«Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.

Странного парня без денег и паспорта (Джеймс Франко) по приезде в Лос-Анджелес хватают под руки и тащат в полицейский участок. Сердитый детектив (Дэнни Макбрайд) тычет его лицом в фотографию Шэрон Тэйт, а Франко непонимающе начинает выдавать названия фильмов Романа Полански. Он называет себя Викаром, только выпустился из семинарии, а первый фильм в своей жизни — «Место под солнцем» Джорджа Стивенса — посмотрел 11 месяцев назад. Лица целующихся Монтгомери Клифта и Элизабет Тейлор вытатуированы на его аккуратно выбритом черепе. Викара возьмут декоратором на съёмочную площадку и познакомят со сценаристом Джона Хьюстона Вайкингмэном (Сет Роген). На вечеринке, собравшей половину значимых фигур будущего Нового Голливуда, он встретит Соледад (Меган Фокс), экстравагантную актрису фильмов категории «Б» макабрической красоты, и влюбится до безумия — к сожалению, навсегда.

«Зеровилль» запускает нас вместе с офигевшим героем в гущу событий, с порога доходчиво демонстрируя: в мире реальных голливудских шестерёнок и винтиков мы можем быть только зрителями. В случайном прохожем можно узнать Вима Вендерса, а на сцене в каком-то позабытом богом панк-клубе — поймать весьма удачный косплей Игги Попа. Один из центральных героев, как очень быстро становится ясно, — Джон Милиус, сценарист «Апокалипсиса сегодня» и режиссёр «Конана-варвара». Показывают Марлона Брандо — правда, сзади. Сознание Франко клиповое. Монтажный ритм — бешеный. Годы скачут безвозвратно и без датировок, не жалея ни фамилий, ни имён, а за хронологией можно уследить только по выдуманным и реальным фильмам, мелькающим на экране. Его кино предельно ассоциативно и аффективно до неприличия. Полуголые модели в бикини медленно проплывают по воздуху внутри кадра, разбивая собою реплики вроде вот этой: «Ты можешь стать Джоном Фордом, но никогда — Альфредом Хичкоком». Голливуд — это не щадящая никого машина. «Зеровилль» как произведение поэтическое тоже никого не щадит, вот и у Викара ничего не выходит. Выучившись на монтажёра, он мчит на съёмки «Апокалипсиса сегодня» на Филиппины. Потом, неизвестно когда, обратно — уже с репутацией. И так далее до шизофренической дурнины.

Что-то подобное вытворял Пол Шредер в «Каньонах», но, будучи в известной степени моралистом, подводил задачи под ответ о деструктивности общества потребления, культурной апроприации и прочих насущных, но и широких понятий. «Зеровилль», в свою очередь, даже если и сравнивать его с Тарантино (когда в один прокатный год выходят два «ретрофильма» о «Голливуде», это неизбежно), с повесткой дня связать решительно невозможно. Даже с вроде бы очевидной коллизией с чернокожим воришкой, разбирающимся в кино (Крэйг Робинсон), всё идёт как-то не так. Ну да, Форд, как и многие эталонные режиссёры его эпохи, был «грёбаным расистом» и снял шедевр. Дальше-то что? Главное тут, что магия кино объединяет и оглушает обоих. Викар ударяет нежданного гостя пузатым телевизором в темечко, а через минуту они уже вместе впяливаются в «Сансет бульвар». Тот, который привязан к стулу, сыплет синефильскими комментариями.

Кадр из фильма «Зеровилль», реж. Д.Франко, 2019 г.

Может, именно из-за этой патологической незаинтересованности в глобальном контексте Джеймс Франко регулярно терпит фиаско со своими весьма маргинальными — в отличие от многих ролей — режиссёрскими постановками. «Зеровилль» до выхода в прокат четыре года пробыл на полке элементарно из-за отказов многомудрых продюсеров и дистрибьюторов. Путь Франко можно до бесконечности долго соотносить с его новым, одержимым профессией, но беззащитным героем. Сколь громким ни был бы его авторский голос, его по обычаю заглушают те, что потише. Другая параллель — Томми Вайсо, режиссёр «Комнаты», официально худшего (и культового среди киноманов) фильма XXI века, которого Франко сыграл в «Горе-творце» — одной из предыдущих режиссёрских работ. Надо признаться: в отдельных аспектах «Зеровилля» режиссёрская смелость проявляется именно в его духе. Все трое, кстати, уверены (не беспочвенно), что новаторы. В фильмографии Франко — артиллерия экранизаций Уильяма Фолкнера и Джона Стейнбека, импровизация на тему вырезанных и потерянных постельных сцен из «Разыскивающего» Уильяма Фридкина («Интерьер: Садо-мазо-гей бар»), безбюджетный постапокалиптический боевик с Милой Йовович («Мир будущего»), и упомянутая выше биография Вайсо, в котором постановщик по понятным причинам находит особенный шарм. Придерживаясь принципов эмпиризма, он интегрирует в фильмы актёрский опыт, воспроизводя свои старые, уже привычные архетипы, часто вписанные в поп-культуру, и зовёт партнёров по экранным дуэтам. Отсюда весьма символичные контаминации — обкурыш из «Ананасового экспресса» и востребованный сценарист в лице Сета Рогена, придурок, воплотивший крах правых, из «Телеведущего» и такой же, в общем, продюсер мэйджорной студии — Уилл Феррелл.

Кадр из фильма «Зеровилль», реж. Д.Франко, 2019 г.

В экспозиции безумия режиссёру нет равных. «Дитя божье» и «Когда я умирала» показывали его как будто гаптически — используя субъективную камеру, акцентируясь на физиологии, звуках природы и голосах. «Зеровилль» — это, конечно, никакая не ода кино, как может показаться по первым минутам, а страшная сказка о том, что время тебя ждать не будет, и даже в том случае, если ты начнешь его обгонять. Мифотворческая фабрика, где парни жрут ЛСД и выбрасывают своих баб из окон, для Викара — инкарнация бога, её работники — идолы, все фильмы — набор вариаций священного писания, высшая неоспоримая правда, преобразуемая под каждый случай. Когда же он сам начинает продуцировать миф, кино неизбежно теряет комедийный нотки и краски выбеленного солнцем Лос-Анджелеса, вместо этого набирая в мрачной клаустрофобности сродни «Внутренней империи» Дэвида Линча. Помимо Линча, вспоминается «Бартон Финк», который первым ввёл эзотерику в жанр. Было бы странным, если бы такой режиссёр, как Джеймс Франко, гнушался использовать наработки других авторов, рефлексирующих Голливуд. В какой-то момент, когда от мало-мальски логичной последовательности не остаётся уже и следа, в застеленной светом софитов комнате материализуется Монти из «Места под солнцем» — в исполнении Дэйва Франка, кровного брата Джеймса. Он улыбается как-то зловеще, будто восстал с того света, прямо из ада. Чёрный человек, его второе лицо, продиктованное гороскопами звёздной карты. В снах Викара «Страсти Жанны д’Арк» Карла Теодора Дрейера перемежаются с «Долгим прощанием» Роберта Олтмена. В каждом — лицо Соледад. В неё стреляют, она горит на костре и целует Монтгомери Клифта. Кадры с ней — даже в «Святой горе» Ходоровского. По легенде, Дрейер собирал свой шедевр из ошмётков пленки и неудачных дублей, а оригинал был утерян, но ходят слухи, что его возили по психбольницам. Конкретно в Норвегию, в Осло, где Соледад лечилась от психической хвори в далёком прошлом. Так говорил Гас Ван Сент. Любимый режиссёр Франко и по сюжету обладатель сакральной профессии архивариуса, ему можно верить.

Кадр из фильма «Зеровилль», реж. Д.Франко, 2019 г.

Самое страшное: свидетели этой ереси — все. Личное безумие, как в лучших вещах Пелевина, становится всеобщим психозом. «Зеровилль» — некролог Голливуда (а не трепетный трактат чистой любви к кино, каким был первоисточник прозаичного кинокритика Стива Эриксона), но из тех, которые утверждают вечную жизнь за ушедшими. Так и в финале Викар станет частью любимого им голливудского мифа. Как Джек Торранс в «Сиянии» Стэнли Кубрика, окажется посмертно и в недосягаемом.

Только вот плёнка сгорит.

Читайте также
«Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
«В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
«Лус»: тёмная материя
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об эстетских ужасах и нестандартно...
«Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?
Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрите...
Поэзия измов: все в восторге от нового «Мартина Идена»
В Венеции представили экранизацию «Мартина Идена» Джека Лондона — любимого английского романа всех русских людей старше 35. Автор картины отвечает нам взаимно...
«Коко-ди Коко-да»: страх и ненависть в лесу
В российский прокат вышел «Коко-ди Коко-да» — скандинавский фантазм, балансирующий где-то между хоррором и абсурдом. Алексей Васильев критикует картину в...
Также рекомендуем
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
В последние годы кинопроизводство становится в массовом сознании трудом коллективным, а культ автора, описанный когда-то...
Про то, что избитую истину «моё тело — моё дело» всё ещё нужно проговаривать.
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
В последние годы кинопроизводство становится в массовом сознании трудом коллективным, а культ автора, описанный когда-то...
Про то, что избитую истину «моё тело — моё дело» всё ещё нужно проговаривать.
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».

Последние новости

Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
Логан выпускает когти на новых кадрах «Дэдпула и Росомахи»
А Хью Джекман рассказал о своём возвращении к роли супергероя.
«Шугар»: секреты Лос-Анджелеса
Стильный нуар про частного детектива-синефила с Колином Фарреллом.
Кевин Дюран присмотрелся к ремейку «Голого пистолета»
Пол Уолтер Хаузер также примет участие в проекте.
00:00