Юность как ремейк: «За мечтой» Макса Мингеллы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Начиная с четверга в кинотеатрах — музыкальная мелодрама «За мечтой», главную роль в которой сыграла Эль Фаннинг. Алексей Васильев разглядел в дебюте Макса Мингеллы, спродюсированном создателями «Ла-Ла Ленда», самоироничное высказывание о законах жанра и преходящей юности.


Про такие фильмы говорят — «любопытный». Он не сделает вечер незабываемым, и билеты на него не приложишь в качестве аппетайзера, приглашая отужинать в ресторане кого-то особенного. Он не пустит ваши ноги в пляс и не намочит глаз. Он также обманет ожидания тех школьниц, которым и сюжет (дочка польских иммигрантов пасёт коз на острове Уайт и побеждает на певческом телеконкурсе), и участие 20-летней суперзвезды Эль Фаннинг («Супер 8», «Неоновый демон», «Как разговаривать с девушками на вечеринках») вроде бы однозначно обещают попсовый лоллипоп с установкой на повышение самооценки. Но если он всё же составит вам компанию на скромные полтора часа экранного времени, то окажется таким попутчиком, который, открыв пластиковую коробку с входящим в стоимость билета обедом, жестом фокусника достал из неё полуядовитую-полусъедобную рыбу фугу и предложил испытать судьбу. Потом пустился в докучливую болтовню — и, не сбиваясь с рельс обычного вагонного трёпа, излагал с такой интонацией, что заставил вас усмехнуться и покачать головой, когда вы вышли на перрон. Вы вряд ли будете искать новых встреч. Но будете всегда заговорщицки улыбаться, натыкаясь краем глаза на какие-нибудь известия о нём в соцсетях. Так улыбаются о тех, кто тронул вашу душу, но не стал судьбой. Мы вспоминаем их с большей нежностью, чем романы. Потому что нравиться и не стать судьбой — это и есть высшее проявление человеческой деликатности в отношении друг друга.


Ещё режиссёрский дебют Макса Мингеллы, сына покойного оскароносного постановщика и хореографа Каролин Чоа, совместившего в своём первом фильме профессиональные интересы родителей, хочется назвать младшим братом «Вокс люкс» — фильма о становлении поп-дивы, наделавшего шуму в прошлогодней Венеции. И там, и тут — скверный поп с подтанцовкой на фоне электрических табло, отличная артистка в роли забитой провинциальной девчонки, вырвавшейся в эстрадные дивы, певица, выворачивающая зал наизнанку, но превращённая менеджерами в поющие трусы, и пунктирно рассказанная история, где перечислены все штампы, подобающие музыкальной мелодраме о восхождении звезды, но именно что перечислены. Отбор в финалисты конкурса Мингелла монтирует так, словно тыкает в участников в ритме считалочки «Эники-беники ели вареники», и те исчезают со сцены в ритм счёта, освобождая место нашей главной героине. Мы так и не поймём, чем они хуже, а она лучше. Просто по законам жанра от них надо избавиться — и они лопаются как пузыри. Пройдя в финал, перед решающим концертом героиня красит губы, чтобы сперва предсказуемо оросить их спиртом, а затем подставить их на вечеринке главному сердцееду — с той неизбежностью, какой стесняются сочинительницы откровенно девчачьей киножвачки.


Мингелла собирает очевидное, всё очевидное для данного жанра испокон веков, от Дины Дурбин и Сары Монтьель до Мэрайи Кэри, и перелистывает, как маститый картёжник колоду. Все штампы вместе — но веером, без малейшего намёка на эмпатию, сопереживание. Возникает волшебный, с какого-то момента — гипнотический эффект. Мюзикл о победе провинциалки, изложенный с лаконичностью «Колобка», превращается в метафору всякой молодости, со всеми её фазами: как рвалась, как понюхала славы и не справилась с головокружением, как взяла себя в руки, как искушали тем, что по сути являлось кабалой, и как рискнула остаться при своём и прочее в том же духе — и всё это за пару недель. Плюс эти невыносимые современные песенки про «Я переживу», «Я справлюсь», «Я отожгу», здесь, в отличие от «Вокс люкса», хотя бы приправленные геральдическими специями стихотворных образов типа «Я взобралась на стены твоего города». Получается фильм про то, как это быстро, скоротечно, глупо — юность. И — про её неизбежное поражение, даже если оно заканчивается видимым коронованием. Тема — единственное, что отличает «За мечтой» от «Вокс люкса». Тот в упаковке поп-мюзикла прятал философский трактат о влиянии терроризма на нынешнюю культуру, и это потрафило венецианским критикам. Песенка о скороспелости юности, какую представляет собой «За мечтой», — это, конечно, не про общество и не про боль. Но зато — про вечное. Террористы, травмы напоказ и некурящее лобби сменятся чем-то другим — общество легко меняет свои лики и причуды. А юность всегда будет бежать так же быстро и в любых коронах заканчиваться фиаско — просто потому, что даже осуществлённая мечта — это уже минус мечта, минус возможность. Всё заманчиво и невероятно, пока доишь коз. У мечты тысяча лиц, возможностей, и они сияют в твоих глазах. У победы — только одно лицо: данной конкретной победы. Причём стареющее, а потому перечёркивающее пути назад. Теперь ты — Чебурашка. Ну или поп-дива. Навсегда. И никогда — всё и сразу.


Всё это прекрасно сыграла Эль Фаннинг, смешная и умная артистка, которой, как она показала в новой роли, под силу даже пасти коней с огромной долей иронии. В финале она поворачивается к камере от персонального гримуборочного зеркала дивы с ухмылкой победительницы, у которой таки забрали душу, светившуюся сквозь её глаза весь фильм. Хотя она всё сделала правильно. А в глазах — ноль.

Такой ненавязчиво-горький фильм про селяви. Совершенно непонятно, нужен он, не нужен, но факт — изящен и много места не займёт. Пусть будет.

Читайте также
«Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна — главный сериал года
На стриминг-сервисе Amazon Prime Video состоялась большая премьера десятисерийного сериала Николаса Виндинга Рефна «Слишком стар, чтобы умереть молодым», до э...
«Керосин»: страшные сказки русского мира
На «Кинотавре» показали «Керосин» Юсупа Разыкова. Алексей Филиппов находит в фильме мотивы Хамдамова, Васнецова и русских сказок. Рядом с перечеркнутым...
Казус «Домино»: возвращение Де Пальмы
В прокат вышел боевик «Домино» — первый после семилетней паузы фильм Брайана Де Пальмы. Алексей Васильев рассказывает, почему в кадре больше от Альмодовара, ч...
«Годзилла 2: Король монстров»: кайдзю здесь больше не живёт
Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептилии.«Зачем он снова сюда идёт?» («Годзилла: Возрождение», японский фильм)С&n...
«Мектуб, моя любовь: Интермеццо»: дискотека века
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Мектуба», сразу ставшего самым диким фил...
«Боль и слава» — новый (и замечательный) Альмодовар в Каннах
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кинотеатрах на родине режиссёра. Из&...
Также рекомендуем
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из с...
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
КИНОТВГолова кружится от грядущих премьер, а ведь это даже неполный список. Ловите фильмы 2022-го, которые мы ждём. Два...
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссё...
Трансвеститы, мигранты, кабаре и карривурст: в прокат вышел «Берлин, я люблю тебя», уже пятый по счету киноальманах из с...
На платформе more.tv 23 апреля состоится премьера нового фильма «Спутник» Егора Абраменко. Сайфай-триллер, выр...
КИНОТВГолова кружится от грядущих премьер, а ведь это даже неполный список. Ловите фильмы 2022-го, которые мы ждём. Два...
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссё...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00