«Аватар: Последний маг воздуха»: да придёт спаситель

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из сериала «Аватар: Последний маг воздуха», Netflix

22 февраля на Netflix состоялась премьера сериала «Аватар: Последний маг воздуха» — лайв-экшен-адаптации популярного мультсериала нулевых. Новое шоу переосмысляет первый сезон «Легенды об Аанге», удивляет эпическим размахом и мрачным фэнтези. Рассказываем, почему история об избранном мальчике, подчинившем четыре стихии, в своё время стала культовой и удаётся ли игровому ремейку передать её суть.

12-летнему магу воздуха Аангу (Гордон Кормье) уготована великая миссия. Он стал новым Аватаром — властелином четырёх стихий, который поддерживает баланс между народами Воды, Земли, Огня и Воздуха и следит за сохранением мирового порядка. Подросток испугался уготованной ему судьбы и покинул Южный храм воздуха на летающем зубре Аппе. В то же время в святилище вторгся безжалостный народ Огня, который уничтожил всех Воздушных кочевников до единого. Сбежавший Аанг же попал в бурю и на сто лет заточил себя во льдах. Век спустя Аватара случайно нашли брат и сестра из племени Воды — Катара (Киавентио) и Сокка (Иэн Аусли). Вместе с новообретёнными друзьями Аанг отправляется в опасное путешествие, чтобы остановить Хозяина Огня и прекратить беспрерывную войну. Аватару предстоит овладеть четырьмя стихиями и пройти множество испытаний ради восстановления мирового равновесия.

Мультсериал о дружбе и спасении мира

В своё время американский мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге» стал настоящей сенсацией. Шоу, созданное Майклом Данте ДиМартино и Брайаном Кониецко, выходило на канале Nickelodeon с 2005 по 2008 год и покорило юных зрителей историей о борьбе за свободу и равенство, преподнесённой в фэнтези-обёртке.


Многие росли вместе с Аангом и его друзьями, которые на протяжении трёх сезонов переживали трансформацию, учились на ошибках, принимали собственные слабости и, несмотря на потери и лишения, стремились к свету.


В «Аватаре» сюжет о спасителе мира переплетался с восточной философией, древними мифами и завораживающей концептуальностью китайских боевых икусств. Для создания фантастического мира, в котором уживались четыре народа (царство Земли, народ Огня, племя Воды и Воздушные кочевники), ДиМартино и Кониецко позаимствовали элементы из китайской, индийской, японской культур, а также традиционного уклада жизни инуитов и юпиков.

Постер сериала «Аватар: Легенда об Аанге», Nickelodeon
Постер сериала «Аватар: Легенда об Аанге», Nickelodeon

С санскрита Avatāra переводится как «воплощение». Образ Аватара происходил из индуистской мифологии, где божества нисходили на землю в материальной форме, в том числе в человеческом обличье, чтобы восстановить равновесие мира. Воздушные кочевники ассоциировались с буддистскими монахами из Тибета и Шаолиня. Народ Огня ориентировался на имперскую Японию. Воительницы острова Киоши выглядели как онна-бугэйся — женщины-самураи времён войны Гэмпэй. Представители царства Земли в совершенстве овладели китайским боевым искусством Хунгар. Люди из племени Воды напоминали коренных американцев, но их плавная манера управления стихией походила на тайцзицюань — китайское боевое искусство без оружия. Более того, легенда о духах Луны и Океана, Туи и Ла, перекликалась с мифом об Инь и Ян. «Аватар: Легенда об Аанге» поражал своей культурной многослойностью и удерживал внимание динамичным повествованием.

Для разговора о необходимости равноправия, ужасах войны, травмах поколений и экологических катастрофах создатели выбрали понятный и увлекательный для детей и подростков формат — приключенческое фэнтези. Сложносочинённая вселенная «Аватара» с удивительными созданиями и духами, магическими противостояниями и неоднозначными героями полюбилась и взрослым. Среди достоинств сериала особенно выделялись инклюзивность, социальная проблематика и сильные женские персонажи. Юная Катара бросила вызов консервативному укладу северного племени Воды и доказала, что имеет полное право обучаться магии наравне с мужчинами. Незрячая девушка Тоф боролась за независимость от родителей, обладала могущественной магией земли и отважно сражалась за своих друзей. В мультсериале нашлось место и для достойной антагонистки. Принцесса народа Огня Азула мечтала о неограниченной власти, страдала от одиночества и постоянно испытывала страх предательства. Главный герой, 12-летний маг воздуха Аанг, в чьём теле воплотился дух порядка Рава, учился управлять четырьмя стихиями, постепенно взрослел, спасал мир, погрязший в ненависти и несправедливости, и верил в торжество гуманизма. Наблюдать за раскрытием способностей и личных качеств мальчика, который нёс тяжёлое бремя, было невероятно интересно.

Игровой фильм — бессмысленный и провальный

Кадр из фильма «Повелитель стихий», Paramount Pictures

Идея снять игровой ремейк «Аватара» впервые пришла кинематографистам в 2007 году. Тогда компании Paramount Pictures и Nickelodeon Movies объявили, что собираются выпустить лайв-экшен-трилогию, основанную на популярном мультсериале. Режиссёрское кресло занял мастер хорроров-перевёртышей М. Найт Шьямалан. Первый фильм серии, «Повелитель стихий» (2010), получил крайне негативные оценки критиков и фанатов «Аватара».

Картину ругали за вайтвошинг (всех персонажей, за исключением принца Зуко, играли белые актёры) и неуважение к оригинальной истории. Картина провалилась в мировом прокате и победила в пяти категориях «Золотой малины». Ни о каких сиквелах после бездарного переосмысления первого сезона мультсериала не могло быть и речи.

К новому игровому ремейку «Аватара» подступились лишь девять лет спустя. Производством сериала занялся Netflix, а исполнительными продюсерами и шоураннерами объявили Майкла Данте ДиМартино и Брайана Кониецко. Ровно через год создатели оригинального «Аватара» покинули проект из-за «творческих разногласий». В итоге шоураннером выступил Альберт Ким, работавший над сериалами «Сонная Лощина» и «Никита». Заявленный каст выглядел убедительно, а атмосфера любимой истории читалась ещё в тизерах. Первый сезон «Аватара» насчитывал 22 эпизода, но Netflix уместил все события в 8 серий.

Каким получился лайф-экшн ремейк Netflix

Кадр из сериала «Аватар: Последний маг воздуха», Netflix

Новый игровой ремейк сразу же удивляет мрачной интонацией. Первый эпизод мультсериала строился вокруг знакомства с центральными героями, Аангом, Катарой и Соккой, а безобидный юмор и непредвиденные курьёзы помогали персонажам на время отстраниться от травмирующего прошлого. Адаптация стартует с чудовищной истории о столетней войне, развязанной Хозяином Огня Созином. Зритель наблюдает за тем, как безжалостный народ Огня устраивает геноцид магов воздуха, среди которых должен был появиться следующий Аватар.

Целый народ истребили из-за параноидального страха одного тирана. Беспощадный правитель Созин опасался единственного, кто мог встать у него на пути к завоеванию мира, — нового мастера четырёх стихий, но Аанг покинул святилище на своём летающем зубре Аппе ещё до нападения на святилище Воздушных кочевников. В мультсериале трагическая судьба магов воздуха выясняется лишь к четвёртому эпизоду, когда герои добираются до опустевшего Южного храма воздуха и юный Аватар узнаёт ужасную правду о гибели своего народа. Авторы ремейка, напротив, хотели погрузить зрителя в реалии фэнтезийной вселенной, охваченной пламенем бессмысленной вражды. С одной стороны, серьёзный контекст и эпический размах сродни «Игре престолов» привлекут новую аудиторию, не знакомую с «Аватаром», но с другой, разочаруют фанатов оригинального проекта.

В мультсериале даже в самые тёмные моменты главная троица, которая пыталась спасти мир от разрушения, надеялась на силу света, а искромётные шутки Сокки спасали друзей от отчаяния. Проект Netflix отрекается от сантиментов подросткового фэнтези и предельно сурово описывает последствия столетнего конфликта, унёсшего тысячи жизней. Забавные пререкания между Соккой и Катарой, которые помогали брату и сестре не впасть в уныние, сводятся к минимуму. Герои выглядят мудрыми не по годам, ответственными и измученными несчастиями.

Кадр из сериала «Аватар: Последний маг воздуха», Netflix

От детского простодушия, которое Сокка и Катара сумели сохранить в мультсериале, не осталось и следа. 12-летний Аанг тоже растерял фирменные непосредственность и озорство, которыми изначально руководствовался, не желая выбирать путь спасителя мира. В сериале главный герой представляется уставшим флегматиком, склонным к рефлексии. Аанг сомневается в том, что способен остановить нацию Огня и прекратить бесконечную войну, что естественно для ребёнка, против воли назначенного «избранным». Но если сомнения героя в его предназначении кажутся более чем обоснованными и делают историю о муках выбора по-философски убедительной, то коммуникация мальчика с друзьями не раскрывается. Завидные солидарность и единство Аанга, Катары и Сокки, которыми так восхищались авторы мультсериала, абсолютно не читаются в игровом ремейке. Герои часто проходят через испытания по отдельности, а из всех передряг брата и сестру вытаскивает юный Аватар. Скорее всего, поверхностное изображение всепобеждающей дружбы троих подростков объясняется желанием шоураннеров охватить как можно больше приключенческих сюжетов из первого сезона и даже замахнуться на ключевые события второго.

Странствие по разным уголкам необыкновенного мира, отражающим самобытность каждого из четырёх народов, встречи с бесстрашными воинами Киоши, безрассудным царём Омашу и жестокими магами огня, исследование мира Духов и кульминационная битва между добром и злом впечатляют ярким колоритом и масштабом. Графические дизайнеры постарались на славу — с визуальными решениями, в особенности с образами фантастических существ и проявлениями магических способностей героев, сериал справляется достойно. От неожиданных появлений Вора лиц Коха, который ассоциируется с Каонаси из «Унесённых призраками», бросает в дрожь, а летающий лемур Момо получился невероятно трогательным и умилительным.


От сцен сражений между магами разных стихий невозможно оторваться — настолько эффектными и захватывающими они вышли. Впрочем, именно в этом динамичном круговороте непредсказуемых поединков и растворяются тёплые отношения Аанга с друзьями.


Кадр из сериала «Аватар: Последний маг воздуха», Netflix

Сюжетный маятник часто качается в сторону народа Огня. Авторы сериала пытаются разобраться в деструктивной природе антагонистов и забывают уделить внимание трансформации центральных персонажей. В игровом ремейке сын авторитарного Хозяина Огня Озая, принц Зуко (Даллас Лю), использует все шансы, чтобы зарекомендовать себя сложным, неоднозначным героем. Иногда возникает ощущение, что именно юный маг огня, а не Аанг, является связующим звеном между эпизодами и протагонистом. Становлению Зуко отводится львиная доля времени. Зритель следит за развитием принца-изгоя, начиная с конфликта с отцом: Озай требует от сына беспрекословного подчинения и принятия. Иными словами, Хозяин Огня воспитывает парня согласно идеалам патриархата. Желание заслужить уважение отца становится для Зуко смыслом существования, и оно же приносит юноше невыносимую боль.

Герой проходит путь от воина, одержимого жаждой признания, до одинокого подростка, разочаровавшегося в собственных идеалах. Как известно из мультсериала, впоследствии Зуко превратится в учителя Аватара, за которым так отчаянно охотился. Дядя принца народа Огня, генерал Айро, заботится о племяннике, но вместо добродушного шутника заявляет себя сложносочинённым героем, который предпочёл фразу «мужчины тоже плачут» токсичной маскулинности. Женские персонажи в сериале, маг Катара, воительница Суюки и принцесса северного племени Воды Юи, обладают внутренним стержнем и проявляют невиданную силу. Но, к сожалению, как и сестра принца Зуко, властная и бессердечная Азула, девушки демонстрируют свои умения и характер не так часто, как хотелось. Отважная Суюки и самоотверженная Юи и вовсе играют роль романтического интереса Сокки.

Сериал «Аватар: Последний маг воздуха» бережно обращается с мифическим наследием анимационного шедевра и великолепно живописует фэнтезийный мир четырёх народов. Путешествие по вселенной, где люди подчиняют себе четыре стихии, а фантастические существа и древние духи (особенно хороши трёххвостая лисица и громадная сова Ван Ши Тонг) служат помощниками и поддерживают баланс энергий, по-настоящему увлекает и завораживает.


Однако магическая атмосфера и блестящие актёрские работы (персонажей играют только азиаты и коренные американцы) не компенсируют отсутствие у проекта души.


Вероятно, зрителям, которые смотрели мультсериал в детстве или услышали о нём впервые, проект Netflix покажется любопытным одноразовым приключением. Преданные фанаты «Аватара» же не найдут в шоу того, за что полюбили историю взросления Аанга. Мир бы ничего не потерял, если бы этот лайв-экшен-ремейк не состоялся. И всё же после колоссального провала фильма Шьямалана новая адаптация «Аватара» — бальзам на душу.

Читайте также
Четвёртый сезон «Настоящего детектива»: тайны на грани весны
Как раскручивается спираль мистического морока и насилия.
«Свет»: трагедия, которая всегда с тобой
Чуткая драма о связи прошлого и настоящего.
Берлинале-74: как гламурному Киллиану Мёрфи удалась роль бедного работяги
Добрая, но небрежная картина открытия фестиваля.
«Американское чтиво» с Джеффри Райтом: горе от ума
Остроумная история о силе стереотипов и трендов.
«Три мушкетёра: Миледи»: времена не выбирают
Свежее прочтение классики под новым углом.
Также рекомендуем
На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на э...
КИНОТВ Зловещий Пол Радд в роли психиатра-манипулятора, неторопливое фэнтези с героикой, но без эротики...
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал...
На Netflix вышла чёрно-белая картина «Малкольм и Мари», в главных ролях — Джон Дэвид Вашингтон и Зендея, на э...
КИНОТВ Зловещий Пол Радд в роли психиатра-манипулятора, неторопливое фэнтези с героикой, но без эротики...
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал...

Последние новости

Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
Боб Айгер обещает выпускать не больше трёх фильмов Marvel в год
Глава Disney ставит на качество, а не количество.
Сэм Харгрейв снимет фильм на основе машинок Matchbox от Mattel
Режиссёр, известный по дилогии фильмов «Тайлер Рейк».
Мишель Йео сыграет в сериале «Бегущий по лезвию 2099»
Продолжении сиквела с Райаном Гослингом.
00:00