«Джейн глазами Шарлотты»: «это просто предлог, чтоб смотреть на тебя»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Джейн глазами Шарлотты»
«Джейн глазами Шарлотты»

Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин. А мы, сторонние наблюдатели, любуемся двумя женщинами из разных эпох, одна из которых уже и сама стала целой эпохой. «Джейн глазами Шарлотты» — удивительное документальное кино, в котором артишоку уделено больше экранного времени, чем Игги Попу. Подробно о картине рассказывает Максим Семеляк.

Фильм снимался без особого сценария (о чём его создательница Шарлотта честно предупреждает в кадре), и это, в общем, чувствуется. Отсутствие фигуральной драматургии скрашивается пристальностью и пристрастностью режиссёрского взора — собственно, это и есть фильм про взоры и про любовь как форму любования.

«Джейн глазами Шарлотты» начинается с гастрольной хроники из Токио (в Японии, кстати, частенько перепевали песни Генсбура), и идея кино проговаривается на первых минутах: находиться с камерой перед тобой — это просто предлог, чтоб смотреть на тебя.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Дежурные закулисные хроники с их рассуждениями о страхе сцены и репетицией песни Ballade de Johnny Jane с оркестром сменяются домашними элегиями, и деловито промелькнувшему Игги Попу в фильме в итоге уделено меньше экранного времени, чем свежекупленному артишоку, крупный продолжительный план которого, несомненно, заслуживает места в истории кинематографа.

Биркин отправляется с внучкой на рыбный рынок, возится на кухне, выбирает имя для щенка, режет персики, пьёт вино на холодном пляже за деревянным столом, жалуется на то, что врачи почему-то ей запретили есть именно севильские апельсины, и говорит о завещании.


Некоторые параллели с другими документальными материнскими портретами, например, «Недомашним кино» (2015) Шанталь Акерман, провести можно, однако фильм Ш. Г. при всей его кротости — это более сконцентрированное и светское зрелище просто в силу своих персоналий.


Мы наблюдаем двух звёзд из двух эпох, чьё излучение имеет принципиально разную природу, однако само их присутствие в кадре формирует реальность, всё же отличную от нашей, какими бы скромнягами-артишоками они себя ни окружали.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

В этом фильме Джейн Биркин из красивой бирки эпохи на глазах сама превращается в эпоху. Она описывает тот возрастной момент, когда становится все равно, как ты выглядишь, — даже если лицо у тебя делается как колено у слона.

Из фильма следует, что в обмен на утрату красоты приходит неподвластное взору величие. Из него также следует, что сколько бы в жизни Шарлотта ещё ни сыграла и ни спела и какой бы Ларс ни поставил её в центр своих фантазий, мать со взором лани и телом лани всегда будет для неё далеко впереди, в прошлом, которое в принципе невозможно превзойти. Когда они обнимают друг друга, дистанция между ними проявляется будто бы ещё острее — кино приобретает почти бергмановское измерение семейной недоговорённости (это, кстати, касается и самого производства: мать, проглядев первые свои откровения, зафиксированные дочерью, отложила съёмки фильма на два года).


Мы вновь углубляемся в том числе и в разные формы любования: наружная Джейн — девушка с обложки, с разворота, с календаря на все времена, тогда как скрытая Шарлотта заключает в себе то, что Достоевский называл тайной нравиться без красоты.


То, что мучает дочь (например, позировать для фотосессий), то обожала мать, и из них двоих дочь первая замерзает на ветру, физическую боль переносит хуже, и вообще главная её закадровая просьба к матери, бредущей под синим небом, — научить её жить.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Лучшая часть фильма фиксирует их совместный (после тридцатилетнего отсутствия Джейн) визит в мумифицированную генсбуровскую квартиру на рю де Верней — в этой сцене тоже есть что-то бергмановское, похожее на эпифанию в волшебной лавке старого еврея из «Фанни и Александра». Из квартиры принципиально ничего не выбрасывается — вплоть до отработанных батареек и гниющих в холодильнике шоколадок, всё в точности как было при хозяине, разве что банка сардин взорвалась, не выдержав гнёта лет.

Белые туфли Repetto, пачка «житана», скульптура Клода Лаланна «Человек с капустной головой» (бонжур, артишок), подарочная дымовая труба, выдохшиеся духи,

русская деревянная ложка, банановое пюре, гобелен со сценами пыток, по-парижски крошечная кухня — таковы воспоминания на ощупь («Как в Помпеях», — замечает Джейн, стоя при этом у портрета Бардо).

Про самого хозяина жилплощади на рю де Верней, кстати, в фильме говорят сравнительно немного — мать Шарлотты жалуется, что в молодости они с Генсбуром очень жаловали алкоголь со снотворным, но если с питьём ей с тех пор удалось подвязать, то таблетки с ней и поныне. Кроме того, Генсбура, видите ли, забавлял тот факт, что весь день она, как правило, ходила голая, а спать ложилась неизменно в пижаме или укутанной во что-нибудь. «Я так любила твоего отца, что сделала бы из него чучело и усадила на кресло в кухне», — признаётся в одном эпизоде Джейн Биркин.

Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»

Сохранность и беззащитность в этом фильме предстают синонимами. Точнее, двумя сторонами монеты, вышедшей из обихода. Точнее, ближайшими родственниками, подобно героиням, объединённым общим стремлением к тому, чтобы ничего не менялось, — даже тогда, когда, как выражалась сама Биркин в позднем фильме Риветта, поздно крыльями махать.


Любящего взгляда никогда не хватает — свет уходит, как на всякой натурной съёмке, и перед смертью не насмотришься. Некоторое спасение нам дано в тактильных ощущениях, и потерявшая старшую дочь Биркин выписывает единственный рецепт — в зеркале себя уже не узнаёшь, но когда дотрагиваешься до губ, понимаешь, что это всё ещё ты.


Джейн и Шарлотта лежат в одной постели, меряются ростом и сравнивают разнообразные контактные ощущения. Джейн, в частности, вспоминает о давнишнем желании прикоснуться к обнажённой груди своей взрослеющей дочери — воспоминание достаточно неблагонадёжное по нынешним запретным временам (особенно если ещё вспомнить, как папаша некогда придумал выставить малолетнюю Шарлотту на всеобщее обозрение с песней «Лимон инцест»).

В целом же это кино — о возможности коснуться взглядом на пути к окончательной утрате и поисках чего-то осязаемого на расстоянии вытянутой руки, чего-то, за что можно ещё зацепиться, — будь то севильские апельсины, скульптурная голова-капуста или артишок в пол-экрана.

Читайте также
Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес в комедии об изнанке мира кино.
«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Фильм «В ритме ча-ча-ча»: плюсы и минусы зрительского хита «Сандэнса»
Юлия Салихова рассказывает об основных сюжетных линиях второго полнометражного прое...
Фильм «Невидимый мир»: детство, отрочество, буллинг
Ксения Реутова рассказывает о том, как скромное кино смогло достучаться и до детски...
Фильм «Волк» про видовую дисфорию: пойми меня, если сможешь
Джордж Маккэй несправедливо заперт в человеческом теле.
Также рекомендуем
В Каннах показали «Холодную войну» — чёрно-белый фильм польского режиссёра Павла Павликовского, участвующего в основном...
«Король улиц», реж. Элиас Белькеддар, 2023/Capella FilmВ российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Бель...
6 июля стартует 74-й Каннский кинофестиваль — одно из главных кинособытий года. Из-за формальной отмены прошлогоднего см...
Максим Ершов делится впечатлениями от картины
В Каннах показали «Холодную войну» — чёрно-белый фильм польского режиссёра Павла Павликовского, участвующего в основном...
«Король улиц», реж. Элиас Белькеддар, 2023/Capella FilmВ российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Бель...
6 июля стартует 74-й Каннский кинофестиваль — одно из главных кинособытий года. Из-за формальной отмены прошлогоднего см...
Максим Ершов делится впечатлениями от картины

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00