Долгая командировка в «Минамату»: Джонни Депп в поисках правды 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в рамках фестиваля американского кино Amfest. «Минамата», картина, основанная на реальных событиях, повествует об экологической катастрофе, случившейся в 1970-е в прибрежном городе Японии, и о фотографе, который всеми силами пытался запечатлеть правду. Вера Гиренко заранее предупреждает, с каким настроем стоит смотреть эту картину, хвалит визуальный ряд и рассказывает историю героя Джонни Деппа. В широкий прокат лента выйдет 19 ноября. 


Сразу оговоримся. Это очень морализаторское кино, в основу которого заложена достаточно наивная картина мира: он чётко поделён на «чёрное» и «белое», «хорошее» и «плохое», «доброе» и «злое». В рамках этого мировоззрения живут не только персонажи фильма, но и его создатели. Они все объединены поиском правды, которая приравнена к добру. Только после этих концептуальных уточнений двухчасовая «Минамата» выносима и местами даже приятна для просмотра. 

Правдоискательство начинается уже на уровне сценария. Фильм основан на реальных событиях. Он рассказывает подлинную (насколько это возможно в кино) историю последней командировки американского фотожурналиста Уильяма Юджина Смита, известного своим крайне субъективным подходом к созданию снимков. 

Смит прославился во время Второй мировой войны, когда, участвуя в военных действиях на передовой с Японией, делал шокирующие по градусу правдивости фотографии. После этого он надолго прекратил работу и практически стал затворником. Пока в начале 1970-х годов из-за задания редакции журнала Life не вернулся в профессию, чтобы запечатлеть последствия ртутного отравления жителей японского промышленного города Минаматы. Построенные там химические заводы компании Chisso почти полвека сбрасывали отходы в местный залив. В результате горожане стали страдать недугом, который в 1956 году получил название «болезнь Минаматы». Её симптомы были широко известны: нарушение моторики, деформация конечностей, ослабление зрения и слуха, в худших случаях — паралич. 


Для разочаровавшегося в жизни престарелого алкоголика Смита эта командировка — последний шанс воскресить для себя профессию, при помощи которой, как он утверждал, можно изменить жизнь людей к лучшему. Джону Деппу не в первый раз пришлось играть творческую одержимость на алкогольных парах. Такие персонажи в его фильмографии уже были в «Ромовом дневнике» и «Тайном окне». Только вот в этот раз, если верить «глянцевой» прессе, подобное амплуа как никогда близко к реальному состоянию актёра, который в «Минамате» выступил ещё и в качестве продюсера. 

Для Смита поиск спасительной правды состоит в том, чтобы в очередной раз ценой потери душевного покоя через фотографии выразить своё отношение к происходящей несправедливости. Экзотичный, замкнутый и хрупкий мирок жителей Минаматы мы видим через восприятие профессионального фотографа и — «глазами» французского оператора Бенуа Деломма. Благодаря съёмке ручной камерой, которая делает изображение похожим на хронику, локальная экологическая катастрофа Минаматы становится глобальным гуманитарным фиаско. Драматизма истории придаёт стыковка игровых и документальных кадров.

Визуальная кульминация фильма вызовет восхищение у эстетов и западного, и ориенталистского толка. Ключевая фотография, сделанная в Минамате для журнала Life, — «Томоко Уэмура в её ванной комнате», где мать моет обезображенную дочь, — напомнит и о ключевом для Европы религиозном сюжете «Пьета», и о восточном парафразе на него, снятом южнокорейским режиссёром Ким Ки Дуком в 2012 году. 

«Минамата» претендует на почти публицистическую объективность. Если устами жертв говорится, что все мы так или иначе — жертвы прогресса, то палачи (руководство завода) констатируют: опасные для жизни химикаты давно стали нормой в нашей жизни. Они входят в состав пластика, удобрений, да и фотоплёнки, на которую снимался знаменитый репортаж Смита, — так что мы все пособники экологического преступления в Минамате, а также всех предыдущих и последующих. 

Главный недостаток картины состоит в том, что в погоне за правдивостью её создатели, кажется, забыли, что даже серьёзное кино — это всего лишь кино, которое должно быть интересным. С «Минаматой» это случилось не целиком. Она хороша частями, но вообще — производит впечатление затянутого и не вполне внятного зрелища. 

Кстати, примерно такой же упрёк получила и первая лента режиссёра Эндрю Левитаса. В предыдущей работе он также обратился к достаточно спорной гуманитарной проблеме. Драма 2014 года «Колыбельная» была про эвтаназию. В основе той работы лежала всё та же «чёрно-белая» картина мира и простая идея. Смерть одного человека, как и смерть многих, — результат личного морального выбора между добром и злом.


Читайте также
Картина «Ведьмы» Роберта Земекиса: иногда они возвращаются 
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экрана в 1989 году. Николас Роуг в своём ф...
Картина «Опасный элемент»: радиоактивная мадам
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вновь основанной на графическом романе,...
Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на сервисе Apple TV+ вышла новая картина Софии...
«Бульварная история с шутками и прибаутками»: сериал «Шерлок в России»
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошителя в Петербурге. Татьяна Алёшичева...
Глубокое промо: премьера фильма Михаила Сегала «Глубже!» 
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) отыскав народное торжество. Михаил Сега...
«Суд над чикагской семёркой»: большой американский фильм
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёркой». Максим Ершов объясняет, почему у&n...
Также рекомендуем
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Де...
Максим Ершов рассказывает об укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме

Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
С сегодняшнего дня в российском прокате (недолгом, впрочем) японский визионерский мультфильм Аюму Ватанабэ «Де...
Максим Ершов рассказывает об укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
00:00