Старина. Пак Чхан Уку — 55 лет

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Луна — мечта солнца», 1992

Наталья Серебрякова выяснила, в чём рецепт популярности корейского кино у себя на родине на примере самого знаменитого корейского режиссёра.

Каждый кинокритик мечтает стать режиссёром, но не у каждого кинокритика это получается. У Пак Чхан Ука получилось. Вначале он поступил на философский факультет частного католического университета Соган. Но за все четыре года студентов обучали только одному курсу по эстетике (ради которой Пак и поступал в этот университет). Разочаровавшись, Пак увлекся фотографией, а потом создал собственный киноклуб. От киноклуба — недалеко и до кинокритики. Пак Чхан Ук писал рецензии, а также был диджеем на радио. Первый кинематографический шок — фильм Хичкока «Головокружение». Будучи студентом, Пак впечатлился работами Софокла, Шекспира, Кафки, Достоевского, Стендаля, Воннегута. В дальнейшем именно эти авторы повлияли на темы его фильмов. Ещё в университете Пак начал мечтать о том, как в будущем будет снимать кино. Его целью было вывести корейское кино на новый уровень популярности, чтобы национальный кинематограф был востребован у себя на родине.

В 1988 году Пак Чхан Ук становится ассистентом режиссёра, занимается рекламой и продвижением фильмов в кинотеатры, пишет статьи — делает всё, чтобы скопить деньги на свой первый полнометражный фильм. Несколько лет спустя ему удаётся поставить малобюджетный фильм «Луна — мечта солнца», но картина не снискала успеха. То же самое случилось и со следующей картиной — криминальной комедией «Трио». На неё пришло больше зрителей, но касса опять была скудной. И Пак начал сомневаться, удастся ли ему собрать бюджет на следующую ленту. В это время он и сам снимается в кино — в фильме Ли Хуна «Тушь для ресниц». Также он вынашивает планы по созданию фильма «Сочувствие господину месть» (а именно — пишет сценарий). Но как бы ни боялся Пак Чхан Ук за судьбу своей третьей картины, как раз она и принесла ему настоящий успех. «Объединённая зона безопасности», вышедшая на экраны в 2000 году, возвела Пака в ранг самых популярных режиссёров Кореи. Фильм получил почти все национальные призы.

Через пару лет Пак Чхан Ук снял «Сочувствие господину месть», картину о рабочем, решившемся на киднеппинг (похищение дочери инженера фабрики). В начале фильма события развиваются гладко, но потом сестра рабочего кончает жизнь самоубийством и гибнет похищенная девочка. Слетевший с катушек главный герой становится объектом преследования разъярённого отца. Впервые в фильме Пак Чхан Ука появляются сцены с супернасилием, что в дальнейшем становится почти что почерком. Вторая часть трилогии о мести — «Олдбой», современная своеобразная история о графе Монте-Кристо. Рассказ о ментальном перерождении человека, сидящего в заточении (хотя комната и похожа на гостиничный номер). В «Олдбое» есть фраза, написанная на стене «тюрьмы», которая стала крылатым выражением: «Смейся, и с тобой будет смеяться весь мир. Плачь, и ты будешь плакать в одиночестве». Жёсткий триллер Пака после триумфа в Каннах получил дистрибьюцию почти во всем мире. Следующей картиной было «Сочувствие госпоже месть» о женщине, которая тоже мстит за похищение собственной дочери и несправедливое судебное решение в отношении себя самой (за убийство мальчика, которого она не совершала, героиня отсидела в тюрьме 13 лет — чем снова не граф Монте Кристо?). После «мужских» фильмов Пака заинтересовала женская тема, глянец, и не его одного — Ким Ки Дук, другой знаменитый кореец, в это время также обращается к фемининной тематике.

«Олдбой», 2003

Следующим этапом в творчестве Пак Чхан Ука стал фильм «Я — киборг, и это нормально» о любви девушки и парня в психбольнице. Все в один голос стали твердить, что Пак смягчился, ушёл от своих любимых кровавых триллеров в приторную мелодраму. Даже фанаты фильма «Я — киборг» (а такие были только среди истинных киноманов) не понимали, к чему клонит их любимый автор. А это была всего лишь передышка. Со следующей картиной «Жажда» Пак снова был в форме и сорвал кассу не только у себя на родине, но и получил приз жюри в Каннах.

Пак Чхан Ук черпает идеи в интернациональном фабульном фонде. Среди источников его реминисценций — криминальная хроника, греческие мифы, пьесы античных трагиков (вроде многосерийной «Орестеи»), бесчисленные переложения «Графа Монте-Кристо», британские детективы («Убийство в Восточном экспрессе»), болливудские экшн-мелодрамы, японские комиксы и японское же «культовое кино» (опусы круга Миикэ), тарантиновский мультикультурный эпос отмщения «Убить Билла».

Пака не раз сравнивали с Тарантино, который признавался, что был в абсолютном восторге от фильма «Олдбой». Тогда же вышел фильм «Убить Билла», и картины обоих режиссёров оказались очень похожи. Но Пак всячески открещивается от сравнений с культовым американцем, в чём можно увидеть и здоровую конкуренцию, и национальную самобытность корейца.

«Я киборг, но это нормально», 2006

Пак Чхан Ук не только талантливый режиссёр, но и хороший продюсер. Так, например, он спродюсировал фильм «Сквозь снег» другого талантливого корейца Пон Чжун Хо, основанного на французском графическом романе. Картина получила широкую известность как в Корее, так и за рубежом, и не только благодаря снявшейся в ней Тильде Суинтон. Критики в своем подавляющем большинстве назвали «Сквозь снег» лучшим фильмом 2014 года.

Последний на сегодня фильм Пак Чхан Ука — «Служанка», лесбийская криминальная драма; тоже неожиданный поворот в творчестве. Пак признаётся, что давно хотел снять картину о гомосексуальной любви, в которой на первый план выходила бы не плотская, а человеческая составляющая. Пак взял британский классический роман и поместил его в эпоху японской оккупации Кореи. Главным для сюжета было то, что в обществе уже начали функционировать психбольницы (одна из героинь попадает туда). Хитроумно сконструированный фильм-головоломка с бесконечным количеством фальшивых сюжетных поворотов и двойных финалов стал настоящим подарком фанатам Пак Чхан Ука,
и не только им.

«Служанка», 2016

Пак Чхан Ук считает, что корейцы — очень пассионарный народ в силу молодости своей государственности, и поэтому рецепт популярного кино для них — обилие эмоциональности, ярости, чувства собственного достоинства. Так его фильмы попадают в самое сердце корейского зрителя. Пак Чхан Ук сам о своих фильмах говорит следующее: «Это правда, что мои фильмы пропитаны пессимизмом. Мне кажется, я делаю пессимистические фильмы потому, что в обычной жизни я большой оптимист».

Читайте также
Основано на реальных событиях — Роману Полански 85 лет
Не совсем поздравительный текст Зинаиды Пронченко к юбилею польско-французского режиссёра. Роман Полански Здесь должен был быть восхищённый текст...
Однажды в Мексике. Алехандро Гонсалесу Иньярриту — 55
К юбилею Алехандро Гонсалеса Иньярриту Наталья Серебрякова рассказывает, как мексиканский моряк стал знаменитымоскароносным режиссёром.Вначале было море. На н...
И в кино тоже: 90 лет назад родился Энди Уорхол
6 августа 1928 года в Питтсбурге на свет появился Эндрю Уорхола, которого мы знаем под чуть более звучным псевдонимом Энди Уорхол. Уорхол...
Настоящий «господин Никто»: сорок лет спустя — в прокате «Месье Кляйн»
В Европе спустя сорок лет после премьеры на экраны выходит в отреставрированной версии «Месье Кляйн» Джозефа Лоузи, фильм, создававшийся чрезвы...
Программа 75-го Венецианского кинофестиваля
Юбилейный 75-й Венецианский кинофестиваль объявил программу. Смотр традиционно пройдёт на острове Лидо с 29 августа по 8 сентября. Председателем жюри назначен...
Оркестр одиноких сердец: Вонгу Кар-Ваю — 60
Сегодня исполняется 60 лет гонконгскому поэту от кинематографа — Вонгу Кар-Ваю, автору «Падших ангелов», «Чунгкингского экспресса», «Любовного...
Также рекомендуем
Постер фильма «Олдбой», реж. Пак Чхан-ук. «Иноекино»В российских кинотеатрах состоялась повторная премьера самого значим...
Как автор «Олдбоя» перенёс на экраны один из лучших романов десятилетия.
Выдающееся переосмысление «Рипли», бодрый постапокалипсис и драмеди о насилии.
Весной на стримингах правили шпионы, мошенники и искренность на грани жути.
Постер фильма «Олдбой», реж. Пак Чхан-ук. «Иноекино»В российских кинотеатрах состоялась повторная премьера самого значим...
Как автор «Олдбоя» перенёс на экраны один из лучших романов десятилетия.
Выдающееся переосмысление «Рипли», бодрый постапокалипсис и драмеди о насилии.
Весной на стримингах правили шпионы, мошенники и искренность на грани жути.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00