Фильм «Клон»: санденсовская фантастика о смертельной битве двойников

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Клон»

В российский прокат вышла картина «Клон» Райли Стернса, режиссёра фильма «Искусство самообороны». Рассказываем, чем нам понравилась новая работа Стернса и чему в этот раз зрителя учит Аарон Пол.

Господин Голядкин хотел закричать, но не мог, — протестовать каким-нибудь образом, но сил не хватило. Волосы встали на голове его дыбом, и он присел без чувств на месте от ужаса. Да и было от чего, впрочем. Господин Голядкин совершенно узнал своего ночного приятеля. Ночной приятель его был не кто иной, как он сам, — сам господин Голядкин, другой господин Голядкин, но совершенно такой же, как и он сам, — одним словом, что называется, двойник его во всех отношениях.

Фёдор Достоевский. Двойник

В повести Фёдора Достоевского титулярный советник Яков Голядкин однажды обнаруживает, что в жизнь его проник двойник. Такой же Голядкин поначалу вызывает у оригинала симпатию, но чем дальше заходит знакомство советников, тем яснее становится, что клон вполне может выдавить первоисточник из рутины, полностью заменив его. В царской России прошлого явление двойника — экстраординарная погрешность, в мире будущего режиссёра Райли Стернса клоны — часть общества.

Кадр из фильма «Клон»
Кадр из фильма «Клон»

Сара (Карен Гиллан) — молодая девушка, она страдает от гиперопеки матери, ставящей дочери в укор редкие звонки, пытается сохранить отношения с парнем, который уехал в командировку и выказывает некоторое пренебрежительное отношение к их видеовстречам. По вечерам Сара залипает на порно и с равнодушием наблюдает за тем, как её окутывает рутина. Но в один из дней врач объявляет девушке, что она смертельно больна, шансов на излечение практически нет, так что самое лучшее, что может сделать Сара, — рассказать всё родным и подготовиться к смерти.


Для тех обречённых, кто горько переживает за то, как с потерей справятся их близкие, научный прогресс предлагает заботливый выход — клонирование. Двойник проведёт со своим оригиналом несколько дней, чтобы аккуратно и усердно перенять все привычки, выучить интонации, интересы, предпочтения, а когда пройдёт тяжёлая минута прощания, займёт место заказчика.


Процедура распространённая, надёжная и гарантирующая успех, хотя судить о результатах придётся уже не Саре, а её парню и матери. Девушка соглашается. И уже через несколько дней знакомится со своим двойником.

Сара 2.0 за работу берётся с обещанной кропотливостью: приглашает парня на свидание, планирует их первый секс, за спиной у героини созванивается с её матерью и окончательно влюбляет в себя близких. Кажется, что горевать те точно не будут, когда болезнь Сары разрушит её организм. Беда лишь в том, что небольшой процент на выздоровление всё ж взял своё — у девушки ремиссия. И по закону теперь результат смертельной дуэли определит, кто из двух версий Сары останется жить.

Кадр из фильма «Клон»
Кадр из фильма «Клон»

«Клон» Райли Стернса предлагает зрителю ошарашивающую концепцию того, что в его кинематографическом мире оригинал, человек-первоисточник имеет не больше прав, чем его двойник. Ведь, по сути, что даёт ему преимущество? Количество прожитых лет? Факт существования? Обе девушки обладают схожими воспоминаниями, пристрастиями, чертами характера, страхами и мечтами. Клон Сары жаждет жить и получить самостоятельный опыт, так почему она должна быть лишена такой возможности, если на поверку окажется лучше оригинала? Она чаще звонит матери, внимательнее к своему парню, умеет окружить близких заботой, в отличие от настоящей Сары. Всем было бы лучше, уступи первая своё место.

Вот только героиня, лишившись своей прежней жизни, выстроила себе новую, в которой ей не нужно испытывать угрызения совести из-за постоянных упрёков матери, а также переживать о том, что она недостаточно хороша для своего идеального парня. В жизни 2.0 Сара с успехом овладевает оружием, приводит тело в идеальную форму, воспитывает уверенность и культивирует своё право на существование. 


Но, самое главное, если у Достоевского Голядкин искренне желал вернуть своё, то Саре вовсе не хочется возвращаться к той точке, в которой мы встретили девушку в начале фильма.


В «Клоне» удивительно безэмоциональный и обворожительный Аарон Пол будет учить Сару, каким видом оружия легче обездвижить, оглушить, шокировать и изувечить соперницу. Их тренировки будут проходить не по системе голливудских боевиков с нарезкой кадров под бодрую музыку. Это процесс безжалостный и нацеленный на привыкание к самой мысли о насилии и убийстве. Саре должно быть не страшно, не боязно и не жалко уничтожить ту, кто покушается на её жизнь.

Кадр из фильма «Клон»

Но сама дуэль, хоть и кульминационный элемент повествования, вовсе не центральная тема рассуждения режиссёра. Недовольство близкими оригинальной Сарой выливается в то, что не клон, пользуясь возможностью, решает заменить им их дочь/девушку, а они углядели в Саре 2.0 шанс изменить и свои жизни тоже. Свежий старт, и на этой дистанции не будет прошлых ошибок. Но только клону, впитавшему в себя личность оригинала настолько, насколько это возможно, ещё предстоит понять и осознать, почему главная героиня в конечном итоге с таким рвением решает вырваться из своей рутины.

Читайте также
Фильм «Улей»: как тихая драма из Косово покорила мирового зрителя
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
Якутский фильм «Нелегал»: вечный странник
Новая работа якутского режиссёра Дмитрия Давыдова, автора феноменального «Пугала».
Рецензия на анимационный фильм «Где Анна Франк»: дневник памяти
Максим Ершов делится впечатлениями от картины
«Сияющие»: Элизабет Мосс в сериале о сверхъестественном газлайтинге
Экранизация криминального триллера Лорен Бьюкес.
«Пост Мортем»: улыбнитесь, сейчас вылетит призрак
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Рецензия на фильм «Этот новый мир» — это всё ещё не конец света
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про неверо...
Также рекомендуем
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
«Чон-и», реж. Ён Сан-хо, 2023/NetflixВ российском прокате — сразу два фильма про роботов: канадский сай-фай-триллер «Бол...
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
«Чон-и», реж. Ён Сан-хо, 2023/NetflixВ российском прокате — сразу два фильма про роботов: канадский сай-фай-триллер «Бол...
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00