Берлинале-74: как гламурному Киллиану Мёрфи удалась роль бедного работяги

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В Берлине проходит 74-й по счёту международный кинофестиваль. Нельзя сказать, что он начался с прилива любви. Раздираем всеми страстями, как и современный мир. Утешает то, что актуальные проблемы находят отражение в кино, в том числе и талантливом. Сусанна Альперина составила для читателей КИНОТВ авторскую программу Берлинале и сама ей следует.

Фильм открытия 74-го Берлинале «Такие мелочи, как эти» (Small Things Like These) Тима Милантса заставил в который раз задаться вопросом: по какому принципу отбирают картины, которыми открываются кинофестивали? Предыдущий ответ автора самой себе — такие, которые не жалко променять на банкет, — не подходил.

Достаточно представить, как кинобомонд, нарядившись, приходит на церемонию открытия в «Берлинале Паласт» и после прохода по красной дорожке оказывается, по сути, на политическом митинге, а затем — в тускло-сером мире маленького ирландского городка 1985 года.

Но по порядку. Перед началом Берлинале сотрясали скандалы: не выпустили в Германию режиссёров иранского фильма; организаторы вначале допустили на открытие представителей одной из политических партий страны, а потом отказали им, из-за чего некоторые вышли с лозунгами и плакатами, в том числе и к дорожке. Только ленивый (но не автор этих строк) не ругал одного из директоров Берлинале Карло Шатриана за его пристрастия в кино. Любит вычурное, навороченное авторское, предпочитая его простому зрительскому.


Шатриан, который находится у руля фестиваля пять лет, и этот год — последний, свой финальный аккорд сделал громким, собрав совместно с содиректором Мариетт Риссенбек самую разномастную программу из тех, которые когда-либо были на этом фестивале.


На пресс-конференции жюри вопросы о политике преобладали над теми, что про кино и искусство. Тем более что судьи Берлинале в этот раз — люди диаметрально противоположных политических взглядов, в том числе и в российско-украинском конфликте. И вот после затянутой и утомительной, хотя и технологически сделанной на высоте церемонии открытия, которой предшествовала довольно нервная и дерганая обстановка, почётные гости окунаются в медитативное кино, в котором нет ярких цветов в принципе. Серое, чёрное, коричневое. Кажется, что угольная пыль оседает над красными плюшевыми креслами «Берлинале Паласт». Дух «Отверженных» Виктора Гюго и произведений Чарльза Диккенса начинает витать в гламурном зале.

Кадр из фильма «Такие мелочи, как эти», Berlinale

Картина «Такие мелочи, как эти» — экранизация книги Клэр Киган, рассказывающей о так называемых приютах Магдалины — монастырях, где воспитывали падших женщин. Такой анонс фильма был довольно интригующим и обещал пикантные подробности, на экране же оказалась довольно ровная и неторопливая история водителя, который развозит уголь таким же беднякам, как и он сам.

Можно сказать, что исполнитель главной роли Киллиан Мёрфи попыхтел над этой ролью, — его герой Билл Фурлонг постоянно вздыхает и пыхтит. Денег нет, семья большая. Работа тяжёлая и безрадостная. Жизнь течёт медленно — есть время наблюдать. В один из дней он видит сцену: мать и отец отдают в монастырский приют девушку — та вырывается и кричит, но никто не в силах ей помочь. В другой день, когда Билл заходит в монастырь отдать счёт, эта же девушка, нарушая все правила, кидается к нему и просит о помощи, но их общению мешают строгие монашки. Далее, накануне Рождества, Билл находит бедняжку в сарае на горе угля, причём та не понимает, день сейчас или ночь, и слаба настолько, что не стоит на ногах. Она сбежала. Билл хочет помочь ей, тем более что история девушки страшна: у неё пятимесячный сын, она не знает, сможет ли увидеться с ним. Таких, как она, — загулявших, изменивших мужьям и так далее — и отдают в «приюты Магдалины» на перевоспитание тяжким трудом. Но что может сделать угольщик — приводит её снова к тем же монастырским дверям. Сёстры во главе с матушкой (Эмили Уотсон) разыгрывают перед ним спектакль, мол, они заботятся о сиротках.


Но Билл понимает, что всё не так: девушки голодают, их эксплуатируют, над ними издеваются. В довершение ко всему, как плату за молчание, матушка даёт Биллу рождественский конверт с подарком — деньгами. Сумма для его семьи столь же велика, сколь необходима.


Жену Билла играет Айлин Уолш, которая словно вылеплена для этой роли. Эта же актриса, кстати, снималась в фильме «Сёстры Магдалины» Питера Муллана 2002 года, который тут, на Берлинале, всё время ставят в пример картине «Такие мелочи, как эти», — он на ту же тематику, но те, у кого хорошая память, утверждают, что гораздо сильнее. Недаром выиграл в своё время конкурс Венецианского кинофестиваля. Жена Билла хочет понять, откуда у мужа такие деньги. Но его душевное состояние не позволяет ему раскрыться перед ней. Дело в том, что девушку зовут так же, как и мать Билла, которая ушла из жизни совсем молодой, в 25 лет, — Сара. Билл был ребёнком, но получил травму на всю жизнь, и происходящее в приюте снова возвращает его к воспоминаниям и даёт возможность посмотреть на себя и свою ситуацию другими глазами.

Авторы четыре раза используют в фильме приём, как Билл, возвращаясь домой, первым делом моет специальной щёточкой от угольной пыли руки, словно смывая всю грязь и негатив этого мира. Однако эта картина, при том что в целом довольно неплоха, демонстрирует пренебрежение к деталям. Например, кожа на руках Билла от щётки ни разу не покраснела. Или такая «мелочь»: девушка, которая не могла в подвале стоять на ногах, потом довольно бодро идёт, и такие примеры можно продолжить.

Кадр из фильма «Такие мелочи, как эти», Berlinale

Почему всё же «Такие мелочи...» выбраны фильмом открытия Берлинале в 2024 году? Первое — у картины сильные голливудские продюсеры. Среди них Мэтт Дэймон (приехал в Берлин и «звездил» на дорожке вместе с Киллианом Мёрфи, как положено большому профессионалу) и Бен Аффлек. Примечательно, что компания-производитель картины называется Big Things Films, а фильм — Small Things... В этом есть тонкий кинематографический юмор. Киллиан Мёрфи — исполнитель главной роли — вот-вот получит «Оскар», по мнению многих, с «Оппенгеймером», где также сыграл основного героя. И как раз во время Берлинале получил британскую премию BAFTA. Большая звезда международного масштаба на дорожке, на открытии фестиваля — обязательное условие его успеха.

Однако есть и ещё одна причина, и она куда более убедительна. Нотка доброты и сердечности, которая может проснуться в каждом человеке, пусть он даже водитель-угольщик из маленького городка. Толика добра, возмущения от несправедливости (одна из самых сильных сцен в фильме — когда герой Мёрфи не может найти себе места, оттого что мир несовершенен), попытка хоть самому как-то изменить мир, хотя и непонятно, к чему она может привести, — так в книге, так в фильме. Но хотя бы шаг в этом направлении. На Берлинале всем бы это не помешало, как и за его пределами.

Читайте также
«Американское чтиво» с Джеффри Райтом: горе от ума
Остроумная история о силе стереотипов и трендов.
«Три мушкетёра: Миледи»: времена не выбирают
Свежее прочтение классики под новым углом.
Наказание без преступления: рецензия на триллер «Правда»
Про бездну злодеяний и безнаказанность преступников.
Красота в глазах смотрящего: «Идеальные дни» Вима Вендерса
Созерцательная драма, ознаменовавшая возвращение классика.
«Детка»: в поисках свободы
Воссоединение матери и дочери, которые не знали друг друга.
Также рекомендуем
Сегодня открывается 68-й Берлинский кинофестиваль. Кино ТВ представляет экскурс в историю киносмотра прямо с места событ...
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
Роман в жанре фэнтези английского писателя японского происхождения про средневековую Англию.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Сегодня открывается 68-й Берлинский кинофестиваль. Кино ТВ представляет экскурс в историю киносмотра прямо с места событ...
Берлинский фестиваль развивается в формате фейсбучного дискурса. Отдав первый день 
политическому манифесту в картинках...
Роман в жанре фэнтези английского писателя японского происхождения про средневековую Англию.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00