Смотреть аниме: денпа — оглушающий стук другого барабана

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Смотреть аниме: денпа — оглушающий стук другого барабана
КИНОТВ

В завершение цикла об аниме Сергей Сергиенко предлагает отправиться в гущу безумия и взглянуть на уникальное для Японии явление — денпа, хоррор-истории о разрыве с реальностью.

Неоправданная жестокость

Строго говоря, денпа (от яп. 電波— радиосигнал или электромагнитная волна) — это своего рода поджанр хоррора с чисто японскими корнями. Название пошло от инцидента, случившегося 11 июля 1981 года: некий 29-летний Кавамата Гундзи устроил резню в Фукагаве, одном из кварталов Токио. Вооружённый кухонным ножом, он успел убить четырёх человек, прежде чем забаррикадировался в китайском ресторане с заложниками. Он потребовал у японского правительства привезти к нему инженера-электрика. Семь часов спустя правоохранительные органы сумели пробраться в здание и захватить Гундзи живым, а также вывести заложников. На суде преступник заявил, что убийства — не его вина, так как на преступления его толкнули приказы электромагнитных волн. События стали известны как «резня в Фукагаве».

Инцидент оказал огромное влияние на массовую культуру: по мотивам резни в Фукагаве вышло несколько сериалов, документальных фильмов и романов, а «денпа» стало нарицательным словом для социальных отклонений у людей, испытывающих сильную диссоциацию с обществом.

Здесь же будет уместным вспомнить и «муэн шакай» (яп. 無縁社会) — «несвязанное общество». Так в Японии называют феномен добровольной социальной изоляции, причём явление приводит как к снижению уровня преступности, так и к резким вспышкам насилия — как, например, во время резни в Фукагаве.

Манифест одиночки

При разговоре о денпа не менее важно затронуть скользкую тему отаку, которые тесно связаны с жанром. Самым ярким примером связи можно назвать манифест Тору Хонды, озаглавленный «Денпа-мэн» (Denpa Otoko). 405-страничный труд стал ответом на бестселлер «Трэйн-мэн» (Densha Otoko) — сборник историй с имиджборды 2chan, в котором бывший отаку рассказывал о собственных изменениях ради девушки, в которую, увидев её в поезде, моментально влюбился. На 2chan он спрашивал советов у сообщества, как именно ему стоит изменить себя, и в итоге добился взаимности.

Хонда же, назвав себя «денпа-мэном», обвинил автора в том, что он свернул с выбранного ранее пути и прогнулся под капитализм. По словам отаку, любовь мертва, а вместо того, чтобы меняться ради любимой, «трэйн-мэн» должен был показать ей прелесть жизни отаку и отвести девушку на Акихабару — своего рода мекку для всех любителей аниме, манги и других «фанатских» вещей. Помимо размышлений о бесполезности любви к реальным девушкам и неправильном пути героя «Трэйн-мена», Хонда рассказал о своей непростой судьбе: юноша рос без отца и регулярно подвергался нападкам в школе и терпел унижения от матери. После её гибели он потерял дом в 1995 году в результате крупного землетрясения в Кобе и решил с головой уйти в собственный мир, посвящая всё свободное время видеоиграм и аниме. Благодаря этому он с трудом отличает реальность от фантазии, что и стало для него причиной для самообозначения «денпа-мэн». Именно расслоение реальности и смешение её с вымыслом занимает центральное место в денпа. Для описания выбранного Хондой пути «Муэн шакай» подходит как нельзя лучше.

Пара слов о другом

CROSS†CHANNEL
CROSS†CHANNEL

Чаще всего термин «денпа» применяют при описании видеоигр, в частности, визуальных новелл. В них жанр может раскрыться в полной мере: нелинейный нарратив и различные заигрывания с формой позволяют выжать максимум из самой идеи. Такие игры тяжело переносятся на экраны из-за многочисленных особенностей повествования. И хотя нас интересует в первую очередь аниме, не упомянуть большой пласт явления было бы серьёзной ошибкой. Но вместо комплексного исследования мы рассмотрим конкретный пример — новеллу CROSS†CHANNEL, возможно, самую известную в жанре.

CROSS†CHANNEL поначалу кажется странноватым «ломтиком жизни», где в центре происходящего находится радиокружок академии Гандзё. Все члены кружка отправились в горы, а вернувшись, обнаружили, что человечество исчезло. Словно этого мало, мир застрял во временной петле длиной в неделю: герои сохраняют память, но всё вокруг возвращается в прежнее состояние. В попытках хоть как-то выбраться, группа друзей пытается восстановить антенну на крыше школы и послать радиосигнал вовне.

CROSS†CHANNEL временами словно погружает игрока в своеобразный транс, чтобы позже оглушить неожиданным поворотом. Дело в том, что главный герой, Куросу Тайчи, отличается нестабильностью рассудка и склонностью к насилию из-за травмирующих событий в прошлом. И, узнав о временной петле, он даёт волю всем своим низменным желаниям — в конце концов, даже убийство друзей всё равно будет «отмотано» назад. Игра не стесняется быть шокирующей — как, впрочем, и любое денпа-произведение.

Первые отщепенцы

CROSS†CHANNEL заимствует идеи из классического аниме «Несносные пришельцы: Прекрасная мечтательница». Сегодня раннюю работу Мамору Осии считают классикой анимации 1980-х, хотя поначалу OVA была принята прохладно.

Франшиза «Несносные пришельцы» отличалась лёгким юмором, а Осии выпустил привычное для себя аниме, исследующее множество непростых вопросов, причём почти без шуток. Как и CROSS†CHANNEL, «Прекрасная мечтательница» демонстрирует мир, погружённый во временную петлю: герои снова и снова оказываются на прежних местах, как бы они ни пытались сбежать. Со временем окружающий мир становится всё более странным, а причины событий ещё долго остаются непонятными. Одной из важнейших тем аниме является вопрос, насколько реальна реальность на самом деле. Не менее важна и одна из ключевых для денпа идей: люди, несмотря на свою жизнь в обществе, нередко не могут понять друг друга, что приводит к «одиночеству в толпе».

«Несносные пришельцы: Прекрасная мечтательница»
«Несносные пришельцы: Прекрасная мечтательница»

Говоря о 1980-х, уместно вспомнить и «Сядь на поезд Икс» Ринтаро. По сюжету клерк железнодорожной компании Нисихара Тору обнаруживает странную связь с призрачным поездом Икс, который стремительно несётся сквозь ночь и уничтожает всё на своём пути. OVA менее чем за час создаёт сновидческую атмосферу, размывающую грань между реальностью и фантазиями героя, что усиливается необычным визуальным рядом и детальной анимацией. Что не менее интересно, местный хоррор не получает никаких объяснений, оставляя зрителя в неведении о причинах произошедшего.

Полезай в грёбаного робота

Наиболее известным произведением, добившимся огромной популярности даже среди тех, кто ничего не знает о денпа, становится, несомненно, «Евангелион нового поколения».

«Ева» — одно из самых известных аниме в истории. Тем интереснее, что шоу во многом строится вокруг той самой диссоциации и ноток безумия, на которых и базируется денпа. Подробнее о шоу было рассказано в главе о меха, поэтому в разборе денпа лучше остановиться на других аспектах «Евангелиона».

Абсолютно каждый персонаж аниме переживает определённые психологические проблемы и страдает от непонимания со стороны окружающих. И каждый борется с этим по-разному: Аска, к примеру, строит свою личность вокруг пилотирования роботов, а Мисато заполняет внутреннюю пустоту с помощью моментальных удовольствий вроде выпивки. А ближе к середине сериала ещё и размывается граница между реальностью и вымыслом: главный герой, Синдзи Икари, погружается в пучины собственного разума, чтобы наконец одолеть внутренних демонов, которые куда страшнее нападающих на Токио ангелов.

«Евангелион»
«Евангелион»

Хидэаки Анно создавал «Евангелион» в тяжелейшем состоянии духа, что и отразилось на тоне произведения. Не менее примечательно и то, что оригинальный сериал и «Конец Евангелиона» заканчиваются по-разному: если в шоу Синдзи соглашается на комплементацию и становится единым целым с человечеством, то в дополненной концовке он остаётся в одиночестве и решает идти навстречу проблеме, не убегая от трудностей и с полным осознанием, что подобный путь может обернуться лишь большими страданиями. «Конец Евангелиона» в этом плане смотрится куда более отрезвляюще, чем финальные эпизоды сериала.

Наши дни, наше время

Здесь же уместно будет вспомнить и «Эксперименты Лэйн» — сериал 1998 года. В центре сюжета здесь оказывается девушка Лэйн Ивакура, которая постепенно знакомится с миром виртуальной сети. Местные компьютеры несколько отличаются от привычных на тот момент, а сама Лэйн, как, впрочем, и другие персонажи, то и дело сталкивается со множеством странностей вокруг.

«Эксперименты Лэйн» смело заходят на территорию хоррора, где чувствуют себя очень комфортно. При этом в центре внимания нередко оказывается та же самая тема, что и в остальных произведениях статьи, — одиночество, диссоциация и смешение реального и воображаемого. К слову, электромагнитные волны занимают в «Лэйн» особое место: здесь можно увидеть немало сцен, посвящённых гудению трансформатора.

Кадр из аниме «Эксперименты Лэйн»
Кадр из аниме «Эксперименты Лэйн»

Сериал подаётся через субъективную оптику: каждая сцена демонстрирует чью-то точку зрения, из-за чего нередко встречаются практически одинаковые сцены, различающиеся только за счёт деталей. При этом в реальный мир то и дело просачивается виртуальный: уже в затравке первой серии упоминается дух девушки, которая покончила с собой, что вовсе не мешает ей отправлять электронные письма подругам. И остаётся только гадать, насколько правдивы показанные события: на многие вопросы «Эксперименты Лэйн» предпочитает не отвечать вовсе.

Радиоволны в эпоху 5G

Хотя расцвет денпа и пришёлся на конец 1990-х и начало 2000-х, отдельные жанровые произведения встречаются и в более поздние времена. Здесь будет уместно вспомнить «Когда плачут цикады» — изначально игру, а позднее и одноимённый аниме-сериал.

Сюжет повествует о группе друзей из деревни Хинамидзава. Сюда недавно прибыл Кэйити Маэбара, который вынужденно привыкает к жизни в деревне вместо мегаполиса. И поначалу всё идёт как нельзя лучше, однако со временем Кэйити начинает медленно погружаться в пучины безумия. Узнав о страшных преступлениях, случающихся каждый год во время фестиваля «Ватанагаси», посвящённого местному божеству Оясиро-сама, он теряет покой.

Как и CROSS†CHANNEL и «Несносные пришельцы», «Когда плачут цикады» демонстрирует витки временной петли. В данном случае они снова и снова заканчиваются чудовищными смертями, причину которых не так-то просто раскрыть. Сюжет был экранизирован дважды: «классическое» аниме стартовало в 2006-м, а обновлённая версия — в 2020 году.

«Гридмен»
«Гридмен»

В 2018-м стартовал «Гридмен» — меха-сериал по форме и денпа — по содержанию. Авторы открыто признают, что черпали вдохновение в «Евангелионе», «Гамере 3», «Годзилле: Возрождении» и ряде других меха и кайдзю-фильмов и аниме. В центре сюжета здесь оказывается Юта Хибики — потерявший память юноша, который почему-то видит загадочного Гридмена в отражении монитора старого компьютера. Словно этого мало, Юта оказывается единственным, кто видит огромных монстров, способных разрушить весь мир.

Конечно, на деле всё куда сложнее, и детали пазла будут складываться до самого финала шоу. И, что не менее интересно, финал не даёт однозначной трактовки, оставляя зрителя в неведении.

Если же отвлечься от мрачного тона и посмотреть, как денпа может чувствовать себя в более весёлом ключе, можно вспомнить «Сарадзаммай». Безумный сериал на первый взгляд повествует о борьбе против зомби, но на деле говорит о проблемах самоизоляции и потери связей с реальностью. Особенно это видно на примере Энты, одного из главных героев, который нередко путает фантазии с тем, что происходит на самом деле.

Цикл введения в аниме хотелось завершить на высокой ноте, и выбор на денпа пал именно поэтому. О жанре не принято говорить много, а текстов о нём неоправданно мало, поэтому такая более углублённая в сравнении с другими статья может стать своего рода ступенькой, с которой и стоит начать осваивать мир аниме уже без чужой помощи. Мир анимации огромен, и каждый сможет найти в нём что-то для себя.


Читайте также
Новый год к нам мчится: гороскоп для киногероев — 2021
Кинокритик Наталья Серебрякова представила своих любимых...
Смотреть аниме: тямбара — честь и достоинство японской анимации
Каждая страна хочет запечатлеть своё историческое наслед...
Там, где нас нет: фильмы про тех, кто покинул свой дом
Люди бегут от смерти, нищеты и политических репрессий в зоны условного комфорта.
Разблокируй Азию: «Таксист» Чан Хуна
Обласканный критиками и зрителями фильм.
Экранизируй это: «Кардиффская команда» Гая Давенпорта (1996)
Алексей Васильев рассказывает об неэкранизируемой книге.
Смотреть аниме: кодомо — истории для самых маленьких
Во всём мире отлично прижились сёнэн и сёдзё, истории дл...
Также рекомендуем
О первых и последних шагах великого творца аниме.
Об аниматоре, который стоит за «Манускриптом ниндзя».
«Домашнее насилие» — дурное обращение одного человека по отношению к другому, совершаем...
Новым героем рубрики Сергея Сергиенко стал автор «Мобильного воина Гандама».
О первых и последних шагах великого творца аниме.
Об аниматоре, который стоит за «Манускриптом ниндзя».
«Домашнее насилие» — дурное обращение одного человека по отношению к другому, совершаем...
Новым героем рубрики Сергея Сергиенко стал автор «Мобильного воина Гандама».

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00