Лучшие фильмы фестиваля российского кино «Окно в Европу-2021»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В Выборге завершился 29-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Главный приз получил мета-фильм «Продление жизни», в котором инвестор и режиссёр Дмитрий Фалькович играет инвестора и режиссёра Дмитрия Фальковича. О том, какие ещё фильмы с «Окна» обязательно стоит ждать в прокате или сети, рассказывает Соня Бессонова.

Стоит сразу оговориться: выбор жюри во главе с Ларисой Садиловой несколько удивителен, ведь где это слыхано, чтобы триумфатором фестиваля становилась картина про тоскующих белых капиталистов, с завидной частотой обедающих чёрной икрой и рассуждающих о том, что вложение десяти миллионов долларов в продление жизни — сущий пустяк для их кармана. Далее следуют фильмы не про тоскующих капиталистов, чахнущих над златом и гастрономическими изысками.


«Капкан», реж. Галина Уразова

«Капкан», реж. Галина Уразова
Фото: Окно в Европу

На отшибе неизвестно какого хутора некогда жила обычная, ничем не выделяющаяся семья: мужчина, женщина и их сын. Но сына не стало, и с тех пор в отношениях партнёров царит тотальная дисгармония. Они не разговаривают, не касаются друг друга, не занимаются любовью — вместо этого двухметровый Иван насилует хрупкую Александру, за что потом извиняется в своей манере, искренне, но без намёка на исправление.

С актёрской карьерой у Галины Уразовой не заладилось, если, конечно, роль кассирши в ситкоме «СашаТаня» не является пределом мечтаний. Поэтому немудрено, что Галина закатала рукава и занялась режиссурой. Сперва она оттачивала мастерство на музыкальных клипах, затем — на документалистике (непродолжительный кинопортрет «Как проводит лето Михаил Иванович» в своё время выиграл диплом на зрительском фестивале «Шорты») и только потом подобралась к игровому полному метру.

Её немногословный дебют, в котором одна редкая, но ёмкая фраза произносится много раз только ближе к финалу, оставляет после себя горькое послевкусие. Фильм о мести за причинённое насилие, казалось бы, должен принимать присущие поджанру триллера rape and revenge черты, но только не в случае «Капкана». Не стоит ждать развязки в стиле какого-нибудь «Соловья», ведь здесь абьюзер — отнюдь не чужой человек или, если угодно, когда-то был не чужим человеком. В таком случае отгрызть свою ногу, угодившую в смертоносный капкан, и упорхнуть птицей под силам не каждой жертве, сколько бы она ни грезила о свободном небе.


«Земун», реж. Эдуард Жолнин

«Земун», реж. Эдуард Жолнин
Фото: Окно в Европу

Если копнуть в мифологию древних славян, можно наткнуться на понятие «Земун» — так называют священную Небесную корову, божество, которое указывает сбившимся с пути людям верную дорогу. В случае работяги Егора (Евгений Ткачук) Земун возникает в самом неожиданном месте — посреди ночной улицы, застроенной панельками. Что символизирует молчком стоящее животное, парень, естественно, не знает и знать не хочет. Вскоре ему доносят печальную весть — умирает его отец, последний из живых родителей, — так что он собирает вещи и отправляется в родную деревню, в которой семейным хозяйством из почти сотни коров распоряжается упёртый младший брат. Упёртый — потому что не хочет отдавать стадо на убой, тем самым покрыть долг отца и, если повезёт, заполучить копейку-другую для своего и братского безбедного будущего.

Неудивительно, что первый фильм Эдуарда Жолнина, воспитанника петербургского детского дома, на фестивале оценили достаточно высоко: картина получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России, а также почётное серебро в конкурсе «Выборгский счёт», победитель которого определяется путём зрительского голосования. Главный герой, он побитый жизнью маленький человек, разорвавший связи с прошлым и, следовательно, родительским домом, его обитателями. Егора нельзя назвать тем, кто умеет слушать и объективно мыслить; в этом мире он всего-навсего странник, потерявший из виду путеводную звезду. И тем увлекательнее смотрится его трансформация — как трансформация и самого фильма, плавно перетекающего из драмы о поиске семьи/себя в нео-вестерн с мычащими коровами, деревенскими головорезами и перестрелками в декорациях провинциальной России.


«Первый снег», реж. Наталья Кончаловская

«Первый снег», реж. Наталья Кончаловская
Фото: Окно в Европу

Все мы знаем, что начинать новую жизнь принято с первого января или, на худой конец, с понедельника. Но у героинь дебюта Натальи Кончаловской, девушки из именитой семьи, не нуждающейся в представлении, ощутимые изменения происходят спонтанно. Стажёрка в консалтинговой компании Кристина, её руководительница Оксана и мать-риелторша Марина балансируют, как говорится, на грани: первой осточертели советы матери и не дающая никаких результатов почти-работа, вторая не может найти время для малолетней дочери, а третья просто хочет любви.

Фильм Кончаловской — явление интересное: истории женщин, переплетающиеся совершенно волшебным образом, абсолютно просты, вылизаны и в целом наивны. Но они рассказаны с таким изяществом и подкупающей поэтичностью, что проигнорировать их просмотр значит лишить себя полуторачасового погружения в фантасмагоричную действительность, в которой мечтать никому не запрещается.


«Валенки RU», реж. Антон Белоусов, Юрий Немцов

«Валенки RU», реж. Антон Белоусов, Юрий Немцов
Фото: Окно в Европу

Кто бы мог подумать, что одним из любопытнейших конкурсантов в секции неигрового кино станет 30-минутный фильм про валенки. Док начинается в чёрно-белом цвете, что неизбежно вызывает ассоциации с чем-то, давно погрязшим в анналах истории, но приобретает яркие краски, когда в кадре заговаривают про актуальность обуви из овечьей шерсти. «XXI век — век валенок», — уверяет женщина, вышивающая на сапоге незамысловатый узор.

Трудно сказать, правдивы ли её слова, но одно-два столетия назад было временем валенок. Когда валяная обувь получила распространение, жгоны (изготовители) придумали собственный язык, матрайский, чтобы общаться за пределами своих поселений. О нём, как и о технологии производства валенок, простым смертным известно немного, поэтому проект фотожурналиста Антона Белоусова и тележурналиста Юрия Немцова — своего рода кладезь непопулярных знаний, которые, если бы не этот фильм, забылись бы вместе со смертью последних жгонов.


Читайте также
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в сентябре
Соня Бессонова рассказывает о стриминговых новинках. В грядущие месяцы прокат, конечно, готовит марафон премьер, но любопытное кино можно посмотреть и...
Венецианский кинофестиваль — 2021: полный гид по программе
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы именитых режиссёров и познакомит нас с тал...
Свингерство, суицид и Родина-мать: 7 лучших российских короткометражных фильмов с фестиваля «Короче»
На прошлой неделе, 22 августа, завершился фестиваль короткометражного кино «Короче». Главный приз отошёл ленте об изобретателе и горе-любовнике в одном лице «...
Обзор (к)инопрессы #64: Цай Минлян, Лав Диас, «Крик», Дэвид Лоури и Эдгар Аллан По 
Виктор Непша собрал в одной статье непростительно увлекательные материалы из иностранной (к)инопрессы. Цай Минлян и Лав Диас о разном, а вроде и об одном и то...
Мучительная австрийская драма, триллер от вратаря сборной Исландии: лучшие фильмы фестиваля в Локарно
В субботу, 14 августа, завершился 74-й фестиваль в Локарно. «Золотой леопард» достался индонезийцу Эдвину за сентиментальный боевик (и такое бывает) «Я мщу, о...
Кудряшова, Панфилов, Зельдович и Останина: (замечательные) российские фильмы в программе фестиваля в Локарно 
74-й международный фестиваль в Локарно проходил с 4 по 14 августа. В этом году в Швейцарии показали сразу четыре фильма из России, два из них в основном конку...
Также рекомендуем
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же в...
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
Новый год — пора мультфильмов. Выбрать сложно, ошибиться легко. Алексей Филиппов предлагает восемь уже...
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ.
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же в...
Зинаида Пронченко получает интригующее СМС-сообщение от мужчины, Антон Долин тратит все деньги на дорогое французское та...
Новый год — пора мультфильмов. Выбрать сложно, ошибиться легко. Алексей Филиппов предлагает восемь уже...
Сусанна Альперина («Российская газета») специально для КИНОТВ.

Последние новости

Что смотреть в кино с 30 мая: от «Винни-Пуха» до «Манюни»
От сказочных слэшеров до перевыпуска классики.
«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
00:00