Мы всем умрём, но это неважно: «Не смотрите наверх» Адама МакКея

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Не смотрите наверх»/Netflix
Кадр из фильма «Не смотрите наверх»/Netflix

На Netflix вышла фантастическая комедия Адама МакКея «Не смотрите наверх». Достаточно только взглянуть на каст фильма, чтобы причислить его к самым ожидаемым новинкам уходящего года. Максим Ершов считает политическую сатиру американского режиссёра чрезмерной, но в то же время признаётся, что наблюдать за толпой звёзд в нелепых ролях весело.

Профессор астрономии доктор Рэндалл Минди (Леонардо ДиКаприо) и его аспирантка Кейт Диабиаски (Дженнифер Лоуренс) из университета Мичиган Стейт замечают в звёздном небе комету радиусом 5-10 км, которая ровно через 6 месяцев и 14 дней столкнётся с Землёй. Человечество перестанет существовать как вид, да и планета, какой мы её знаем, исчезнет. Оба учёных в шоке. Они спешат назначить встречу с президентом США (Мэрил Стрип). Та гораздо больше интересуется предстоящими выборами и своими рейтингами, потому советует подождать и всё ещё раз проанализировать. Доктор Минди и Кейт идут на смехотворное ток-шоу, где глобальная катастрофа отходит на второй план после счастливого воссоединения известного диджея (Кид Кади) и поп-звезды (Ариана Гранде). Кажется, мир сошёл с ума. В течение двух часов учёные будут пытаться достучаться до беспечных и неверующих землян.


Наснимавшись вдоволь грубоватых и пошловатых комедий с Уиллом Ферреллом, режиссёр и сценарист Адам МакКей стал чуть более серьёзным и благополучно вошёл в элиту голливудских авторов.


После «Игры на понижение» (за неё МакКей получил «Оскар» в номинации «Лучший адаптированный сценарий») о финансовом кризисе 2008 года и «Власти» с толстым Кристианом Бэйлом в роли одиозного Дика Чейни он совершенно спокойно забивает свою новую картину звёздами под завязку. Сильно накрашенная Кейт Бланшетт и Тайлер Перри составляют звёздную пару ведущих ток-шоу. Марк Райлэнс с пугающе белыми зубами играет блаженного технологического миллиардера-визионера (жирные и лобовые пародии на Стива Джобса, Илона Маска и не только), который очень хочет нажиться даже на глобальной катастрофе, при этом сохранив каким-то образом статус гения-гуманиста. Рон Перлман, как Брюс Уиллис в «Армагеддоне», отправляется спасать человечество, а при любом удобном случае поливает грязью мигрантов, меньшинства и либералов. Джона Хилл — сын президента и глава её администрации — много смеётся, делит всех людей на бедных и богатых, а в минуты катарсиса читает молитву классным вещам, которые умрут вместе с человечеством. Тимоти Шаламе становится скейтером-бродягой, влюбившимся в Кейт. ДиКаприо и Лоуренс, которые в последние годы снимаются преступно мало, украшают фильм. С другой стороны, у них значительно больше экранного времени, чем у других звёзд. Тем удаётся разве что ярко подсветить один — максимум два людских порока. Да, конечно, каждый справляется на ура.

Проще всего сказать, что МакКей продолжает свои упражнения в политической сатире, в очередной раз жёстко проходясь по американскому истеблишменту и капитализму в целом. Сложнее понять, зачем он вообще это делает. Наблюдать за конвульсиями страны перед угрозой апокалипсиса в меру интересно, но ведь сразу же можно сказать, что, как и всегда на экране, перед реальной угрозой смерти человечество выставит себя далеко не лучшим образом. Каждый сам за себя, а комета против всех. Смертный приговор выносится всем: и реднекам, и богачам, и молодым, и старым. И эта мизантропия уже давно не должна удивлять зрителей — наш мир и так довольно безумен, нужно лишь чуть-чуть повернуть ручку регулятора абсурда, как всё вокруг скатывается в памфлет и фарс. Но режиссёр «Не смотрите наверх» и не боится перехода к этим жанрам.

В падающем на Землю небесном теле и попытках человечества примириться с неминуемым (хотя многие отказываются верить) просматриваются черты и пандемии коронавируса (люди до последнего сомневаются, что это всё не фейк-ньюс, а потом некоторые из них спешно прячутся по наспех построенным бункерам), и проблемы глобального потепления (правительства закрывают на реальные природные изменения глаза и долго что-то обсуждают, проходят годы). Но слишком увлекаясь высмеиванием социальных сетей, лидеров общественного мнения, глуповатых политиков-популистов и прочих карикатурных персонажей, режиссёр безвозвратно теряет серьёзность своей тональности. «Не смотрите наверх» трудно рассматривать как проекцию реальных проблем человечества на выдуманные обстоятельства, потому что МакКей сразу же отказывается от какого-либо глубокого анализа. Ему неинтересно разбираться в том, почему американцы (а все остальные нации вынесены за скобки) так долго отказываются верить фактам, а прячутся за смехотворными небылицами, неинтересно искать выходы из на самом деле трагической атомизированности общества.

В лучшие свои моменты фильм предстаёт удачным набором скетчей из очередного выпуска SNL, в худшие — актёры мировой величины несмешно шутят и почти смиренно ждут конца света. Наверное, для Netflix такой фильм всё равно большой успех: узнаваемые лица, комедия с намёком на интеллектуальность и актуальность, развлекательная подача. Но вот наградной сезон наверняка пронесётся мимо этого фильма. МакКей пытается повторить успех «Игры на понижение», тиражируя одни и те же приёмы в рамках различных американских незадач. На этот раз выходит и не очень смешно, и не очень страшно. Кометой нас не напугать, а смеяться, когда мир летит в тартарары, уже не хочется.


Читайте также
Портрет художника в юности: «Рука бога» Паоло Соррентино
Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину.
Фильм «Человек-паук: Нет пути домой»: как здорово, что все мы собрались
В прокате «Человек-паук: Нет пути домой» — грандиозный и неожиданный кро...
Лето одного года: «Остров Бергмана» Мии Хансен-Лёв
Ксения Ильина рассказывает про фильм «Остров Бергмана», который, в свою...
Сериал «И просто так»: жизнь после «Секса в большом городе»
На HBO Max (в России — в «Амедиатеке») выходит сериал «И просто так» — п...
Фильм «Спенсер»: кошмар перед Рождеством принцессы Дианы
Вероника Хлебникова рассказывает, как она сама же охарак...
«Вестсайдская история» Спилберга: выверенная и отрепетированная история любви
В российском прокате «Вестсайдская история» Стивена Спилберга — новая ве...
Также рекомендуем
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экра...
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на пов...
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...
На Венецаинском фестивале Мэгги Джилленхол представила картину «Незнакомая дочь» — экра...
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на пов...
На Netflix вышла «Прачечная» Стивена Содерберга, чёрная комедия из главного конкурса Венецианского кинофестива...

Последние новости

Звезда «Йеллоустоуна» назвал финал сериала незабываемым
Ян Боэн считает концовку вестерн-драмы величайшей.
Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
00:00