Венеция-2023: машины убивают, собаки спасают

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Феррари», реж. Майкл Манн. Фото: Каропрокат

Открылся 80-й Венецианский международный кинофестиваль. Первый день прошёл в плане киноновинок в формате «разогрева», но уже во второй начали показывать долгожданные картины, которые ещё не раз прозвучат в этом году и не только. Речь о «Догмене» Люка Бессона и «Феррари» Майкла Манна. Оба фильма привезут в Россию («Догмен» — 28 сентября, «Феррари» — 21 декабря). Сусанна Альперина рассказывает, почему их стоит ждать с особым нетерпением.

В первый день 80-й венецианской Мостры Италия показала, что в сложные времена может обходиться силами своих творцов. Первоначальные планы фестиваля изменились в связи с забастовками голливудских талантов. Конечно, фильм «Претенденты» Луки Гуаданьино сделал бы открытие юбилейного фестиваля более запоминающимся. Однако пришлось «сменить коней на переправе» — фестиваль открылся картиной «Команданте» Эдоардо Де Анджелиса, и это решение было во всех смыслах и дипломатическим, и политическим. Лента рассказывает о том, что нужно оставаться человеком даже во время самых страшных войн. И в прологе к картине рассказывается двумя строками-титрами о русских и украинцах с отсылкой к событиям на острове Змеиный, а далее на экране — 1940 год.

Любимец итальянской публики, актёр Пьерфранческо Фавино, играет командира подлодки Сальваторе Тодаро. Его команда подбивает бельгийский крейсер, а затем подбирает на борт выживших моряков — врагов — и доставляет в безопасное место. Почему команданте принимает такое решение — не понимает даже его ближайший друг. «Мы на войне, Торе!» — говорит он ему. «Мы на море!» — отвечает команданте. И точно так же отвечает спасённому бельгийскому моряку, который кидает ему в лицо обвинение: «Ты фашист!» — «Я человек моря!» Фильм вначале действует на нервы зрителям неторопливым темпом, но потом настраивает смотрящих на свою волну. Тем не менее нужно признать, что такая картина для открытия фестиваля тяжела.

«Догмен», реж. Люк Бессон. Фото: Luc Besson Production

В первый же день Мостры показали ленту 90-летней Лилианы Кавани, название которой на русский перевели «Срок времени», хотя точнее было бы «Порядок времен». История о том, как несколько семейных пар, собравшись на юбилей общей подруги, узнали, что к Земле летит гигантский астероид и все они могут погибнуть. Начинаются выяснения отношений — как в последний раз. Для российского зрителя фильм интересен тем, что одну из главных ролей, причём на блестящем итальянском языке, сыграла Ксения Раппопорт, которая присутствовала на премьере фильма наряду с другими звёздами. Актриса снялась в двух картинах, представленных в этом году на фестивале. Напомню, что из России в Венецию приедет ещё и Александр Петров, — он сыграл в картине «Дворец» Романа Полански, премьера которой состоится 2 сентября. А 30 августа на открытии венецианской Мостры режиссёр фильма «Срок времени» Лилиана Кавани получила почётного «Золотого льва» из рук кинозвезды Шарлотты Рэмплинг.

Фильм «Догмен» Люка Бессона, показанный первым зрителям во второй день Венецианского кинофестиваля, не только оправдал ожидания, но и превзошёл их. Картину стали сравнивать с ранними работами Бессона и писать, что мэтр вернулся в прежнюю форму. Мы же позволим себе сравнение с другой лентой, которая тоже называется «Догмэн», и снял её итальянец Маттео Гарроне. Фильм произвёл сенсацию на Каннском кинофестивале в 2018 году. И исполнитель главной роли Марчелло Фонте даже получил награду на Лазурном Берегу за исполнение роли собачника — человека маленького, но с большой душой. После того фильма было рискованно называть картину так же, но Бессон показал, что ему такие испытания не страшны. Его герой ничуть не уступает тому, что был у Гарроне, а его история не менее невероятна. Начиная с первых кадров фильма, когда полицейские останавливают грузовик со странной женщиной за рулём, а внутри находится стая собак...


Сюжет раскручивается по мере того, как главный герой в полиции встречается с тюремным психиатром — афроамериканкой по имени Эвелин. В итоге не только он раскрывает перед ней душу, но и она перед ним. История Дага (сокращённо от Дуглас, и считывается перекличка со словом «dog» — собака) настолько нетипична, что пересказывать её — вредить фильму.


Зритель должен сам открывать для себя те события, которые заставили героя поверить, что жить среди собак лучше, чем среди людей. Скажем только, что Бессон метит на «Оскар»: герой — человек с особенностями развития, он почти не встаёт с инвалидного кресла. Есть и другие обязательные составляющие для получения главной кинонаграды в сегодняшних реалиях. Также стоит отметить музыкальный ряд в фильме. Мелодии, что написал Эрик Серра, давний соавтор Бессона, перекликаются с хитами Эдит Пиаф, Мэрилин Монро и другими, вошедшими в золотой фонд музыкального наследия. Главную роль в фильме «Догмен» сыграл Калеб Лэндри Джонс — его харизма настолько сильна, что он также явно будет претендовать на получение главных кинонаград года за лучшую мужскую роль. Продюсер картины — жена Бессона Виржини Силла. И если у кого-то из зрителей ещё нет собаки, то после просмотра фильма он серьёзно задумается по этому поводу.

«Феррари» Майкла Манна также сорвал бурные аплодисменты у первых зрителей. Энцо Феррари сыграл совершенно неузнаваемый Адам Драйвер, который практически ни разу не улыбается в течение почти двух с половиной часов, что идёт фильм. Любопытно, что ранее Драйвер играл Гуччи в фильме «Дом Gucci», и великие итальянцы получаются у него так хорошо, что, видимо, режиссёры не успокоятся, пока он всех не переиграет. Однако оставим шутки. В «Феррари» сильный актёрский состав. Жену Энцо Лауру играет Пенелопа Круз, его любовницу Лину Ларди — Шейлин Вудли. Но и всё остальное в фильме под стать — работает на этих звёзд. Прежде всего стоит отметить блестящую стилизацию эпохи — действие происходит в 50-х годах прошлого века. От костюмов до интерьеров. Далее — буквально отточено всё, что касается машин. Наблюдать за гонками, моделями, даже за авариями на трассе — отдельное удовольствие, с точки зрения того, как они сделаны. Но Майкл Манн ещё показывает в картине такие человеческие взаимоотношения, что, если говорить на языке гонщиков, обгоняет сам себя прежнего, снявшего фильм «Ford против Ferrari». Скорость ещё больше, результат ещё лучше.

У Энцо Феррари и так всё непросто в бизнесе, и в это вмешивается личное. Он мечется между женой и любовницей, между матерью и партнёрами в бизнесе. Один его сын умер, растет второй, но он рождён вне брака и втайне от жены. Картина вся — накал страстей. И абсолютно современно и даже визионерски выглядит посыл, который заключается в следующем: машины убивают людей, хотя сами люди не могут остановиться и находятся в плену у своих технических возможностей. В этом плане «Феррари» можно сравнить с «Оппенгеймером». Только техника разная. Невозможно удержаться, чтобы не пересказать одну из самых сильных сцен в фильме, которая происходит в оперном театре. Звучит пронзительная классическая ария, зрители плачут — каждый о своём. И душевные метания каждого режиссёр показывает с помощью флешбэков. По мере просмотра зритель сам чувствует, словно он за рулём гоночного болида несётся по трассе. И когда действие подходит к ключевой гонке, на которую у героя Драйвера поставлено не меньше, чем у Майкла Манна на фильм, хочется пристегнуться в кресле, чтобы не «снесло на повороте».

...Но впереди на Лидо ещё несколько картин, которые могут дать фору даже этим киноудачам. Фестиваль набрал скорость и, похоже, не намерен её сбавлять.

Читайте также
Недетское развлечение: «Два, три, демон, приди!»
В российском прокате новый хоррор от A24.
«Импостер»: японский камерный триллер с Берлинале
Камерное кино о выживании в замкнутом пространстве.
«Криминальный город: Разборки в Пусане»: полицейский из народа снова в деле
На больших российских экранах можно посмотреть корейский комедийный боевик «Криминальный город: Разборки в Пусане» с прекрасным актёром Ма Дон-соком в главной...
Каким получился третий сезон «Ведьмака»?
Короли воюют с королями, лесные партизаны воюют со всеми подряд, маги грызут глотки друг другу, а простой люд страдает от нападок мерзких тварей. Всем им помо...
«Жанна Дюбарри»: мой король
В российский прокат выходит костюмная мелодрама Майвенн «Жанна Дюбарри» — фильм открытия Каннского фестиваля этого года. Картина примечательна в том числе воз...
Из Алжира с любовью: «Король улиц» — гангстерская комедия с Каннского кинофестиваля
В российский прокат выходит криминальная комедия Элиаса Белькеддара «Король улиц», представленная на Каннском кинофестивале 2023 года вне конкурса и номиниров...
Также рекомендуем
Неспешная и созерцательная притча о природе человеческой.
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8...
Неспешная и созерцательная притча о природе человеческой.
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00