Тяжеловато: Алексей Филиппов разбирает картину «Отец» с Энтони Хопкинсом как шесть разных фильмов

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли пожилого человека, страдающего деменцией. Фильм претендует на шесть «Оскаров» — в том числе для Хопкинса, Оливии Колман и Зеллера за лучший адаптированный сценарий (фильм основан на его пьесе). Алексей Филиппов рассказывает, как дебютант и патриарх разыграли партию о столь непростой теме, разделяя фильм на шесть возможных жанров.

I. Пусть будет драма. Пожилой Энтони (Хопкинс) живёт один в Лондоне, по утрам слушает оперу «Король Артур» Генри Пёрселла, бродит по квартире, беспокоя синие призраки пакетов, любуется картиной дочери и иногда беседует со второй — Анной (Колман). Энтони немолод, у него проблемы с памятью — в ней он плутает, как в лабиринте Минотавра, заходя в комнату сегодня, а выходя — позавчера или через неделю. Анна собирается уехать в Париж к новому возлюбленному — и пытается подобрать отцу сиделку. Прошлую он выгнал из-за якобы кражи часов.

II. Пусть будет трагедия. А часики-то тикают: символическая удавка времени на запястье — последнее, за что цепляется Энтони, который на самом деле не различает утро и вечер, вчера и сегодня, дочь и сиделку, её мужа и его медбрата, жизнь и смерть, быть и казаться. То он представляется танцором-чечёточником, то, сморщившись со стариковской озорцой, сообщает, что раньше выступал в цирке. Анна парирует: ты прожил жизнь инженером. Глядя на роскошную квартиру, инкрустированную мещанскими признаками хорошего вкуса, легко подумать, что если и инженером — то человеческих душ. Герои Кена Лоуча, сколько бы ни качался вереск и как бы они ни пытались застать лучшую жизнь, вряд ли узнают в этих задниках правду-матку.


III. Пусть будет спектакль. Всё это, впрочем, лишь декорации для сложной эмоции, где правда жизни дистиллированна, утрирована до подчёркнуто сценических мизансцен. Зеллер, последние годы много писавший для театра, в дебюте прибегает к знакомой партитуре и геометрии: комната как акт, симметрия как рамка, мимика как чётки чувств, повторы как учащённое сердцебиение драмы.

IV. Пусть будет мета. Тем интереснее с болезненной, но как будто декоративной темы недугов старости и морального груза близких соскочить к размышлению об артистизме вообще. Марк Гэтисс является то в образе вредного мужа Анны, то медбрата, Имоджен Путс двоится как сиделка-похожая-на-дочь, невозмутимая Оливия Уильямс, по сути, играет всех женщин, которые обволакивают Энтони заботой. Хопкинс же даёт бенефис, не особо заботясь, кто перед ним: пакет, окно, Колман, Уильямс, Руфус Сьюэлл, в одну склейку превращающийся из сладкого в гадкого. Титры испортят всё обаяние забвенья, сообщив, кто дочь, а кто «женщина», но это не отменяет сути: «Отец» — обрывочный спектакль, апеллирующий к нелинейности памяти, особенно захваченной деменцией. Эту волю к перестановке слагаемых массовая культура вслед за литературой и экспериментаторами пережевала и выплюнула, сделав общим местом. За выразительными масками артиста, который уже получил BAFTA, занятно наблюдать — но в них мало и пожилого, и человека. Энтони = Энтони. Но, глядя на выделку жестов и скупость рисунка, трудно в это поверить. Кадр и драматургия стерильны, как больничная палата, как заботливо убранный дом, где посреди комнаты замерли шахматы в ожидании фразы «Ещё дубль».

V. Пусть будет хоррор. Барочный надрыв Пёрселла, — запускающий саундтрек другого мастера рвать жилы, Людовико Эйнауди — в какой-то момент будто сообщает о смене жанра. Да, классику любят авторы, от Тарковского и Кубрика до гуру помоложе, но мастера ужасов — тоже. «Отец» — даром что с Хопкинсом, даром что с театральной разлиновкой — с нахмуренным лбом пересказывает ужастик третьей руки. «Где моя дочь?» — поражается Энтони, как три сотни героев в доме психологической помощи до него. И продолжает: «Кто вы и что здесь делаете?» Сцены сменяют друг друга, комнаты — комнаты, лица — лица, а наш герой продирается к правде, чтобы за углом сюжета узнать то, что, он думал, уже знает. Это блуждание в чистом поле как будто ведёт Энтони к прозрению, как будто скрывает от него ужасную правду, — но отгадка известна с самого начала. Распылённые на 100 минут события — три с половиной сцены. Болезнь Альцгеймера — тяжёлая тема, тем более она заслуживает не стеснительного готического аттракциона, приятного во всех отношениях, но не обещающего душевной пользы.


VI. Пусть будет сай-фай. Заигрывая с очертаниями «Шоу Трумана» и «Думаю, как всё закончить», Зеллер парадоксальным образом переснимает «Матрицу». Энтони пьёт синие таблетки, но оттенки perfect blue в квартире и сюжете уравновешены всполохами красного — платье, обивки — и растерянностью жёлтого, бликующего в песках времени. Насколько глубока кроличья нора? Кто знает: под аккомпанемент третьего акта «Короля Артура» Энтони блуждает по зачарованному лесу, не имея возможности выбраться. Фильм тоже избегает разговоров напрямик, с бытовыми, а не символическими подробностями — как, например, в «Нет Бога, кроме меня» Дмитрия Давыдова. Горит ли Париж? Едет ли туда Анна? Говорят ли там по-английски — или действительно нет? Каково это — поддерживать жизнь в человеке, который уже знает лишь свои прошлые жизни?

Занавес. Занавес. Занавес.

Я не сказал, что будет легко. Я лишь обещал открыть правду.

Читайте также
«Худший человек на свете» — новый фильм Триера (Это не тот Триер, о котором вы подумали)
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн...
«На взводе: Битва за Uber» с Джозефом Гордоном-Левиттом
Тимур Алиев рассказывает, каким получился новый проект шоураннеров финансовой драмы...
Спуск в бездну: «История моей жены» Ильдико Эньеди
Новая работа постановщицы великолепной картины «О теле и душе».
«Герой» Асгара Фархади: без лишних слов
Вероника Хлебникова рассказывает о картине про то, что всё ещё благими намерениями ...
«Брат во всём» Александра Золотухина: Небо. Самолёт. Юноши
Ксения Реутова рассказывает о втором полнометражном фильме ученика Сокурова — «Брат...
«Сирано» Райта: мюзикл, где длинный нос исчез, а слова важнее музыки
Новая версия известной пьесы от Джо Райта.
Также рекомендуем
Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина —...
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
В 1970 году агенты ФБР задумали немыслимую «дерзость»: скинуть с пьедестала пять мафиозных семей, главы к...
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...
Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина —...
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособ...
В 1970 году агенты ФБР задумали немыслимую «дерзость»: скинуть с пьедестала пять мафиозных семей, главы к...
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00