Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хоррор. Работает ли такое смешение жанров пыталась понять Наталья Серебрякова.

В якутской глубинке – осень. Солнце золотит верхушки сосен, проникая в просторный деревянный дом, который принадлежит семье Айсена (Борислав Степанов), двадцатилетнего парня. Айсен с матерью развешивают белье, когда во двор въезжает темный джип. Из города приехали гости: старший брат Айсена Тимир (Илья Яковлев) с женой Лизой (Марина Васильева) и маленьким сыном. Родители Айсена счастливы, Айсен же смотрит на брата с плохо скрываемой неприязнью. Вскоре выясняется тайная цель визита. Тимир по уши в долгах и просит отца продать семейный дом. Айсен подслушивает разговор и пытается помешать брату. Когда же наступает ночь, в этом тихом семейном гнезде начинают твориться странные и страшные вещи.

Режиссера Костаса Марсаана хорошо знают за пределами родной Якутии. И, может быть, даже для кого-то именно с его дебютного фильма «Мой убийца» (2016) началось путешествие в мир якутского кино. Картина получила гран-при на кинофестивале «Дух огня», а также приз за лучшую режиссерскую работу. В дебюте речь шла о запутанном расследовании убийства девушки, которое вёл молодой детектив. В «Иччи» тоже есть подобный мотив, но только, как зритель узнает позже, преступление произошло два века назад.

Как поклонник фильмов Роберта Эггерса, Марсаан не ищет простых путей. «Иччи» начинается медленно, в сюжете множество семейных сцен и конфликтов. Изучавший шаманские техники введения в транс, Марсаан постепенно раскрывает портреты своих героев. Айсен – добрый и порядочный. Тимир – лживый и, кажется, бьет жену. Лиза – блондинка в беде, которая курит тайком от свекрови и выгораживает до поры до времени Тимира. Но в дом залетит ворона, и, значит – быть беде.

Хичкоковская птица, чайник, из которого льется черная жижа, плуг, застрявший в земле, покосившиеся березки – в начале фильма режиссер расставляет лишь акценты, чтобы в финале повергнуть в черную пучину ужаса. По словам самого Марсаана, делая этот фильм, он хотел разгадать феномен якутского мифологического явления «иччи». Это вроде дух, а вроде и не дух. Сущность, но ее нельзя увидеть. И не добрый, и не злой. В местах, где обитает «иччи», нужно соблюдать определенные правила поведения. Но хуже всего, когда эти места «иччи» покидает. Вот в таком покинутом месте, как мы узнаем из монолога матери Айсена, и поселилась его семья. И тут уже традиционное тургеневское семейное гнездо превращается в «Гнездо» из фильма Шона Дуркина, только с демонами и кровищей.

Можно лишь посочувствовать режиссеру, который взял на себя такую амбициозную задачу – раскрыть сущность потустороннего явления. Это ведь не маньяк с бензопилой – воплотить на экране то, чего нельзя увидеть, под силу разве что Дэвиду Линчу. Поэтому в последние двадцать минут экранного времени зрители погружаются в экстатическую хтонь. Тут и отрубленные головы, и разрытые черепа, и души, которые не подлежат спасению. Из общего хаоса вырисовывается фольклорный образ сумасшедшей девушки, которую родственники держали запертой в амбаре. Но, честно говоря, и об этом можно лишь догадываться.

Скрестив мейнстримовую драму с артхаусным хоррором, Марсаан сразу убил двух зайцев. Фильм интересно будет смотреть и условным поклонникам «Аритмии» Бориса Хлебникова, и «Солнцестояния» Ари Астера. И когда утром в дом снова вольется солнечный свет, эхом в пустых комнатах отзовется шнуровское «никого не жалко, никого».

Читайте также
Сериал «Пищеблок»: пионеры-вампиры и кровавый Октябрь впереди 
19 мая, в день рождения пионерской организации, на Кинопоиск HD начался показ сериала «Пищеблок» про пионеров-вампиров. О ...
Покидая Лас-Вегас: «Армия мертвецов» Снайдера — зомби, тигр, феминизм
Снайдер Снайдеру рознь. После 4-часовой протяжной, пафосной и эпичной «Лиги справедливости» режиссёр выпускает абсолютно «попкорновый» боевик. «Армия мертвецо...
Картина «Женщина в окне» Джо Райта: Хичкок, Карл!
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианной Мур. Фильм не так плох, как ег...
На последнем дыхании: «камерный» триллер «Кислород» на Netflix
На платформе Netflix состоялась премьера картины «Кислород» Александра Ажа, режиссёра, которого зритель знает по фильмам «Рога» с Дэниэлом Рэдк...
Нашла «Пила» на камень: «Спираль» — новая часть культовой франшизы, torture porn, пытки и травмы 
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
«Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (или же наоборот) образчик творчест...
Также рекомендуем
С 31 января на Netflix — новый фильм любимцев всех на свете кинокритиков, братьев Сэфди, «Неогранённ...
В российский прокат вышла картина «Уроки фарси» Вадима Перельмана. История про то, как в концентрационном...
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях...
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...
С 31 января на Netflix — новый фильм любимцев всех на свете кинокритиков, братьев Сэфди, «Неогранённ...
В российский прокат вышла картина «Уроки фарси» Вадима Перельмана. История про то, как в концентрационном...
На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях...
Тимур Алиев собрал (крайне) субъективный топ-7 иранских фильмов последних 20 лет, чтобы попробовать разнообразить в...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00