Драматургия аффекта: «Слепое пятно» Тувы Новотны

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В конкурсе фестиваля «Зеркало» в этом году участвовала картина «Слепое пятно» — снятая без монтажных склеек история о семье, попытке суицида и «серых зонах» (приз ФИПРЕССИ в Гётеборге, приз за лучшую женскую роль в Сан-Себастьяне). Это первый полнометражный фильм шведской актрисы Тувы Новотны, известной по ролям в «Аннигиляции» и «Борг/Макинрой». Андрей Карташов объясняет, почему дебютантке пока далеко до братьев Дарденн. 


У школьницы Теи заканчивается тренировка по гандболу, она переодевается, не принимая душ, выходит из школы со своей подругой и идёт домой по спальному району Осло. Девочки, одетые почти одинаково, как сёстры, обсуждают повседневные дела; из диалога мы можем понять, что ни с кем, кроме друг друга, они не общаются. На пустыре у входа в микрорайон подруги прощаются, Теа поднимается на четвёртый этаж в свою квартиру, где мать, Мария, укладывает спать младшего брата девочки. Прошло минут 10-15 экранного времени, и по тому, что в истории до сих пор не произошло совершенно ничего существенного, мы уже понимаем, что вот-вот произойдёт.

О «Слепом пятне» сложно рассуждать сколько-нибудь подробно, не раскрывая сюжетных деталей. Из уважения к этой современной фобии постараюсь избежать спойлеров, скажу только, что драматичные события действительно начнутся около пятнадцатой минуты. В «Слепом пятне» фабула не столь принципиальна: драма так и не получает завершения (причину произошедшего мы поймём лишь отчасти), режиссёра и сценариста Туву Новотны (она известна как актриса по «Аннигиляции» и норвежским сериалам) повороты событий интересуют меньше, чем исследование эмоций в момент кризиса. Главная цель фильма — не рассказать историю, а сообщить состояние. И это становится проблемой.


Дело в том, что выстроить необходимый эмоциональный рисунок режиссёр-дебютант Новотны решила при помощи чрезвычайно эффектного, но опасного приёма: весь фильм снят единым планом без монтажных склеек. В 2019 году это не совсем уже новшество — был не только «Русский ковчег», но и «Бёрдмэн» с замаскированными склейками, а также немецкая «Виктория» и ещё некоторое количество фильмов, включая другую прошлогоднюю картину из Норвегии — «22 июля» о теракте на острове Утойя. В «Слепом пятне» этот сложнейший номер исполнен не без блеска: за полтора часа действие перемещается между несколькими локациями, в кадр входят новые персонажи, а в сюжете появляются новые повороты. И всё же в почти каждом однокадровом фильме это решение воспринимается как ненужный форс, и работа Новотны не исключение.

Мы наблюдаем кризис одной семьи в реальном времени, и отчасти такой подход работает: фильм не даёт зрителю понять, в каком направлении будет развиваться история, и мы чувствуем себя очевидцами событий. Даже вынужденные, казалось бы, проволочки действия имеют свою функцию: поскольку в фильме нет монтажа, нам приходится пять минут ехать вместе с героиней от одного места действия к следующему, но эта пауза подогревает напряжение — и, к тому же, удачно размещена сразу после окончания первого акта. И вот эта расчётливость уже вызывает вопросы: если всё в этом фильме так подлинно и так честно, то почему же события так удачно укладываются в драматургические формулы из учебника сценарного дела?


Современный реализм в кино весь вышел из братьев Дарденн, и на их примере видно, почему излишне концептуальные формальные ходы только мешают делу. В начале классической уже «Розетты» мы тоже видим героиню в кризисе, камера тоже как будто присутствует на месте событий — но у бельгийских режиссёров нет задачи снимать непрерывным кадром. Когда Розетта выбегает из цеха в коридор и захлопывает за собой дверь, Дарденны делают монтажную склейку — иначе бы героине пришлось придерживать дверь для оператора, а это выглядело бы уже неестественно. В начале «Слепого пятна» именно это и происходит: Теа входит в квартиру, ждёт, пока камера зайдёт внутрь вслед за ней и только потом закрывает дверь. Монтаж — это условность, но подобные моменты — условность ещё большая. Их в «Слепом пятне» несколько, и вряд ли режиссёру хотелось, чтобы мы обращали внимание на них, отвлекаясь от того, что происходит с героями и что они чувствуют.

Когда фильм делает заявку на тотальный реализм, начинаешь обращать усиленное внимание на мелкие и не очень ошибки, и уже в первые минут десять их набирается несколько: вот школьницы заходят в раздевалку с урока физкультуры, и ни одна из них не вспотела, вот совершенно искусственный диалог Теи с подругой, в котором речь идёт только о домашних заданиях, причём ни одна тема не получает в разговоре развития. Из-за того, что сделать много дублей группа не могла по очевидным причинам, в фильме достаточно актёрских неточностей, особенно во второй половине — Пиа Тьелта в роли матери делает всё возможное и чаще всего ей это удаётся, но театральный режим игры без пауз и кинематографический метод сочетаются друг с другом плохо, в моменты эмоционального напряжения исполнительницу то и дело заносит в условность. «Слепое пятно» поставлено актрисой, и это мог бы быть сильный актёрский фильм — но вместо этого оказался ловко исполненным, но не самым осмысленным упражнением в технике.

Читайте также
«Выше неба»: Зинаида Пронченко почти что хвалит русский фильм
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история одной семьи на грани ромкома и&nb...
Заложники по любви: «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро
Когда Итан Хоук грабит банк, стокгольмский синдром обеспечен. Алексей Васильев — о фильме «Однажды в Стокгольме» Роберта Будро...
Они снова о нас: «Курск» Томаса Винтерберга
Едва российская публика познакомилась с англо-американским «Чернобылем», на наши экраны выходит формально бельгийский, а по существу панъевропейский «Курск»,...
«Берлин, я люблю тебя»: продолжение культового альманаха
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из серии «Города любви». Алексей Васильев...
Лучший новый фильм в кинопрокате — «Охотник на оленей» 1978 года
Компания «ИНОЕКИНО» выпустила в прокат отреставрированную версию шедевра Майкла Чимино «Охотник на оленей». Гордей Петрик рассказывает, почему этот...
Одна простая история: «После моего ухода» Нимрода Эльдара
Ксения Ильина рассказывает о семейной драме молодого израильского режиссёра Нимрода Эльдара о ветеринаре и его дочери-суициднице, решающихся на...
Также рекомендуем
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн. 
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Мы её очень ж...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» —...
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн. 
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Мы её очень ж...
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» —...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00