, когда процветал культ роскоши и успеха, таких ошибок не прощали. Вдобавок творческий дух покинул его, и восстать из пепла ему так и не удалось. Мёрфи сделал из этого жестокий романс со слезой: бесконечно можно смотреть на воду, огонь и на то, как рушится чья-то великая карьера. 

«Наследие Юпитера» («Jupiter’s Legacy», Netflix)

Многообещающая супергероика — сериал Стивена ДеНайта («Тайны Смолвиля», «Сорвиголова») по продолжающейся серии комиксов Марка Миллара («Пипец», «Kingsman») не пришёлся ко двору у критики, по-видимому, из-за перегретых ожиданий. Хотя в первую очередь «Юпитеру» вменяют в вину вторичность: в этом жанре и так в последнее время выходили сплошные деконструкции супергеройского канона и истории про дисфункциональную семью. 

Здесь сюжет построен вокруг конфликта поколений. Шелдон Сэмпсон (Джош Дюамель), он же глава супергеройского отряда Утопиан, вырастил послушного, но бестолкового сына, который должен когда-нибудь занять его место, но пока не тянет. И ещё дочь-анархистку — она, наоборот, плевать хотела на суперменские дела и хочет просто жить своей жизнью. Кроме проблемы отцов и детей, Утопиану нужно разруливать и другую беду: то тут, то там супергерои начинают нарушать Кодекс — правила, установленные для Отряда справедливости еще в 1930-е годы, согласно которым суперы должны арестовывать злодеев, но ни в коем случае не убивать. История о раздрае в супергеройском отряде и правда не блещет новизной, но в сериале есть и другая сюжетная линия, по-настоящему оригинальная. Это рассказ о том, как после краха Уолл-стрит в 1929 году и наступления Великой депрессии сыновья разорившегося сталелитейного магната Шелдон и Уолтер Сэмпсоны в компании друзей и дерзкой журналистки Грейс Кеннеди (Лесли Бибб) пускаются в опасное путешествие к таинственному острову, где впоследствии и обретут суперсилы. Эпизоды из 1930-х годов сняты живописно и со знанием дела, а в целом первый сезон сериала представляет собой любопытный задел на будущее. Кажется, здесь ДеНайт только прицеливался, а настоящая драма будет разворачиваться в следующих сезонах. Её содержанием станет несоответствие старых идеалов и консервативного кодекса чести реалиям нынешнего изменившегося мира. 

«Пакт» («The Pact», BBC One)

Четверо закадычных подруг, Анна, Луи, Нэнси и Кэт, трудятся на конвейере в семейной пивоварне Эвансов, как настоящие «героини рабочего класса». 40-летняя Анна (Лора Фрейзер) лелеет честолюбивый план стать супервайзером, но никчёмный сынок бывшего владельца Джек Эванс назначает на эту должность молодую вертихвостку, на которую имеет виды. В честь столетия пивоварни Джек устраивает вечеринку (напитки для сотрудников — за их счёт), где случается сразу несколько скандалов. Луи (Эйри Томас) приходится сестрой бывшему владельцу пивоварни Алвару (Эдди Марсан) и тёткой Джеку, но доли в семейном бизнесе не имеет. Застукав Джека в туалете нюхающим кокаин, она ссорится с ним, и пьяный племянник грозится её уволить. Вдобавок Джек пристаёт на парковке к одной из девушек с пивоварни, и четверо подруг решают, что пьяного мерзавца пора проучить. Непьющая Нэнси (Джули Хесмондал) садится за руль, остальные связывают руки Джеку галстуком, запихивают в багажник и отвозят в лес. Там боевитые тётки стягивают с парня штаны, делают пару безобразных фото на телефон Кэт (Хеледд Гвинн) и бросают его проспаться. Но потом совестливая Анна решает вернуться за Джеком — он сидит на поляне в той же позе, только теперь он мёртв. Анна замужем за офицером полиции и хочет немедленно звонить в полицию и скорую, но подруги отговаривают её: Кэт после отсидки находится на условно-досрочном, остальным тоже не с руки фигурировать в грязной истории. Скрыв от полиции тот факт, что в лес Джека привезли именно они, подруги ставят себя вне закона: теперь каждый поворот полицейского расследования грозит раскрыть их тайну и навсегда разрушить жизнь каждой из них. 

Англичане как никто умеют снимать детективы про грязные тайны маленьких городков. В последнее время на ТВ начали появляться крепкие британские детективы с региональной спецификой, вроде шотландской «Вины» или ирландских «Дублинских убийств». «Пакт» снят в Уэльсе с участием валлийских актёров и отлично раскрывает тему «коготок увяз — всей птичке пропасть». Вот она, идеальная почва для саспенса — герой вроде ни в чём по большому счёту не виноват, но вздрагивает от каждого телефонного звонка, и неприятности множатся, как снежный ком. Банальность зла тут заключается в том, что, однажды соврав, уже не можешь остановиться и оказываешься в итоге по уши в дерьме, а то и становишься соучастником преступления. 


Читайте также
Обзор (к)инопрессы #52: «Спираль», «История рыцаря», Тейлор Свифт, примирительный секс, «Властелин колец»
В регулярном дайджесте Виктор Непша делится занимательными материалами из зарубежной (к)инопрессы. В этом выпуске: Майя Хоук и Маргарет Куэлли беседуют о Тейл...
Моби, Вим Вендерс и Майкл Джордан: что смотреть на Beat Film Festival
В этом году, как и в прошлом, Beat Film Festival пройдёт сразу в двух форматах: офлайн, в кинотеатрах и на других площадках...
Обзор (к)инопрессы #51: Ромеро, Морриконе, антропоморфное Чудовище, антифашисты и «Только бог простит»
Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные статьи. В этом выпуске: лишний раз вспомним...
От Моби и Криса Айзека до Nine Inch Nails и Interpol: клипы, снятые Дэвидом Линчем
Дэвид Линч снял клип на песню Донована I Am The Shaman, которую сам же спродюсировал в 2010 году, специально ко дню рождения музыканта. В нём в монохроме со...
Лучшие сериалы мая: гид Татьяны Алёшичевой
В апреле вышла целая обойма новых сериалов, которым можно уделить время на длинных майских выходных. В традиционной подборке Татьяна Алёшичева...
На полях ММКФ: субъективный топ от Ксении Ильиной
Вчера завершился 43-й Московский кинофестиваль, которому удалось пройти полностью офлайн. В основном его конкурсе были картины со всего света, в параллельные...
Также рекомендуем
Качественный и добротно выполненный ремейк VHS-хита конца 1980-х.
Реакция профессионального сообщества на новый (!румынский!) фильм Netflix «О, Рамона!» — в лучшем случае...
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Самые ожидаемые шоу сезона, которые нельзя пропускать.
Качественный и добротно выполненный ремейк VHS-хита конца 1980-х.
Реакция профессионального сообщества на новый (!румынский!) фильм Netflix «О, Рамона!» — в лучшем случае...
Детективные сериалы, основанные на реальных событиях.
Самые ожидаемые шоу сезона, которые нельзя пропускать.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00