Кладбище домашних животных: Погладь кота

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышла повторная экранизация одного из главных хорроров Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» — ровно через тридцать лет после первой. Татьяна Алёшичева рассказывает об очередной
киноадаптации романа.

Стивен Кинг — самый экранизируемый литератор из ныне живущих, это непреложный факт. Из него вытекает и следствие: поскольку корпус его произведений не бесконечен, то одни и те же лучшие романы будут адаптировать снова и снова, что твоего Шекспира. И время от времени новые экранизации будут получаться как минимум не хуже прежних, что считаются классическими. В такую поп-культурную классику за минувшие тридцать лет превратился и не самый лучший на свете фильм 1989 года, снятый Мэри Ламберт. Для неё это был первый в карьере полный метр — она специализировалась на музыкальных клипах. Зато дружила с почитаемой Кингом группой Ramones и небезуспешно заменила в режиссёрском кресле взявшего самоотвод Джорджа Ромеро. Её не хватавшая звёзд с неба, но добротная постановка так хорошо заработала — даже не в кинотеатральном прокате, а во вторичном, на видеокассетах — что для Ламберт нашлись деньги и на сиквел. Он, впрочем, провалился.


Как показал бешеный успех повторной экранизации великого и ужасного романа «Оно», которая в 2017 году в двадцать раз окупила в прокате свой бюджет, каждому поколению нужен свой Кинг. И дело не в аккуратном воспроизведении канона — новым адаптациям не только не нужно, но и нежелательно следовать за прежними след в след. Под бдительным оком Кинга в сюжете «Кладбища» кое-что изменили — и новый фильм вышел, пожалуй, даже лучше прежнего.

В роли доктора Луиса Крида, который смертельно устал от сутолоки большого города и решил поселиться с семьёй в деревенской глуши на лесной опушке, снялся австралиец Джейсон Кларк — на первый взгляд не слишком видный мужчина. Но чем дальше в лес, тем чаще его заострённый профиль в самых трагических сценах — в лесном тумане и на фоне огненных сполохов — напоминает о молодом Марлоне Брандо. Купившие дом в городишке Ладлоу Криды получают в придачу пятьдесят акров леса — участок, откуда ушло древнее индейское племя, считая его проклятым, и где обнаруживается старое кладбище домашних животных. На нём местные детишки закапывают в землю своих питомцев, совершая без участия взрослых зловещий ритуал: похоронная процессия маленьких могильщиков в масках животных медленно движется сквозь лес под барабанную дробь — это один из самых поэтичных и запоминающихся моментов фильма. В новом «Кладбище» всё пропитано этой зловещей поэзией, мрачной туманной готикой умирания и недоумения живых перед самим фактом смерти. Жуткие грузовики, как маятники судьбы, проносятся по шоссе так быстро, что кажется, будто померещилось, но в глазах остаётся след.


Заплутавший между жизнью и смертью мужчина, которому не хватило воображения понять, что за финальной чертой есть что-то ещё, несёт по лесу девочку в белом платье, пересекая зыбкую границу между уютом и небытием. Вернувшаяся из леса девочка с бледным лицом и страшными глазами, лежащая на кровати, как мёртвая Офелия в воде, говорит, что теперь деревья шумят не снаружи, а у неё внутри. Этой киногении в фильме гораздо больше, чем пресловутых «бу-моментов» — грубого приема хорроров, которые раздражают гораздо больше, чем пугают. Точнее, новому «Кладбищу» удалось обойтись почти без них — все скрипы и шорохи, паузы и медленные проходы по дому, полному тёмных углов и зловещих теней, тщательно выверены и не бьют обухом по голове, а обволакивают ожиданием чего-то неотвратимого. Здесь, конечно, собрана классическая коллекция киношных страхов: враждебный дом, призрак с торчащим наружу мозгом, жуткий кухонный лифт, куда люди проваливаются, чтобы поломаться, как куклы, ужас перед физической деформацией тела, субъективный взгляд на жертву глазами твари, желающей напасть. Но, в пику стандартным хоррорам, где есть лишь сюжет о происхождении зла из самых разных источников, но, как правило, нет несущей конструкции, идеи о мироустройстве и вере, здесь она есть и прописана очень чётко.


Вот занятный сюжет о том, как взрослый мужчина волей случая похоронил сбитого грузовиком кота в неправильной, прокисшей земле, а тот возьми и явись с того света злобной, шипящей и вонючей тварью. Мужчина был доктор, всё понимавший про живой организм и ничего — про смерть. И на самом деле его история — про наущение атеиста. Про ход мыслей рациональных людей, что верят лишь в материю, не осенённую духом, и в то, что «смерть это нормально», а после неё ничего нет. А в критический момент великого страдания, вдруг обнаружив, что за гранью жизни что-то мерцает, вместо веры обрушиваются в самое дремучее суеверие. И ночью, когда воют волки, мы прислушаемся — и услышим его крик, как пела когда-то группа Ramones.

Читайте также
Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года
На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и ...
«Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
«И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
«Время возмездия»: старомодные развлечения Николь Кидман
В российском прокате хмурый детектив и «история одной женщины» одновременно — «Время возмездия» победительницы «Санденса» Карин Кусамы. Об ...
«Vox Lux»: глас популистский
С 7 марта в прокате амбициозный фильм о всех проблемах XXI века тридцатилетнего Брэди Корбета («Детство лидера»), участвовавший...
Также рекомендуем
Чернокожая Анна Болейн, ещё один Локи, новая экранизация Стивена Кинга и Тарковский по-исландски: в традиционной ежемеся...
В апреле вышла целая обойма новых сериалов, которым можно уделить время на длинных майских выходных. В тр...
«Кинг точно знает: у каждого есть свой Пеннивайз, который ходит по пятам с самого детства, и&n...
Чернокожая Анна Болейн, ещё один Локи, новая экранизация Стивена Кинга и Тарковский по-исландски: в традиционной ежемеся...
В апреле вышла целая обойма новых сериалов, которым можно уделить время на длинных майских выходных. В тр...
«Кинг точно знает: у каждого есть свой Пеннивайз, который ходит по пятам с самого детства, и&n...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00