«Обоюдное согласие»: все счастливые семьи (не)счастливы по-своему

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо сериала «Обоюдное согласие», KION

1 апреля в онлайн-кинотеатре KION стартовал второй сезон детективной драмы Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». В центре сюжета — история кардиолога Марины, мужа которой находят убитым. Супруга успешного бизнесмена становится единственной подозреваемой, но семейный бэкграунд женщины, похоже, не интересует никого, кроме следователя Анны Клинских. Второй сезон популярного проекта Германики связан с первым разве что жанром и ключевой темой, посвящённой проблеме бытового насилия. Рассказываем, как новое «Обоюдное согласие» исследует пороки общества и мотивы возмездия.

Одна из самых богатых и счастливых пар неназванного провинциального города Марина (Глафира Тарханова) и Григорий (Максим Ползиков) Венишевы с размахом отмечают фарфоровую свадьбу в ресторане. Они женаты вот уже двадцать лет и воспитывают троих прекрасных детей. Марина трудится кардиологом в центральной городской больнице и лечит сердца, а Григорий возглавляет психологический реабилитационный центр и врачует души. Венишевы водят дружбу со сливками местного общества вроде мэра, и влиятельные люди от души поздравляют супругов с юбилеем.

Семейная идиллия улетучивается по пути Марины и Григория домой. Муж ни с того ни с сего срывается на жену и обвиняет в том, что она опять весь вечер «просидела со своей тупой рожей». Между супругами разгорается ссора, а в следующей сцене уже мёртвый Григорий валяется на земле с ножом в животе. Пребывающая в шоке Марина дозванивается до скорой. На место преступления приезжает следовательница Анна Клинских (Диана Арбенина) и встречает сидящую на тротуаре женщину. Руки и одежда Марины перепачканы кровью, а на орудии убийства находят её отпечатки. Начальство просит следовательницу «быстренько» закрыть дело, но Клинских не спешит делать выводы.

Кадр из сериала «Обоюдное согласие», KION

Первый сезон детективной драмы «Обоюдное согласие» Валерии Гай Германики обращался к проблеме сексуализированного насилия, которая ближе, чем кажется. Пострадавшие женщины в ответ на заявление слышат от следователей «сама виновата», а мужчины, совершившие преступление, продолжают наслаждаться жизнью. Ситуация, описанная в «Обоюдном согласии», пересекалась с реальностью и оттого казалась пугающей.

Душераздирающая, будто вычитанная в криминальной хронике история о поломанных судьбах могла произойти не только в провинциальном курортном городке Приморске, но и в мегаполисе. То, что насильники, обладающие деньгами и властью, избегают наказания, едва ли станет откровением, но в первом сезоне богиня Фемида, хоть и с опозданием, всё-таки вершит правосудие. От проектов Германики совершенно не ждёшь справедливого финала (вспомните беспросветные итоги «Школы» и «Все умрут, а я останусь»). «Обоюдное согласие» же завершилось маленькой, но такой важной победой света над тьмой: жертвы были отомщены, а аморальные агрессоры заплатили сполна.

Второй сезон успешного и, к сожалению, актуального проекта не заставил себя ждать. На этот раз внимание провокационной постановщицы привлекла семейная драма, в которой отчётливо проступает тема домашнего насилия. Среди сценаристов нового «Обоюдного согласия» значатся автор «Смычка» и «Пищеблока» Александр Талал, практикующий психолог Татьяна Салахиева-Талал и Виктория Островская, написавшая «Убить Риту» и «The Тёлки». Место скованной и напряжённой учительницы в исполнении Светланы Ивановой во втором сезоне занимает импульсивная и чувствительная кардиолог Марина, которую воплотила Глафира Тарханова.

Кадр из сериала «Обоюдное согласие», KION

Оба сезона объединяют место действия (провинциальные города) и динамика власти в изолированном обществе. Сильные пожирают слабых, удобная правда покупается за деньги, прибыльный бизнес отбирается без стыда и совести, как в 90-е, все друг другу изменяют, а следователи живут по волчьим законам.


Новое «Обоюдное согласие» вроде бы глаголет прописные истины, но настолько виртуозно обращается с заданными параметрами, что увязнуть в водовороте семейных тайн и сделок с дьяволом — плёвое дело.


Съёмка «дрожащей камерой», давно ставшая главной фишкой сторителлинга Германики, в сериале создаёт гнетущее ощущение дестабилизации, которое после убийства мужа испытывают Марина и её дети. Ещё один фирменный режиссёрский приём, гиперреалистичность изображения, в кадре чередуется с гламуризацией привилегированной жизни. Тревожная обстановка в СИЗО, к примеру, сменяется богатым убранством просторной квартиры. Авторы экспериментируют с визуальным рядом и находят неожиданные решения.

Вторая серия открывается историей того самого кухонного ножа, которым закололи супруга Марины. Прежде чем превратиться в орудие убийства, острый предмет приносил пользу: кромсал овощи и разрезал торты. Трудовые будни ножа снимаются крупным планом и от его лица. Динамичные и несколько сатирические эпизоды (пафосные похороны с участием мэра, силовиков и братвы по бизнесу блещут китчем 90-х) разбавляются ночными кошмарами с домашними демонами и травмирующими воспоминаниями о насилии в браке.

Кадр из сериала «Обоюдное согласие», KION

Вслед за отечественным пост-хоррором «Сёстры», с которым сериал роднит эфемерный мистицизм, «Обоюдное согласие» дестигматизирует тему домашнего насилия, всё ещё табуированную в российском кино. То, что за фасадом идеальной семьи могут скрываться беды и трагедии, утверждала ещё «Большая маленькая ложь». Второй сезон детективной драмы Валерии Гай Германики, в отличие от американского сериала, не бережёт зрителя и уже в первом эпизоде шокирует жестокой сценой из супружеской жизни.

Глафира Тарханова поразительно точно улавливает эмоциональное состояние своей героини, делившей хлеб и кров с тираном. Марина, на публике изображавшая счастливую жену и мать, оставаясь наедине с супругом, испытывала животный страх. После смерти домашнего насильника женщина вместе с дочерью Женей (Мария Кончаловская) избавляется от вещей покойного — совершает своеобразный акт экзорцизма, если угодно.

За раскрытием личности Марины, её взаимодействием с экологичной дочерью-студенткой, задиристым сыном-школьником Севой, усвоившим абьюзивные паттерны отца, и властной свекровью действительно хочется следить.


Стандартную историю об увядании женщины в золотой клетке Германика преобразует в многослойную семейную драму, впрочем, не лишённую банальных любовных перипетий, перекочевавших из проектов надоподие «The Тёлки».


Львиную долю внимания в сериале крадёт угрюмая и холодная следовательница Анна Клинских в строгом исполнении лидера «Ночных снайперов» Дианы Арбениной. Одинокая героиня, изводимая mother issues («когда помрёт, тогда и звоните») и ночными кошмарами, руководствуется собственными представлениями о справедливости и пытается противостоять безразличию коррумпированного начальства. «Она баб ненавидит, а мужиков — тем более», — отзывается о Клинских одна из заключённых в СИЗО. Но, похоже, следовательница по-женски проникается состраданием к Марине и хочет понять, что же произошло на самом деле. Рискнёт ли Анна собственной карьерой ради того, чтобы допокопаться до истины, или смирится с несовершентсвом системы — время покажет.

Кадр из сериала «Обоюдное согласие», KION

Диана Арбенина — не единственная приглашённая в сериал звезда не из сферы кино. Журналистка Елена Ханга уверенно воплощает приглашённую из Москвы известную адвокатессу Иду Кузнецову, которая, вероятно, специализируется именно на защите прав женщин. Мужа Марины, владельца частной клиники и коуча, изобретшего уникальную лечебную методику, сыграл ресторатор Максим Ползиков (Ginza Project). В целом каст подобрался очень фактурный и неординарный, что неудивительно, ведь в умении ювелирно подбирать актёров Германике не откажешь. Приятным сюрпризом для поклонников творчества постановщицы станет эпизодическое появление Ольги Шуваловой из «Все умрут, а я останусь».

Во втором сезоне «Обоюдного согласия» детективная линия, поднимающая вопрос «Кто убил Григория Венишева?», растворяется во всепоглощающем мраке беззакония. За виновными следователю далеко ходить не надо: расправу над владельцем реабилитационного центра можно повесить жену или друзей семьи — главное, поскорее закрыть дело. Но Анна Клинских не спешит наклеивать на человека ярлык «убийцы», потому что так удобно руководству. Женщина с головой проваливается в частную жизнь Марины, пристально изучает окружение её мужа и открывает ящик Пандоры.

Токсичная среда небольшого провинциального городка взращивает волков в овечьих шкурах и оборотней в погонах, а преступления ради личной выгоды нарекает основой существования. Германика исследует это серое царство-государство, отравленное алчностью, ложью и жестокостью. Покуда отдельно взятая семья дрожит от страха, а женщина, пережившая домашнее насилие, подвергается общественному порицанию, этот мир обречён.

Читайте также
«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй в ретро-триллере о любви и паранойе.
Второй сезон Halo: настоящий героизм рождает сомнения
Разбираем продолжение нашумевшей адаптации культовой видеоигры.
«Дом у дороги» с Джейком Джилленхолом: костолом в здании
Качественный и добротно выполненный ремейк VHS-хита конца 1980-х.
«Задача трёх тел»: близкие контакты третьей степени
Полное погружение — и спойлеры.
«Внутри убийцы»: оскорбить природу в её созданиях
Исследуем детали детективной новинки Владимира Мирзоева.
«Нежный восток»: прыжок в неизвестность
Путешествие девушки-виденья по сюрреалистической Америке.
Также рекомендуем
Каждый год журнал Cahiers du cinéma, как и все прочие журналы, выбирал свою десятку лучших фильмов. Ещё раз: выбирали вс...
КИНОТВ запускает новый образовательный проект — «Экранная копия». Здесь мы будем обсуждать одно произведение,...
Но остается одним из лучших шоу современности, которого нам будет не хватать.
Влияние и переосмысление демонического наследия.
Каждый год журнал Cahiers du cinéma, как и все прочие журналы, выбирал свою десятку лучших фильмов. Ещё раз: выбирали вс...
КИНОТВ запускает новый образовательный проект — «Экранная копия». Здесь мы будем обсуждать одно произведение,...
Но остается одним из лучших шоу современности, которого нам будет не хватать.
Влияние и переосмысление демонического наследия.

Последние новости

Новый кадр фильма «Муфаса: Король Лев»
Приквел одного из главных хитов Disney выйдет в зимние праздники.
Звезда «Йеллоустоуна» назвал финал сериала незабываемым
Ян Боэн считает концовку вестерн-драмы величайшей.
Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
00:00