От Чёрной Мамбы до Антона Чигура: фильмы о наёмных убийцах

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Старикам тут не место», Miramax Films

10 ноября на Netflix состоялась премьера фильма «Убийца» Дэвида Финчера с Майклом Фассбендером в главной роли. У наёмного убийцы, всегда безошибочно стреляющего в цель, внезапно происходит осечка, из-за которой заказчик объявляет на киллера охоту. Желая обезопасить себя и свою семью, герой сам начинает выслеживать босса и тех, кто стоит за ним. По случаю премьеры фильма кинокритик Валерия Косенко приводит подборку лучших убийц в исполнении первых лиц зарубежного кино — от Алена Делона до Умы Турман.

«Залечь на дно в Брюгге», реж. Мартин Макдона

Кадр из фильма «Залечь на дно в Брюгге», Focus Features

Чёрная комедия о двух заблудших киллерах-неудачниках, вынужденных на время затаиться в небольшом бельгийском городе Брюгге. Наёмные убийцы Рэй (Колин Фаррелл) и Кен (Брендан Глисон) провалили крупное дело в Лондоне, из-за чего их строгий босс Гарри (Рэйф Файнс) отправляет парочку в тихий европейский уголок, где никто не станет их искать. Кен рад внезапному отпуску и коротает дни, любуясь средневековыми фасадами. Рэй изо всех сил пытается выжить в ненавистной глуши, развлекаясь как может: провоцирует неприятности, нападает на туристов, заводит дружбу с карликом, снимающим в Брюгге сюрреалистичный фильм. Мелкие неурядицы осложняются более серьёзной проблемой: по приказу босса один из киллеров должен убрать другого. Задача не из лёгких, учитывая, что двое профессиональных наёмных убийц успели стать друзьями.

«Залечь на дно в Брюгге» — полнометражный режиссёрский дебют одного из самых известных драматургов Соединённого Королевства Мартина Макдоны («Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Фильм — отличный пример сочетания криминального триллера и чёрного юмора. Свой культовый статус картина приобрела благодаря острым репликам, разошедшимся на цитаты, комичным ситуациям, решённым в абсурдистском ключе, а также первоклассному актёрскому составу, к которому Макдона частично вернётся в процессе съёмок фильма «Банши Инишерина».


«Самурай», реж. Жан-Пьер Мельвиль

Кадр из фильма «Самурай», CICC

Классический триллер с Аленом Делоном от самого известного постановщика французских гангстерских фильмов Жан-Пьера Мельвиля. Профессиональный киллер Жеф Кастелло заключает очередной контракт на убийство и отправляется на дело, предварительно обеспечив себе крепкое алиби. Осечки у такого профессионала быть не может, однако им заинтересовывается полиция во главе с опытным комиссаром (Франсуа Перье). Несмотря на безукоризненное алиби и показания свидетелей, комиссар не верит в невиновность Кастелло и устанавливает слежку. Тем временем заказчик убийства недоволен проволочками с полицией и решает, что Кастелло нужно убрать.

«Самурай» — стильный нуарный триллер, подаривший кино образ педантичного, немногословного и, по его словам, никогда не проигрывающего Алена Делона в бежевом тренче с поднятым воротником. Фильм признан образцом послевоенного французского нуара, а сам Жан-Пьер Мельвиль регулярно попадает в топ-листы современных режиссёров от Спайка Ли до Квентина Тарантино.


«Признания опасного человека», реж. Джордж Клуни

Кадр из фильма «Признание опасного человека», Miramax Films

Режиссёрский дебют Джорджа Клуни о телепродюсере, решившем подработать киллером на ЦРУ. Чак Бэррис (Сэм Рокуэлл) — успешный шоураннер, чьи телевизионные программы идут в прайм-тайм и собирают миллионы зрителей по всей стране. Днём Бэррис — икона эпохи игровых шоу вроде «Свидания вслепую», «Гонг-шоу» и многих других, ночью — секретный агент и профессиональный убийца, на чьей совести 33 жертвы. Под наставничеством агента спецслужб Джима Берда (Джордж Клуни) Чак попадает в среду наёмных убийц и с отличием справляется с доверенной работой, истребляя политически ненадёжных граждан во всех уголках Европы. Скрывать скандальную правду становится всё сложнее, однако отказаться от побочной занятости герою проблематично. Со временем становится ясно: среди киллеров завёлся «крот», угрожающий Чаку, а головокружительная карьера шоумена медленно, но верно идёт ко дну.

Фильм стал вольной экранизацией автобиографии известного телепродюсера Чака Бэрриса, признавшегося в своих сочинениях о сотрудничестве с ЦРУ. Список причастных к картине совсем не скромный: помимо Клуни, сценаристом выступил Чарли Кауфман («Вечное сияние чистого разума», «Адаптация»), а продюсером — Стивен Содерберг («Одиннадцать друзей Оушена»). В ролях — сплошь звёздные актёры: Сэм Рокуэлл, Джордж Клуни, Дрю Бэрримор, Джулия Робертс, Рутгер Хауэр, а также самые харизматичные лица массовки — Брэд Питт и Мэтт Деймон.


«Старикам тут не место», реж. Итан и Джоэл Коэны

Кадр из фильма «Старикам тут не место», Miramax Films

Криминальный вестерн, подаривший едва ли не самый запоминающийся образ хладнокровного наёмного убийцы в кино. Техас, 1980 год. Охотник Ллевелин Мосс (Джош Бролин), ветеран Вьетнамской войны, ведёт спокойную жизнь, выслеживая антилоп, пока однажды не встречает на пути гору денег и грузовик с героином. Алчность не позволяет Ллевелину пройти мимо, и, забрав чемодан с деньгами, герой пускается в бега, не подозревая, что киллер-психопат Антон Чигур (Хавьер Бардем), убивающий баллоном сжиженного воздуха, уже дышит ему в спину. Тем временем стареющий шериф Белл (Томми Ли Джонс), любящий размышлять о былом и философствовать на тему всеобщего ожесточения, также ищет Ллевелина, чтобы защитить от невозмутимого наёмного убийцы.

«Старикам тут не место» — адаптация одноимённого романа Кормака Маккарти, изначально появившегося в формате сценария. Несмотря на мрачные интонации, перешедшие из романа, «Старикам тут не место» — не только триллер, но и чёрная комедия, о чём зрителю напоминает наёмник Карсон Уэллс (Вуди Харрельсон). Фильм по сей день выбивается из фильмографии Коэнов не только как одна из самых известных и оскароносных работ, но и как одна из самых нетипичных. Все актёры, играющие в картине, работают с Коэнами впервые. Узнаваемой остаётся тема невозмутимого насилия, исходящая от мужского лица, а также постоянный оператор Роджер Дикинс, работающий с режиссёрами со времён «Бартона Финка».


«Хороший, плохой, злой», реж. Серджио Леоне

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой», MOKEP

Не самый очевидный пример фильма о киллере, однако промысел одного из трёх главных персонажей именно таков. Действие разворачивается на юге США, в годы Гражданской войны. Украдено золото Конфедерации: сначала по приказу заказчика, а потом и по собственной инициативе на его поиски отправляется наш герой — хладнокровный убийца по прозвищу Ангельские глазки (Ли Ван Клиф). Всё, что ему известно, — имя человека, которого нужно найти. Тем временем двое других ковбоев-отшельников — отпетый бандит Туко (Илай Уоллак) и охотник за головами по прозвищу Блондинчик (Клинт Иствуд) — узнают о пропавшем золоте и месте, где оно спрятано. И всё бы ничего, однако есть нюанс, определяющий исход поисков.

«Хороший, плохой, злой» — признанная классика жанра спагетти-вестерна, не постаревшая ни в режиссуре, ни в диалогах, ни в искромётном юморе. Музыку, написанную к фильму выдающимся композитором Эннио Морриконе, знают даже те, кто ни разу не слышал о фильме. То же касается и цитат. Фильм стал третьей совместной работой Серджио Леоне и Клинта Иствуда, прославившегося в роли протагониста картин «долларовой трилогии».


«Киллер Джо», реж. Уильям Фридкин

Кадр из фильма «Киллер Джо», LD Entertainment

Молодой наркоторговец Крис (Эмиль Хирш) крупно задолжал техасским гангстерам. Единственный видимый выход из ситуации — страховка матери, завещавшей всё своё имущество младшей дочери и сестре Криса Дороти (Джуно Темпл). Проблема одна: мать, беспробудно прозябающая в запое, умирать не собирается. Вместе с отцом Крис замышляет страшное: нанять киллера, чтобы тот покончил с матерью. В качестве наёмного убийцы злополучная семейка нанимает бывшего копа — беспринципного и хладнокровного Джо Купера (Мэттью Макконахи). Джо не привык работать без гонорара, а потому в качестве оплаты требует девственность юной Дороти, всю жизнь опекаемой братом. Крису ничего не остаётся, как согласиться на бесчестные условия, не подозревая, что доверяет не тому человеку.

Фильмы, снятые Уильямом Фридкином уже в XXI веке, не привыкли встречать с восторгами. Однако «Киллера Джо», чудом показанного в рамках основного конкурса Венецианского кинофестиваля, встречали стоя бурными аплодисментами. Несмотря на провокационный сюжет и обилие сцен пошлости, крови и неприглядных подробностей, фильм удивительным образом покорил публику — то ли динамикой повествования, то ли эффектными образами, то ли самим фактом, что человек за 70 способен снять нечто подобное.


«Убить Билла», реж. Квентин Тарантино

Кадр из фильма «Убить Билла», Miramax Films

Крупнейший хит, слабо нуждающийся в представлении. Наёмная убийца по кличке Чёрная Мамба (Ума Турман) отошла от дел и ждёт ребёнка. Вот-вот состоится её бракосочетание с возлюбленным, однако роковая трагедия рушит планы на мирное счастье. Некий Билл, чьё лицо откроется зрителю лишь во второй части, вместе с бандой наёмных убийц стреляет в Беатрикс Киддо (Чёрная Мамба), а также убивает её жениха. Девушка выживает, на несколько лет впадая в глубокую кому, пока однажды сознание не возвращается к ней вместе с новой целью: убить Билла. Месть за отнятое будущее даёт Беатрикс сил расправиться с каждым, кто вместе с Биллом отнял у неё любовь и нерождённого ребёнка.

Известно, как сильно Квентин Тарантино любит кино — в том числе не в самых лучших его проявлениях. Фильмы категории B, или «би-мувиз», наряду с признанной классикой составили образование режиссёра-самоучки, тем самым навсегда отпечатавшись на его фильмографии. «Убить Билла», как и культовое «Криминальное чтиво», ярче всего демонстрирует это влияние. Тарантино сочетает японскую культуру манги со сценами из шедевров европейского кино, первый из которых — спагетти-вестерн «Хороший, плохой, злой», в любви к которому режиссёр признавался неоднократно.


«Соучастник», реж. Майкл Манн

Кадр из фильма «Соучастник», Paramount Pictures

Мечтательный парень Марк Дюроше (Джейми Фокс) вот уже шесть лет работает водителем такси в Лос-Анджелесе. Однажды, подвозя клиентку до здания прокуратуры, Марк получает новый заказ от странного мужчины, угрожающего ему оружием. Мужчина в костюме — как всегда элегантный Том Круз в роли наёмного убийцы Винсента. Условие одно: таксист должен доставить своего клиента до пяти пунктов назначения, в каждом из которых находятся потенциальные жертвы киллера. Напуганный Марк вынужден выполнять приказы таинственного пассажира, какими бы опасными и противозаконными они ни были.

Режиссёр Майкл Манн — признанный виртуоз криминального фильма со времён триллера «Схватка», признанного эталонным в своём жанре. Главная сюжетная линия «Соучастника» то и дело мимоходом задевает социальные болевые точки, невольно толкает на рассуждения о терроризме в современном мире. Саспенс и экшен-сцены — не всё, что определяет жанр фильма. С каждой следующей сценой всё больше задаёшься вопросом, триллер это или экзистенциальная драма. «Соучастник» быстро окупился в прокате, а также получил две номинации на «Оскар». На роли в фильме ранее претендовали Адам Сэндлер и Рассел Кроу.

Читайте также
Секс, наркотики и рок-н ролл: лучшие фильмы о рок-музыкантах
Дух панка, хиппи и ленинградский перестроечный андеграунд.
Сериалы октября-23: гид Татьяны Алёшичевой
Сразу два сериала о кухне, детективы и ужасы от Майка Флэнагана.
Не только Чендлер: 5 ролей Мэттью Перри
Нетипичные и типичные роли одного из главных комедиантов кино.
Итоги фестиваля «Послание к человеку»: сомалийская тюрьма и российский цирк
От трогательного драмеди «Фрау» до документалки «Колбаса Митрофана Аксёнова».
Злые духи, опасные путешествия во времени и ужасы взросления: страшные и смешные хорроры к Хэллоуину
Увлекательные новинки жанра, на которые стоит обратить внимание.

Последние новости

Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00