Тихий ад: в прокате картина «Ассистентка» Китти Грин

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, наконец добрался до российского проката. Ксения Ильина рассказывает, почему его важно посмотреть всем, вне зависимости от того, как вы относитесь к движению #metoo.



Современный Нью-Йорк. На дворе, кажется, ещё ночь, а Джейн (Джулия Гарнер) уже на ногах. Обмотанная длинным шарфом, поёживаясь, она спускается с крыльца и садится в чёрное такси. Дальше — пустынный тёмный офис. Джейн по очереди нажимает на выключатели, и вселенная опенспейсов постепенно выныривает из мрака. Джейн первая, кто приходит в огромный офис кинокомпании, и последняя, кто его покидает. Она — симпатичная начинающая ассистентка главного босса, которую никто не замечает, но присутствие которой ощущается везде. Именно она расставит всем воду по столам, смахнёт крошки с рабочего стола начальника и после выслушает крики его жены о том, что муж, как всегда, где-то, но не на рабочем месте. С кем он пропадает по номерам фешенебельных отелей — главная интрига для всех работников офиса. Но не для Джейн: она знает даже больше, чем нужно. Однажды Джейн не выдержит и, собравшись с духом, придёт к главе HR-отдела, чтобы поговорить с ним о том, откуда взялась новая, ни на что не годная сотрудница, которую босс поселил в дорогой гостинице.

«Ассистентка» выдержана в триединстве классицизма: всё происходит в течение одного дня в стенах одного офиса. С первых кадров на экране режиссёрка Китти Грин показывает рутину Джейн, от которой может стать тошно нормальному человеку: сотни распечатанных листов с планёрками, налитый всем кофе, миллион бессмысленных звонков, получение препаратов для босса, нужных ему для поддержания эректильной функции. Джейн сделает это беззвучно, не моргнув глазом, — она привыкла. Темп фильма поначалу такой же медленный, изнуряющий, как рутина Джейн. Но в душной офисной атмосфере разлито слишком много напряжения. Чем дольше на экране не происходит ничего, действительно заслуживающего внимания камеры, тем больше зритель испытывает дискомфорт из-за фильма. Эта картина, как залихватский ужастик, психологически просчитанный слоубёрнер, заставляет ждать злодея, который вот-вот появится из-за угла.


Злодей тут, понятно, один — но босса мы никогда не увидим. Он существует за границами кадра. Его и не нужно показывать: чем меньше видно, тем больше отвращения возникает. Изо дня в день к главе компании на кастинг приходят десятки головокружительных красоток. Джейн пачками распечатывает для него фотографии никудышных актрис, которых природа не наградила талантом, но щедро одарила красотой. Но действительно ли злодей — босс и один ли он? Или, может, злодей тут не имеет души, он — все те люди, которые знают о том, что новенькая, совсем юная сотрудница, ошеломительная красотка, только что прилетела вместе с начальником из Айдахо, где трудилась официанткой? Это все те мужчины и женщины в дорогих костюмах, которых сложно отличить друг от друга, когда они проходят мимо рабочего места Джейн. У них нет лиц, зато есть папки, кошельки с купюрами, стаканчики с кофе и молчание. 

Фильм Грин согласно теме — конечно, типичный фильм эпохи #metoo. Он о тех, кто похож на Вайнштейна или же просто о Вайнштейне как собирательном образе, ставшем символом сексуального насилия. Он о том, что бесправие и подавление уязвимых процветает не потому, что один-единственный человек совершает плохие поступки, а потому, что сотни других молчат. Но «Ассистентку» выгодно отличает от других фильмов на схожую тему интонация. Китти Грин, в прошлом документалистка, взяла интервью у сотни женщин, которые работали в киноиндустрии и стали свидетельницами или участницами того, о чём не принято говорить. Отсюда тот неподдельный психологизм, который не даёт оторваться от растерянного, блуждающего взгляда блестящей в этой роли Джулии Гарнер, от того, как она закусывает губу во время разговора с главой HR-отдела. В это время он деликатно подвигает к ней бокс с бумажными салфетками и спрашивает: а нужна ли ей, собственно, эта работа?

Фильм Грин куда более тих по сравнению с тем же «Скандалом» Джея Роуча, но оказывается куда более жёстким. «Скандал» был нехорош тем, что проговаривал прописные истины, разжёвывая их, как в плохой энциклопедии. Причём у героинь фильма, которых играют Николь Кидман и Шарлиз Терон, к моменту, когда скандальные новости о домогательствах босса вышли за пределы компании, уже был статус. Их голос невозможно было не услышать. Джейн слишком далеко до этого статуса, поэтому ощущение опасности, полнейшей уязвимости на экране проникает куда-то под кожу. Поэтому так поражает, казалось бы, абсолютно будничная офисная сцена: Джейн пишет письмо с извинениями боссу под пристальным взглядом двух туповатых и бесцеремонных коллег, которые стоят у неё за спиной. Она извиняется за то, что «сунула нос не в своё дело». Но личных границ тут нет, так же, как нет границ у опенспейсов. Обнадёживает то, что всегда кто-то один готов встать и положить этому конец.

Читайте также
«Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экр...
«Штат москитов»: финансовый брокер отдаёт себя на съедение комарам
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польском хорроре «Штат москитов». Метафоры,...
Фильм «Думаю, как всё закончить»: история искусств и расходящиеся миры
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё закончить». Максим Ершов пытается без отк...
«Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в российском прокате. Мы же решили узна...
Книга доводов: Зинаида Пронченко о фильме (уравнении) Кристофера Нолана
До проката новый фильм Кристофера Нолана ещё доберётся, но у зрителей есть возможность уже сейчас изучить вереницу статей кинокритиков о к...
Фильм «Тесла» с Итаном Хоуком: шоковая терапия
27 августа до российских кинотеатров доберутся разряды переменного тока. В прокат выходит «Тесла» — неординарный байопик о гениальном...
Также рекомендуем
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Макс...
Кадр из фильма «Холодный расчёт»/Focus Features...
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную рет...
Тимур Алиев собрал подборку кинолент об охоте за сокровищами.
В прокат вышел удивительный по современным меркам фильм о Великой Отечественной войне «Красный призрак». Макс...
Кадр из фильма «Холодный расчёт»/Focus Features...
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную рет...
Тимур Алиев собрал подборку кинолент об охоте за сокровищами.

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00