Обзор (к)инопрессы #23

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Что общего у полуазиатского хита «Прощание» с «Ночами Кабирии», чего бояться в новом «Звёздном пути», кто сыграет Монику Левински и что, наконец, смотрел и читал в 2019 году Стивен Содерберг. Виктор Непша достаёт ответы на все вопросы из глубин иностранной кинопрессы.


Лулу Ванг о «Ночах Кабирии»

Современность — о классике. Criterion продолжают проект, в рамках которого режиссёры настоящего вспоминают важные для себя работы предшественников. На этот раз в гостях Лулу Ванг — и она в небольшом, но интуитивно метком фрагменте разбирает финальную сцену из «Ночей Кабирии» Феллини. Речь заходит об устойчивости как лейтмотиве «развития» героини, надежде на человечество, стратегии поведения клоуна. И, конечно, о том, как всё это повлияло на фильм «Прощание» (2019).

«Мне нравится, когда клоуны плачут. Для меня Джульетта Мазина — главный герой трагической комедии. Она способна балансировать между регистрами пафоса и юмора, приглашая нас смеяться и плакать с ней. Глаза Кабирии блестят от слёз в моменты тёмной ночи для её души, и камера приближается. Как у неё получается сдерживать эти слёзы! Они появляются как выражение печали, но затем на наших глазах превращаются в проблески радости и, следовательно, надежды. Последняя сцена — невероятная демонстрация таланта Мазины. Когда она смотрит в камеру, ломая четвёртую стену, она будто обращается прямо к нам: спасибо, что выслушали мою историю. Спасибо за свидетельство. Она слегка кивает головой, словно говоря: всё будет хорошо. Если я могу это сделать, можешь и ты».


Новый Star Trek

Ещё одна интеграция классики в современный контекст. Vanity Fair написали о новом сериале «Звёздный путь: Пикар». После Star Trek: Nemesis сэр Патрик Стюарт не хотел участвовать во франшизе, пришлось пообещать нечто принципиально новое, чтобы убедить актёра вернуться. Авторы текста считают: не зря. Главный герой — всё тот же французский эстет, спокойный и принципиальный.

Материал обходится без оперативных выводов, но допускает некоторые размышления. Дух времени отражён в лёгких заимствованиях у «Мира Дикого Запада» (что видится авторами как плюс), «Игры престолов» (минус) и в недоверии родным институциям — Vanity Fair непрозрачно передают привет Трампу, куда же без него. Судя по всему, на данный момент сериал выглядит как добротная смесь старого и нового. Сложно сказать, что этот коктейль даст в будущем, но надежду хотя бы на сезон внушает присутствие среди сценаристов Майкла Шэйбона — автора романов «Приключения Кавалера и Клэя», «Союз еврейских полисменов» и одного из сценаристов «Человека-паука 2» (2004).

«Земля во вселенной Star Trek была идиллическим, вдохновляющим обществом, где убийства практически исчезли. Её просвещённые обитатели вместе с другими миролюбивыми инопланетными расами бродят по галактике, стремятся её исследовать и проводить цивилизацию к внешним границам. Но в 2020 году, когда судебный процесс по импичменту в Сенате стал другим важным телесобытием недели, Пикар выбрал более циничный взгляд на Землю, человечество и его институты».


Новая «Американская история преступлений»: Клинтон и Левински

На том же ресурсе соотносят каст и реальные прототипы нового сезона «Американской истории преступлений». После историй О. Джея Симпсона и Джанни Версаче шоураннеры препарируют скандал Клинтон-Левински. Ряд актёров всё ещё не назван, но ключевые роли известны. Над Клайвом Оуэном поработают, чтобы превратить его в Билла Клинтона, Бини Фелдштейн сыграет одну из главных героинь и продюсера шоу — Монику Левински, а незаменимая Сара Полсон изобразит Линду Трипп, без которой скандала могло бы и не быть. И ещё несколько менее заметных, но не менее важных для истории персонажей. Резюме прототипов хоть и совсем схематичные, но дают зацепки для того, чтобы разобраться в скандале более детально и подойти осенью к сезону во всеоружии.

«Говоря о вселенной Райана Мерфи, вот и Билли Айкнер. Комик, сыгравший главную роль в двух сезонах “Американской истории ужасов”, исполнит роль Мэтта Драджа, основателя одноимённого онлайн-агрегатора Drudge Report. Он был первым, кто сообщил новости о скандале с Левински, обеспечив себе репутацию популярного консервативного источника. Сам Айкнер подтвердил свою роль в сериале по-айкнеровски: в недавно удалённом твите со ссылкой на статью в Fox News, где сообщалась новость о кастинге, но было использовано фото другого актёра. “Это не я, вы, ******* [чёртовы], идиоты, — написал он. — Отличный фактчекинг, как всегда!”»


Терри Джонс: прощание

21 января скончался Терри Джонс, участник, сценарист и один из идейных лидеров «Пайтонов», историк, агрессивная бабушка, Артур «Два сарая» Джексон, мистер Креозот и много ещё кто. В своём великолепии Пайтоны были не самым стабильным, вечно пререкающимся союзом, но Джонс, если верить воспоминаниям, пытался быть центром рассудительности и отчасти уравновешивал и придавал убойную мощь взбалмошности Грэма Чепмена или безудержным фантазиям другого Терри.

Вот так зарубежная пресса отреагировала на кончину великого комика.
На The Conversation о Джонсе вспоминают как об историке-любителе, который стоил многих профессионалов, — этой деятельностью он гордился больше, чем участием в «Монти Пайтон».

«Однажды [Джонс] сказал: он рад, что уехал в Оксфорд, потому что в противном случае “я бы никогда не встретил ни Майкла Пэйлина, ни Джефри Чосера, а без этих двух встреч вся моя остальная жизнь была бы совершенно другой”».
Vulture рассуждают о малоизвестном сериале Ripping Yarns (https://www.imdb.com/title/tt0075568/) от дуэта Джонс-Пэйлин — самого дружного из пайтоновских.

«Будучи первой существенной сольной работой Пэйлина и Джонса, Ripping Yarns становится идеальным инструментом для наблюдения за их специфическим стилем комедии без влияния остальной группы. <...> Там, где Клиз и Чепмен могли бы предпочесть тщательно составленный, сложный, просчитанный подход к написанию своей комедии, Джонс и Пэйлин свободны и вольны. Если они захотят потратить время на то, чтобы подшутить над идеей арктического исследователя, читающего лекцию детям, даже когда [шутка] не вписывается в нарратив, они это сделают. Нет, для Томкинсона нет никакого смысла строить полномасштабный ледокол на уроке декоративно-прикладного искусства, но кого это волнует?»

На Guardian — галерея образов и просто отличных фотографий Джонса. За карьеру таких накопилось достаточно. И там же — некролог .

«В исполнении Джонсом Мэнди Коэн [из “Жития Брайана”] соединилось две главные грани репертуара комика: его любовь к перевоплощению в женщин и страсть к историческому ревизионизму. Последнее было очевидно не только по его работам в “Монти Пайтон” <...>, но и в нескольких документальных фильмах и книгах, в которых он отстаивал идеи искажённого Средневековья».

Indiewire собирают в одном материале соболезнования по поводу кончины комика: от коллег-пайтонов до Эдгара Райта, Стивена Фрая и Нила Геймана.


Полка Fox

Mubi продолжают разбирать полузабытые фильмы студии Fox. Следующий на очереди после очень странной детской картины про Аладдина — The Cradle Snatchers (1927), одна из первых работ Говарда Хоукса. Автор подмечает ряд характерных черт режиссёра, фильм кажется ему довольно остроумным и современным для 1920-х (хотя без ряда неприемлемых сейчас шуток про национальности не обойтись). Но гораздо интереснее версия, представшая к просмотру: The Cradle Snatchers далеко не идеально сохранилась, с помехами и большими разрывами из-за утраты части плёнки.

Теперь уже сложно сказать, сделали бы недостающие фрагменты картину лучше или хуже. Помехи, паузы и недостающие участки конкретной копии индивидуализировали исходный материал, создали для автора возможность уникального кинематографического опыта, причастность к эксклюзивному просмотру во славу времени, специфических условий хранения и естественной недолговечности носителя. И сама эта эксклюзивность в данном случае кажется важнее качеств того, что затевалось Говардом Хоуксом как немая комедия про трёх студентов и трёх замужних женщин.

«The Cradle Snatchers (1927), вероятно, никогда не получит релиз на домашнем видео или стримингах, потому что фильм, очевидно, выживает только в неполной форме. Копия, которую я получил, — нечто нечёткое, с танцующим дождём из шатких абстрактных повреждений плёнки. Как будто краска отслаивается от неё, частично скрывая то, что выглядит великолепной кинематографией, — гораздо более атмосферной, чем можно было бы ожидать от лёгкой комедии».


Джоди Мак. Profile

Британский институт кино рассказывает о творчестве Джоди Мак — американского экспериментального режиссёра и аниматора. Мак, которую регулярно сравнивают со Стэном Брэкиджем, создаёт свои работы на стыке документалистики и анимации, использует коллажный метод и охотно препарирует мюзиклы. В обзоре особенно интересной кажется «Dusty Stacks of Mom» — стоп-моушн-история взлёта и падения магазина постеров мамы Мак, совмещённая с «The Dark Side of the Moon». Хотя и текстильный мюзикл («The Grand Bizarre») — одна из недавних работ Мак — тоже не всегда можно встретить.

«Материалы Мак — преимущественно журналы и обрезки рекламных объявлений — перерабатываются и присваиваются заново, идеализированные образы превращаются в нечто реальнее самой реальности, манипулируемое, но более верное для рассмотрения собственной системности и искренности. Для Мак это своего рода анимация как реанимация…»


Списки

Список просмотренного Стивеном Содербергом за 2019-й
— Фильмы Гая Ричи от лучшего к худшему по версии Rotten Tomatoes
Фильмография Роберта Дауни-младшего, выстроенная по аналогичному принципу
— Грядущие диснеевские премьеры
10 великих работ Джона Форда
10 французских костюмированных фильмов от Британского (огонёк иронии) института кино


Читайте также
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
«Шугар»: секреты Лос-Анджелеса
Стильный нуар про частного детектива-синефила с Колином Фарреллом.
«Память»: магия здесь и сегодня
Когда лозунг «Живи моментом» — не прихоть, а необходимость.
Сандра Хюллер: анатомия выдающейся актрисы
От первых ролей в театре до всемирной славы.
Также рекомендуем
Секрет бодрости Тайки Вайтити, беседа с Абелем Феррарой, любовная история Селин Сьямма и Адель Энель, кое-что о Зои Крав...
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Ден...
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Свежий выпуск (к)инопрессы. Кирилл Серебренников беседует про свою новую работу, Джулия Дюкорно рассказывает про титанов...
Секрет бодрости Тайки Вайтити, беседа с Абелем Феррарой, любовная история Селин Сьямма и Адель Энель, кое-что о Зои Крав...
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Ден...
Виктор Непша подготовил очередной дайджест интересных материалов из иностранной (к)инопрессы. В этом выпуске п...
Свежий выпуск (к)инопрессы. Кирилл Серебренников беседует про свою новую работу, Джулия Дюкорно рассказывает про титанов...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00