«Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ века. Что это такое и почему нам всем стоит его посмотреть, рассказывает Зинаида Пронченко.

Париж, 1930 год. В одном из прокуренных кабаков Монмартра выпивает богема. Разговор привычный: такой-то что-то снял/написал/сочинил, а кто ж тогда гений, если не Дали? Среди этих несчастных, псевдоинтеллектуалов с сигаретой наперевес, что всю жизнь скребут и переворачивают себе душу в поисках философского камня (а он, разумеется, прячется на дне бутылки с пастисом) восседает монашка. Точнее, ряженый в bonne soeur корпулентный мужчина с иссиня-чёрными волосами. Он мрачен, славословия в адрес Дали ему совсем не по нраву. Его зовут Луис Бунюэль, он лучше Дали, недурно боксирует и всегда носит с собой револьвер. На днях состоялась премьера его картины «Золотой век», и теперь он в опасности. Оскорблённые богохульственными выпадами верующие бросаются на автора скандального фильма прямо на улице. А мать продюсера виконта Шарля де Ноай доехала до папы в Ватикане, чтобы положить конец проказам сюрреалистов.


Режиссёр анимационной ленты «Бунюэль в лабиринте черепах» Сальвадор Симо взялся, наверное, за один из самых сомнительных и в то же время увлекательнейших эпизодов истории мирового кинематографа. Сказ о том, как мастер сомнамбулических перверсий Бунюэль в документалистику ходил, не смысля ни черта в этнографии с антропологией.

В 1927 году Бунюэлю попалась книжка французского учёного Мориса Лежандра о высокогорной области Испании, Лас-Урдес, беднейшем регионе страны, в котором люди живут хуже, чем дикие животные. На «капричос» злодейки-судьбы и разный социальный макабр типичный представитель зажиточной буржуазии Бунюэль с младых ногтей смотрел из окна частного автомобиля. У Симо пунктиром даны детские травмы, куда ж без них: строгий папа, странная мама, анималистические фобии родом из Фрейда, но перебивающиеся с хлеба на воду соотечественники интересовали Луисито всегда чуть меньше парижских мод. В бинарной оппозиции этика vs эстетика, а также искусство или смерть он выбирал себя и свои творческие амбиции. Примо де Ривера, Альфонсо XIII, республиканцы — всё едино, главное, чтобы адепты той или иной политической идеологии спонсировали его фильмы. Как, например, анархист Рамон Асин, предложивший на лотерейный выигрыш отправиться в экспедицию в Лас-Урдес и воспеть гордое автохтонное население, сделать из этнографической зарисовки революционный манифест: даёшь реформ и субсидий!


Результатом этого колониального приключения стал печально известный фильм «Земля без хлеба» (очень скоро запрещённый Франко), наивное морализаторство и эксплуатация обездоленных в высоких художественных целях. Некоторые сцены в кичащейся правдивостью «Земле без хлеба» — внаглую постановочные. Так, неприемлемую по нынешним вегетарианским временам жестокость в адрес диких коз и домашних петухов (первых стреляют, чтобы они покатились красиво в пропасть, вторым отрывают головы не зверской традиции ради, а метафоры для) Сальвадор Симо высмеивает самым остроумным образом. Сюрреализм не столько на экране, сколько за кадром. Впрочем, современная критика буржуазного пса Бунюэля больше отталкивается от клише про «белых и привилегированных», чем от классической левацкой повестки. Это необходимая спекулятивная плата за вполне себе обоснованный ревизионизм.

Главное же в «Бунюэле в лабиринте черепах», конечно, то, что лишь анимации, да ещё такой визуально расхлябанной, под силу тягаться в образности с параферналией отцов-основателей сюрреализма. И там, где, допустим, Джулиан Шнабель со своим позорным «Ван Гогом» или Флориан Хенкель фон Доннесмарк с непотребной «Работой без авторства» о Герарде Рихтере сели в лужу, Симо выходит сухим из воды. А контрастное сопоставление мира нарисованного (и буквально, и фигурально) с документальными врезками из «Земли без хлеба» лишь утверждает автора «Бунюэля в лабиринте черепах» в почётном статусе прямого наследника своего героя.

Читайте также
«В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
«Лус»: тёмная материя
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об эстетских ужасах и нестандартно...
«Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?
Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрите...
Поэзия измов: все в восторге от нового «Мартина Идена»
В Венеции представили экранизацию «Мартина Идена» Джека Лондона — любимого английского романа всех русских людей старше 35. Автор картины отвечает нам взаимно...
«Коко-ди Коко-да»: страх и ненависть в лесу
В российский прокат вышел «Коко-ди Коко-да» — скандинавский фантазм, балансирующий где-то между хоррором и абсурдом. Алексей Васильев критикует картину в...
«Капкан» — новый хоррор от автора «Пираний»
В российском прокате тихо существует новая картина Александра Ажи («Пираньи 3D», «Девятая жизнь Луи Дракса») «Капкан» — странноватый хоррор, прослав...
Также рекомендуем
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магичес...
На российском «Кинопоиске HD» вслед за британским BBC One и американским Hulu вышел мини-сериал «Нормальные люди» — экра...
Фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера был показан в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и моме...
На Netflix вышла драма о смерти новорождённой девочки и тяжёлом переживании трагедии родителями реб...
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магичес...
На российском «Кинопоиске HD» вслед за британским BBC One и американским Hulu вышел мини-сериал «Нормальные люди» — экра...
Фильм «Меланхолия» Ларса фон Триера был показан в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и моме...

Последние новости

Джон Уоттс дал совет будущему постановщику «Человека-паука 4»
Режиссёр посоветовал отказаться от части практических эффектов.
Российская премия «Ника» объявила лауреатов за 2022 и 2023 года
Дата церемонии вручения станет известна позднее.
«Каскадёры» не показывают выдержки в прокате
Лента продолжает проваливаться на второй неделе после премьеры.
Смотрим трейлер последнего фильма Жана-Люка Годара
Короткометражную картину постановщика покажут на Каннском кинофестивале.
«Планета обезьян: Новое царство» стартовала в мировом прокате со 129 миллионов долларов
В американском бокс-офисе лента показала второй лучший результат для франшизы.
Джордж Миллер — не фанат диалогов
По мнению режиссёра, они замедляют темп повествования.
Джордж Миллер не против заняться постановкой «Тора 5»
Режиссёру понравилось работать с Крисом Хемсвортом.
00:00