«Поезд в Пусан 2: Полуостров»: эти зомби делают больно иначе

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан», наречённый в оригинале без нагромождений — «Полуостров», потому что никаких поездов в нём нет (максимум — корабль). Алексей Филиппов разобрался, в чём вторая часть зомби-франшизы уступает первой и почему зрители могут закрыть на это глаза.



После начала зомби-апокалипсиса прошло четыре года, не справившуюся с катастрофой Южную Корею закрыли на блокаду-карантин, у границы с Северной днюют и ночуют БТР, выживших бросили на произвол чумы. Среди последних спасшихся — бывший морпех Хан Джон-сок (Кан Дон-вон из нетфликсовского «Инрана»), который не уберёг сестру и племянника и теперь тяготится виной в городе-небоскрёбе Гонконге в компании свояка Ку Чул-мина (Ким До-юн). Беженцев из Южной Кореи тут не жалуют (порой даже брезгуют принять оплату), потому чужаков охотно берёт в оборот мафия. Трагедия трагедией, а в портовом зомби-городе Инчхон ржавеет без дела грузовик с 20 миллионами долларов. Хан, Ку и ещё двое наёмников соглашаются пробраться по адресу и рискнуть обесценившимися жизнями, чтобы обогатить гонконгский криминалитет и самим стать миллионерами.

Номинальное сходство с зачином, недавно уже использованным Спайком Ли в «Пятеро одной крови», — лишь одна из мириада ассоциаций, которые могут появиться при просмотре картины «Полуостров». В любой непонятной ситуации ищи клад, авось и найдёшь себя. И мучающийся совестью Хан Джон-сок, служака и человек рацио, получает шанс на искупление. В скелете некогда процветавшего города обнаруживается семья, которую он не рискнул пустить в джип, когда спасался с родственниками из Кореи.


Проблем, правда, хватает и без вины: город наводнён зомби, а тех, до кого не дотянутся ходячие мертвецы, охотно измордуют военные из Отряда 631. Ночами они обшманывают Инчхон на предмет еды и выживших, которых можно обречь на гладиаторские бои с мертвецами. Гнилозубые и полубезумные солдаты деградировали до хлеба и зрелищ — всё остальное человеческое им чуждо.

Как и десятки зомби-фильмов до него, «Полуостров» занят преимущественно вопросом «Что есть человек?». Если «Поезд в Пусан» завораживал угаром вечного движения и метрономом монтажа, периодически останавливаясь, чтобы отдышаться и слезливо поговорить о семье, как полагается фильму-катастрофе, то в сиквеле Ён Сан-хо решил сменить стратегию. Надсадной музыки и мелодраматичного рапида стало больше, эффектных сцен — ровно четыре; по две каждого вида: а) смертельная гонка по улицам Инчхон, напоминающая то Need for Speed, то «Дорогу ярости»; б) двухминутное шоу на выживание, которое Отряд 631 устраивает пленникам на специальной арене (в комплекте минутная драка, снятая одним кадром).


Ён рассудил, что можно обойтись и без виртуозного спазматически-трупного балета, променяв то, что работало безотказно, на галерею «расчеловечивания», где стать ожившим трупом — не самое страшное. Точнее — тут «Полуостров» вторит The Walking Dead и их вдохновителям, от Ромеро до Бойла, — что в экстремальной ситуации люди сами становятся живыми мертвецами, равнодушными к окружающим. От сержанта-садиста Хвана (Ким Мин-джэ) и жалкого «главнюка» Сео (Ку Гё-хван) до циничных бандитов Гонконга и мировых держав, бросивших Корею саму хоронить своих мертвецов.

(Гео)политических акцентов в «Полуострове» как будто стало больше: тут и невидимые вертолёты США, и футуристический дом изгоев, и неслучайно выбранный город-порт Инчхон, расположенный у самого Жёлтого моря — водоёма, сближающего КНР, КНДР, Южную Корею и Японию. Или разводящего по углам исторические обиды и нарциссизм малых различий, о которых бегло рассказывает одноимённый фильм На Хон-джина 2010 года. Впрочем, как и критика прозападности корейской экономики в первом «Поезде», всё это лишь эхо survival horror и семейной драмы.


Если культурный груз географии может носить формальную ценность, то выбор момента премьеры — нарочно не придумаешь (если, конечно, зрители смело потопают в кино, захватив фонарики и автоматы). В конкурсе Каннского кинофестиваля, случись он вдруг по графику, «Полуостров» смотрелся бы ещё страннее, чем нафталиновая зомби-отповедь потребительству от Джима Джармуша в «Мёртвые не умирают». Сегодня, когда слово «карантин» с экрана звучит не как термин из сай-фая про дрянь из далёкого космоса, а самые простые ценности — жизнь и здоровье близких — снова звучат насущнее задач поглобальнее, у второй остановки «Поезда в Пусан» есть шанс попасть хоть в какой-то цайтгайст.

Да, это «Ходячие мертвецы» (причём сезоны после драматургического натиска Дарабонта и до эпоса о государстве), да, «Один дома» (когда пошалить выпускают девочку-подростка Джун-и и её младшую сестру Ю-джин), да, «Рассвет мертвецов» (1978), препарирующий разбухшее тело общества потребления. И ещё десятки фильмов, показывающие, как сложно отпустить прошлое и любимых, которые давно изменились в лице и плотоядно тянутся к твоему. Очередная ода человеческой привязанности к ближнему, которая берёт верх над здравым смыслом, укладывает его на лопатки, как и практически каждый сюжетный поворот «Полуострова».

Фридрих Вильгельм Мурнау в 1924-м откровенно пришил «Последнему человеку» хеппи-энд, чтобы беднеющие зрители Веймарской республики не растеряли надежду, — и они ответили ему благодарностью хороших сборов. Возможно, это было продюсерским, а не авторским жестом, но — чутким к моменту. Возможно, «Полуострову», уступающему «Поезду в Пусан» по всем показателям минимум на вагон, уготована схожая участь.



Читайте также
Мафия засыпает: документальный сериал «Fear City»
В 1970 году агенты ФБР задумали немыслимую «дерзость»: скинуть с пьедестала пять мафиозных семей, главы которых крепко держали в руках бра...
Фильм «Секрет» с Кэти Холмс: витализм и креативная визуализация
6 августа в российский прокат выходит американская мелодрама «Секрет», основанная на одноимённой книге австралийки Ронды Бёрн. Максим Ершов объ...
Премьера фильма «Незваный гость»
Семья остаётся главной темой в азиатском кино, флагманским мотивом для триллеров и фильмов ужасов. Тот же недавний корейский триумфатор «Парази...
Картина «Последние и первые люди»: послание из будущего
После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское видеоэссе о неизбежном конце света «П...
Премьера фильма «Хэппи-энд»: Старый Новый дед
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в ...
«О дивный новый мир» для миллениалов: каким получился сериал по книге Олдоса Хаксли
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизация знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли...
Также рекомендуем
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на новый фильм Ларса фон Триера. Жюри Канн...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Про одного из главных российских режиссёров.
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русс...
2 октября 2000 года в газете New York Observer выходит рецензия Эндрю Сарриса на новый фильм Ларса фон Триера. Жюри Канн...
Антон Фомочкин рассказывает, чем может понравиться картина.
Про одного из главных российских режиссёров.
История гибели актрисы Натали Вуд оставалась, да и остаётся загадкой уже более 35 лет. Смерть дочери русс...

Последние новости

Новый кадр фильма «Муфаса: Король Лев»
Приквел одного из главных хитов Disney выйдет в зимние праздники.
Звезда «Йеллоустоуна» назвал финал сериала незабываемым
Ян Боэн считает концовку вестерн-драмы величайшей.
Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
00:00